Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 января 2016 г. N 87-08/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
|
члены Комиссии: |
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 87-08/2015, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "БРИЗ" (далее - ООО "Бриз") по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А" буклета "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 с рекламой алкогольной продукции "Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край_", в которой предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции занимает менее десяти процентов рекламой площади,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства ООО "Бриз" <_> по доверенности б/н от 12 января 2016 года, установила:
В результате проводимого должностными лицами Челябинского УФАС России наблюдения за соблюдением обязательных требований рекламного законодательства выявлено, что в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А" в прикассовой зоне на прилавке в свободном доступе (по состоянию на 20 августа 2015 года) размещена рекламная продукция - буклет "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015.
Указанный буклет на обложке содержит, в том числе информацию: "Пушкина 71 А 8-922-697-02-79 Приглашаем за новинками". В буклете присутствуют сведения об алкогольной продукции:
Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край;
Вино Крымский Винтаж 11 %, 0,75 л, Крым;
Вино VINNIKOFF 11%, 0,75 л, Краснодарский край;
Домашнее вино 10-12 %, 0,7 л, Краснодарский край;
Вино Черная амфора, 10-12%, 0,75 л, Краснодарский край
Здесь же указана предупреждающая надпись "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью", которая составляет 7, 5 процентов рекламной площади (пространства).
Факт распространения данного буклета подтверждается актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
Магазин "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А" включен под номером 4 в перечень обособленных подразделений к лицензии N 1338/299 от 29 декабря 2014 года, выданной ООО "Бриз" Министерством сельского хозяйства Челябинской области на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно договору аренды нежилого помещения NБЗ-07-05/2011 от 04 февраля 2011 года, заключенного между ИП Номеровский С.М. (Арендодатель) и ООО "Бриз" (Арендатор) нежилое помещение N 5 общей площадью 72, 3 кв.м, находящееся на первом этаже жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А" Арендатор использует для торговли в качестве универсама под коммерческим обозначением "Красное Белое".
Челябинским УФАС России в отношении ООО "Бриз" возбуждено дело по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
ООО "Бриз" в объяснениях указало, что не распространяло буклет "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 в месте осуществления торговой деятельности в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А". Договоры на изготовление буклета не заключало. Алкогольную продукцию, указанную в буклете не реализовывало.
Рассмотрев материалы и заслушав ООО "Бриз", Комиссия приходит к следующим выводам.
Материалами дела доказано, что именно ООО "Бриз" осуществляет торговлю алкогольной продукцией в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А", что подтверждается договором аренды нежилого помещения NБЗ-07-05/2011 от 04 февраля 2011 года, заключенным между ИП Номеровский С.М. (Арендодатель) и ООО "Бриз", лицензией N 1338/299 от 29 декабря 2014 года, выданной ООО "Бриз" Министерством сельского хозяйства Челябинской области на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, товарно-транспортными накладными N РнА-161149 от 02.08.2015 N PmRW135743 от 05.08.2015, N РнА-167479 от 09.08.2015, NР2А-001495 от 15.08.2015, N РнА-172830 от 16.08.2015, N PmRW145458 от 17.08.2015, NР2А-002531 от 17.08.2015, N Р2А-003814 от 19.08.2015, N РнА-176006 от 20.08.2015, N PmRW147704 от 20.08.2015, N PmRW148036 от 21.08.2015, N БрА-186668 от 22.08.2015, N Р2А-005937 от 22.08.2015, N Р2А-007472 от 24.08.2015, перечнем реализованной ООО "Ьриз" алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 10-12 %.
Относимость буклета "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015, рассматриваемого в настоящем деле, к магазину "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А", деятельность в котором осуществляет ООО "Бриз", подтверждает присутствующий на титульном листе буклета "Красное Белое" штамп с информацией: "Пушкина 71 А 8-922-697-02-79".
Телефонный номер 8-922-697-02-79, указанный на обложке буклета "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015, выделен по договору об оказании услуг связи N 6917962 от 01 марта 2011 года ООО "Бриз", что подтверждается письмом ПАО "Мегафон" вх. N 18824 от 21.12.2015.
