Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 февраля 2016 г. N 533/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "СДК" (173002, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 33, корп. 2; далее - ООО "СДК") заявление о нарушении заказчиком - Филиалом Акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Системы прецизионного приборостроения" (173003, Великий Новгород, набережная реки Гзень, д. 9; далее - Филиал АО "НПК "СПП") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения запроса цен на право заключения договора на выполнение работ по ремонту производственного помещения, извещение N 31502902006 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.10.2015.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
13.11.2015 в Новгородское УФАС России от ООО "СДК" поступила жалоба (вх. N 9469 Новгородского УФАС России) на действия заказчика - Филиала АО "НПК "СПП" при проведении им закупки путем проведения запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту производственного помещения (извещение N 31502902006; дата размещения извещения - 28.10.2015) (далее - Жалоба).
16.11.2015 в Новгородское УФАС России от ООО "СДК" поступили дополнения к Жалобе.
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев до рассмотрения по существу Жалобу ООО "СДК" и дополнения к ней, приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы ООО "СДК" и дополнений к ней как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление), а именно статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Из Заявления "СДК" следует, что в Документации о проведении рассматриваемого запроса цен (далее - Документация) заказчиком не точно сформулированы требования к заявке, а именно не указан период за который необходимо предоставить декларацию об отсутствии решений суда о взыскании за ненадлежащее исполнение обязательств участником закупки.
Организатором торгов - Филиалом АО "НПК "СПП" по запросу Новгородского УФАС России исх. N 6294/03 от 16.11.2015 представлены копии документов и информация по данной закупке.
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления и изучения представленных материалов установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В данном случае имело место проведение торгов в форме запроса цен заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, автономными учреждениями.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой организатором торгов - АО "НПК "СПП" разработано и утверждено решением совета директоров АО "НПК "СПП" от 14.12.2012 N 17 Положение о закупке товаров работ, услуг для нужд АО "НПК "СПП", в последней редакции утвержденной протоколом заседания совета директоров ОАО "НПК "СПП" N 1 от 31.01.2014 (далее - Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Раздел 8 Положения содержит требования к проведению запроса цен. Так, согласно пункта 8.4.3 раздела 8 Положения порядок проведения конкретной процедуры, сроки, сведения о начальной максимальной цене, требования и условия конкретного запроса цен устанавливаются в закупочной документации.
В соответствии пунктом 5.6 раздела 5 Положения в закупочной документации заказчик устанавливает, какие документы должны быть представлены для участия в процедуре.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4.9 раздела 4 Положения участники в составе своей заявки представляют документы и сведения в соответствии с требованиями закупочной документации.
Также в соответствии с пунктом 4.9 раздела 4 Положения лицо, желающее участвовать в закупки, а также предлагаемые им товары, работы услуги должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, настоящим Положением о закупке и закупочной документацией.
Таким образом, Положение не ограничивает заказчика в предъявлении к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Документацией, исходя из особенностей предмета закупки и необходимости проверки наличия у лица, подавшего заявку, положительной деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 Документации требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика устанавливаются в Приложении N 1 к Документации (Переменные данные).
Согласно подпункту "г" пункта 2.2 Документации заявка на участие в открытом запросе цен в электронной форме должна содержать документы и сведения в соответствии с Приложением N 1 к Документации (Переменные данные).
Из содержания подпункта 4.2 пункта 4 Приложения N 1 к Документации (Переменные данные) следует, что для допуска участник предоставляет документы, подтверждающие специальные требования, в том числе декларацию об отсутствии решений суда о взыскании за ненадлежащее исполнение обязательств.
Таким образом, заказчик, руководствуясь Положением, установил требование к участникам закупки в соответствии с потребностями Филиала АО "НПК "СПП", для подтверждения того, что выполнение работ подрядчиком по ремонту производственного помещения будет носить добросовестный характер и будет направлено на достижение конечного результата удовлетворяющего потребности заказчика.
Кроме того, установление заказчиком требования о предоставлении в заявках участниками закупки декларации об отсутствии решений суда о взыскании за ненадлежащее исполнение обязательств за какой-либо определенный период времени привело бы к ограничению конкуренции и созданию условий для заключения договора с конкретным участником закупки.
Действия заказчика основаны на нормах его Положения о закупках и Закона о закупках.
Согласно протоколу подведения итогов рассматриваемого запроса цен N 206 от 10.11.2015, заявка участника закупки ООО "СДК" отклонена на основании наличия в отношении данного участника решения арбитражного суда о взыскании за ненадлежащее исполнение обязательств, вступившего в законную силу.
При этом, в заявке участника закупки ООО "СДК" представлена декларация об отсутствии решений суда о взыскании за ненадлежащее исполнение обязательств.
25.12.2015 в Новгородское УФАС России (вх. N 11114) заказчиком представлены письменные объяснения по факту отклонения заявки участника закупки ООО "СДК". Из содержания вышеуказанных объяснений следует, что закупочной комиссией заказчика установлено наличие в отношении ООО "СДК" решения Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-643/2015 от 27.03.2015 о ненадлежащем исполнении им обязательств по договору поставки товаров, решение вступило в законную силу в соответствии с постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу N А44-643/2015 от 28.05.2015.
Согласно подпункту 1 пункта 4.13 Положения лицу может быть отказано в допуске к участию в процедуре, и предложение (заявка) может быть отклонено на любой стадии в случае непредставления документа или документов, определенных в закупочной документации, либо наличия в таких документах недостоверных или противоречивых сведений.
Таким образом, принятое комиссией заказчика решение об отклонении заявки участника закупки ООО "СДК", является правомерным.
На основании требований пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 5.6 раздела 5 Положения в Документации заказчиком (организатором открытого конкурса) - Филиалом АО "НПК "СПП" установлены требования к участникам закупки, равные для всех участников рассматриваемого запроса цен и отвечающие потребностям заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "СДК", отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 февраля 2016 г. N 533/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016