Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 04-02/1322 (опубликовано 17 февраля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медпром" (далее - ООО "Медпром", заявитель) исх. от 05.02.2016 N 09-05/05/02 (вх. от 05.02.2016 N 359эл) на действия заказчика - государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка инвалидам цифровых слуховых аппаратов", извещение N 0207100000616000036 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
-<_> установила:
1. ООО "Медпром", ГУ-РО ФСС России по Республике Коми, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Медпром" обжалуются действия (бездействие) заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части:
-не установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ от 25.03.2014 N 155);
-неуказания в требованиях к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, какие именно документы и сведения в соответствии с пунктами 3, 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе должны быть представлены участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе;
-установления в нарушение части 2 статьи 28, части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе, при неустановлении указанных преимуществ в извещении о проведении электронного аукциона;
-неустановления в извещении о проведении электронного аукциона преимущества, предоставляемого в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе;
-неустановления в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 5,3, 5.5 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, фиксированного размера штрафа;
-указания в Техническом задании, являющимся приложением N 2 к документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание), ссылки на ГОСТ Р 51024-97 "Государственный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия", принятого и введеного в действие Постановлением Госстандарта России от 29.01.1997 N 29, утратившего силу с 1 апреля 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 16.11.2012 N 932-ст.
В ходе рассмотрения жалобы представителем ООО "Медпром" указано, что заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании описание объекта закупки определено таким образом, что однозначно определить, какой товар требуется к поставке: слуховые аппараты с ушными вкладышами индивидуального изготовления или слуховые аппараты без ушных вкладышей индивидуального изготовления не представляется возможным.
ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в отзыве на жалобу исх. N 11-19/1115-1892 от 08.02.2016 (вх. N 540 от 08.02.2016) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Медпром", ГУ-РО ФСС России по Республике Коми, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ-РО ФСС России по Республике Коми.
Объект закупки - "Поставка инвалидам цифровых слуховых аппаратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 815 500,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0207100000616000036, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, на электронной торговой площадке http://www.rts-tender.ru 22.01.2016.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
4.1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с прочим, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, определены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.
Объект закупки - "Поставка инвалидам цифровых слуховых аппаратов".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0207100000616000036 код требуемого к поставке товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД2) - 26.60.14.120 (аппараты слуховые).
Товар в соответствии с ОКПД2 - 26.60.14.120 (аппараты слуховые) в Приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 отсутствует.
Действия заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, не противоречат части 4 статьи 14, пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4.2. По пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
4.2.1. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
По подпункту 3 пункта 5.8 раздела 1 документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно преамбуле раздела 2 "Информационная карта аукционных заявок" документации об электронном аукционе "нижеследующие конкретные условия проведения электронного аукциона - информационная карта аукционных заявок - являются неотъемлемой частью настоящей документации об электронном аукционе и дополнением к инструкции Участникам аукциона".
По пункту 16 Информационной карты вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
По пункту 2.1.5 проекта государственного контракта, являющегося приложением N 3 к документации об электронном аукционе, к обязанностям поставщика отнесено, в том числе, представление "заказчику в течение 5 (пяти) календарных дней со дня заключения настоящего контракта копий регистрационных удостоверений на товар, в соответствии с приказом Минздрава России от 14.10.2013 N 737н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий", и копий сертификатов соответствия на товар или копии деклараций о соответствии товара, в соответствии с Постановлением Правительства от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Таким образом, документацией об электронном аукционе предоставление копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге, предусмотрено при поставке товара.
Действия заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части определения в документации об электронном аукционе требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге, не противоречат пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4.2.2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
По подпункту 6 пункта 5.8 раздела 1 документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе заказчиком условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с требованиями части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, не установлены.
Таким образом, из содержания документации об электронном аукционе следует, что предоставление в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов или копий документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не требуется.
4.2.3. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень).
В указанный Перечень включен вид медицинских изделий - "слуховые аппараты неимплантируемые" (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 - 33.10.18.110).
По пунктам 2, 3 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 20 раздела 2 "Информационная карта аукционных заявок" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) определено: "Установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102. Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке Изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации об аукционе в электронной форме заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов Изделий, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан; не содержат предложений о поставке одного и того же вида Изделия одного производителя.
Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами".
Таким образом, из содержания документации об электронном аукционе (подпункт 6 пункта 5.8 раздела 1, пункт 20 Информационной карты) следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документ, подтверждающий соответствие предлагаемого им товара ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, или копию этого документа - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Действие заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части определения в документации об электронном аукционе требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления документов и сведений в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4.4. Согласно пунктам 5, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов; декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1, 2, 4 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно частей 1, 2 статьи 28 Закона о контрактной системе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 2 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649.
В указанном Перечне товар, являющийся объектом закупки - аналоговые слуховые аппараты, отсутствует.
Действия заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 28 Закона о контрактной системе, не противоречат части 2 статьи 28, пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.
В указанном Перечне товар, являющийся объектом закупки - аналоговые слуховые аппараты, отсутствует.
Действия заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе преимущества организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе, не противоречат части 3 статьи 29, пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 1, 3 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе преимущества в соответствии со статьями 28, 29 не установлены.
Извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 15 Информационной карты определено ограничение в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе: "в настоящем электронном аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в электронном аукционе свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
Подпунктами 5, 7 пункта 5.8 раздела 1 документации об электронном аукционе установлено, что "вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов; декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе. (В случае размещения электронного аукциона для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций)".
Таким образом, из содержания документации об электронном аукционе следует, что предоставление в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копий этих документов не требуется; предоставление декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе необходимо.
Действия заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части установления в документации об электронном аукционе требований к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в части определения требований к предоставлению документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе, не противоречат пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Заказчиком - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе: "в настоящем электронном аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации", вместе с тем преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со 30 Закона о контрактной системе, извещением о проведении электронного аукциона не установлены.
Бездействие заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона преимущества, предоставляемого в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, не соответствует требованиям пункта 5 части 5 статьи 63, пунктам 3, 4, части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе.
4.5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
По пункту 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пунктам 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Подпунктами 5.3, 5.5 пункта 5 проекта контракта, являющегося приложением N 3 к документации об электронном аукционе, определено:
"В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом Поставщик вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 составляет _____ (________) рублей __ копеек.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств по Контракту (в том числе гарантийных обязательств), Заказчик направляет Поставщику требование об уплате штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 и составляет _____ (________) рублей __ копеек".
Действия заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части определения в подпунктах 5.3, 5.5 пункта 5 проекта контракта, являющегося приложением N 3 к документации об электронном аукционе, условия о том, что "размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 составляет _____ (________) рублей __ копеек" не противоречат части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 4, 5 Правил, поскольку указанная формулировка в проекте контракта позволяет заказчику установить фиксированный размер штрафа в контракте при его заключении по результатам закупки на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
4.6. Техническим заданием при описании объекта закупки определено: "Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51024-97 Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия)".
Вместе с тем, ГОСТ Р 51024-97. Государственный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 29.01.1997 N 29, утратил силу с 1 апреля 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 16.11.2012 N 932-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 51024-2012.
На заседании Комиссии Коми УФАС России установлено, не оспорено представителями ООО "Медпром", ГУ-РО ФСС России по Республике Коми, что общие технические требования к слуховым аппаратам, определенные в ГОСТ Р 51024-97, в ГОСТ Р 51024-2012 не изменены.
С учетом изложенного, у Комиссии Коми УФАС России достаточные основания для констатации факта нарушения заказчиком при описании объекта закупки требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, отсутствуют.
4.7. Техническим заданием определены общие требования к объекту закупки:
"Слуховые аппараты - электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ограничений жизнедеятельности.
Технические характеристики к слуховым аппаратам, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (максимальный ВУЗД, максимальное усиление, диапазон частот, регулировки ТНЧ, АРУ, ТВЧ и другие) приводятся в соответствии с стандартом IEC 60118-7 2cc (измерения для 2-х кубовой камеры) и указаны в технических требованиях каждого лота.
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13.
Все слуховые аппараты поставляются в комплектации: стандартный вкладыш - 1шт., элемент питания - 2шт.
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51024-97 Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия).
Транспортирование слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления проводят по группе 5 ГОСТ 15150 раздел 10 пункт 8.1.
- крытым транспортом всех видов, в том числе в отапливаемых герметизированных отсеках самолетов, в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте каждого вида, при температуре не ниже минус 40°С, железнодорожным, автомобильным транспортом и иными способами на условиях DDP.
Условия хранения слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления в упаковке изготовителя - по группе 1 ГОСТ 15150 раздел 10 пункт 8.2.
Упаковка слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления должна обеспечивать защиту от повреждений, порчи (изнашивания) или загрязнения во время хранения и транспортирования к месту пользования по назначению.
Упаковка слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, предназначенных для отправки в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, должна соответствовать требованиям - по ГОСТ 15846.
Потребительскую тару с упакованными слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления перевязывают шпагатом по ГОСТ 17308 или оклеивают бумажной лентой по ГОСТ 18510, ГОСТ 23436 или ГОСТ 22208 клеевой лентой на бумажной основе по ГОСт 18251.
Согласно устным пояснениям представителей заказчика, данным в ходе рассмотрения жалобы, в указанной части Технического задания по тексту указана категория "слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления", определенная пунктом 17 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 N 2347-р, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н.
Техническое задание содержит таблицу, в которой конкретизированы требования к закупаемому товару: наименование товара, описание функциональных и технических характеристик товара; цена за единицу, количество.
В указанной таблице отсутствуют требования о необходимости поставки вместе со слуховыми аппаратами ушных вкладышей индивидуального изготовления.
Таким образом, из совокупного содержания Технического задания следует, что ушные вкладыши индивидуального изготовления к поставке не требуются.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России решила:
1. Признать жалобу в части неуказания в извещении о проведении электронного аукциона преимущества, предоставляемого в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе - обоснованной, в остальной части - необоснованной.
2. Признать бездействие заказчика - ГУ-РО ФСС России по Республике Коми в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона преимущества, предоставляемого в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, не соответствующим требованиям пункта 5 части 5 статьи 63, пунктам 3, 4, части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, а также тем, что выявленное нарушение не могло повлиять и не повлияло на результаты закупки, предписание об устранении допущенного нарушения пункта 5 части 5 статьи 63, пунктам 3, 4, части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 04-02/1322 (опубликовано 17 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016