По адресу, указанному на обложке буклета "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015, а именно Пушкина 71 А, торговую деятельность осуществляет также ООО "Бриз".
Присутствующая в буклете "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 информация, в том числе об алкогольной продукции - вине, произведенном в Краснодарском Крае и Крыме является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, в том числе покупателям магазина "Красное Белое", направлена на привлечение внимания к указанному магазину и реализуемой им продукции, имеет конечной целью реализацию рекламируемой продукции.
Размещение печатной продукции рекламного характера соответствовало интересам ООО "Бриз", поскольку размещение рекламы в месте торговли способствует привлечению внимания покупателей к организации торговли и реализуемой им продукции.
Актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России установлено, что буклет "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 был размещен в прикассовой зоне, на прилавке, то есть на торговом оборудовании.
Согласно пункту 3.1.6 должностной инструкции администратора магазина ООО "Бриз", администратор магазина в течение дня контролирует, в том числе наличие посторонних предметов и спецодежды на торговом оборудовании.
Доказательств, информации, что ответственные сотрудники ООО "Бриз" принимали какие-либо меры по удалению из мест торговли буклетов "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 в материалы дела не представлено. При этом размещение печатной продукции в магазине ООО "Бриз" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А направлено на информирование покупателей о данной организации и ассортименте товаров.
Доказательств, указывающих, что буклет "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 в торговом объекте, в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А разместило иное лицо, ООО "Бриз"т акже не представлено.
Неустановление лица, разместившего в торговом зале магазина "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 "А" буклета "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 не свидетельствует об отсутствии факта распространения рекламы: "_Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край, Вино Крымский Винтаж_" и заинтересованности ООО "Бриз" в её размещении в местах осуществлениям им деятельности по реализации продукции.
Размещение рекламы в объекте торговли, из содержания которой следует, что она формирует и поддерживает интерес к данному объекту может обеспечивать ООО "Бриз" возможность реализовывать, указанную в буклете продукцию в будущем.
В связи с изложенным, доводы ООО "Бриз" о том, что оно не реализовывало продукцию, указанную в буклете "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 продукцию, в августе 2015 года, Комиссией не приняты во внимание.
Согласно части 2.1. статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Данное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.
Рекламная площадь одного листа буклета "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 составляет 630 кв.см (21 см - ширина х 30 см - высота ). Площадь предупреждения составляет 45 кв.см (1, 5 см -ширина х 30 см - высота). Площадь предупреждения занимает 7, 1 % рекламной площади (45 кв.см х 100 / 630 кв.см).
Таким образом, из произведенных математических расчетов следует, что присутствующая в буклете "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 предупреждающая надпись "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе"
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Совокупность полученных антимонопольным органом доказательств (акт осмотра объекта торговли, сведения о владельце телефонного номера 8-922-697-02-79, указанного в рекламе, содержание рекламной информации, непринятие ООО "Бриз" мер по прекращению размещения рекламы) указывает на наличие факта размещения рекламной печатной продукции в интересах ООО "Бриз" и о том, что объектом рекламирования является данная организация и реализуемая ею алкогольная продукция.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Таким образом, вино "Темрюкская долина", "Крымский Винтаж" и пр., реклама которых размещена в буклете "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015, является алкогольной продукцией.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы следует признать ООО "Бриз" осуществляющее розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А в интересах которого распространялась указанная реклама и сведения о котором присутствуют в рекламном буклете "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку буклет "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015 предусматривал срок действия рекламного предложения с 18 по 31 августа 2015 года, который истек, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: "Вино Темрюкская долина_Вино Крымский Винтаж_Вино VINNIKOFF_ Домашнее вино_Вино Черная амфора_ в которой предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее 10 процентов рекламной площади (пространства), размещенную в буклете "Красное Белое" N 186 /18-31 августа/ 2015, распространявшийся в магазине "Красное Белое" по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, 71 А, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Бриз" и его должностного лица
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 января 2016 г. N 87-08/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016