Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 9 февраля 2016 г. N 06-09/РНП-51-08
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Врио председателя Комиссии Мурманского УФАС России: начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - Воронина К.Ф.,
члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Лапеня Е. А. - главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Муниципального бюджетного учреждения "Специализированная похоронная служба"- <> (доверенность от 09.02.2016 N 15),
директора общества с ограниченной ответственностью "СтройМонтаж-Север" - <> (решение учредителя от 10.06.2013 г. N1),
рассмотрев обращение, представленное Муниципальным бюджетным учреждением "Специализированная похоронная служба" (далее по тексту решения - Заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "СтройМонтаж-Север" (далее по тексту решения - ООО "СтройМонтаж-Север", Общество) в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате внеплановой проверки, проведённой в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", установила:
28 января 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от Заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "СтройМонтаж-Север" (ИНН юридического лица: 5190021750, сведения об учредителях (физическом лице), членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица: ИНН: 511000168580, ФИО: <> адрес: <>) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по ремонту подпорной стенки на городском кладбище п. Росляково" (номер закупки: 0349300092415000006) (далее по тексту решения - Электронный аукцион).
Комиссия Мурманского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения Общества от заключения контракта при проведении Электронного аукциона и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Из существа дела следует, что 20 ноября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Специализированная похоронная служба".
Наименование объекта закупки: выполнение работ по ремонту подпорной стенки на городском кладбище п. Росляково.
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 209 124,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов Электронного аукциона от 14.12.2015 года, победителем признано ООО "СтройМонтаж-Север" (защищенный номер заявки 21) с ценой контракта 2078369,42 (Два миллиона семьдесят восемь тысяч триста шестьдесят девять) рублей, 42 копейки.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 39,37 %.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 28 декабря 2015 года Общество посредством электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" подписало контракт.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 28 декабря 2015 года Общество посредством электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" разместило в единой информационной системе подписанный проект контракта, а также Уведомление о подтверждении своей добросовестности, содержащее информацию об исполнении Обществом трех контрактов в течение одного года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе определено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Как было указано ранее, Общество снизило начальную (максимальную) цену контракта на 39,37 %.
Как было установлено, в соответствии с требованиями части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе Обществом было представлено уведомление, подтверждающее его добросовестность на дату подачи заявки. В указанном уведомлении содержится информация о своевременном, без пени и штрафов исполнении Обществом трех муниципальных контрактов, информации о которых содержится в Реестре контрактов в Единой информационной системе. Таковыми являются контракты, имеющие реестровые номера: 0349300084413000009, 0849300000513000074, 0849300000513000083.
Обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, ООО "СтройМонтаж-Север" предоставлено не было.
Частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Также в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Как следует из пояснений Заказчика, в связи с не представлением ООО "СтройМонтаж-Север" в установленный срок обеспечения исполнения контракта Заказчик в соответствии с частью 13 статьи 70, частью 6 статьи 37 и частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе признал Общество уклонившимся от подписания контракта (протокол о признании участника уклонившимся от подписания контракта от 30.12.2015 года).
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
11 января 2016 года Заказчик заключил контракт с участником Электронного аукциона - общество с ограниченной ответственностью "Инмар", предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем Электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Как было указано ранее, 28 января 2015 года Заказчик направил в адрес контролирующего органа сведения в отношении ООО "СтройМонтаж-Север" для решения вопроса о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков, могут быть включены лишь те участники размещения закупки, которые осуществляли умышленные действия по уклонению от заключения контракта. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по сути является санкцией за недобросовестное поведение (злоупотребление и умышленность) поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что для решения вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Изучив представленное Обществом "Уведомление о подтверждении добросовестности участника закупки" от 20.11.2015 г., Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ООО "СтройМонтаж-Север" отсутствуют признаки недобросовестности в виду того, что Общество исполнило требования, содержащиеся в части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставив уведомление, подтверждающее его добросовестность на дату подачи заявки.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для признания ООО "СтройМонтаж-Север" уклонившимся от заключения контракта по причине не предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, поскольку Обществом был выбран иной, не противоречащий требованиям Закона о контрактной системе способ подтверждения своей добросовестности.
Таким образом, действия Общества были направлены на заключение контракта.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов, проведения проверки достоверности фактов, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что Общество не имело умысла уклониться от подписания контракта, предпринимало действия для его заключения.
Таким образом, осуществленное в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в аукционе в электронной форме участника размещения закупки - ООО "СтройМонтаж-Север" (ИНН юридического лица: 5190021750, сведения об учредителях (физическом лице), членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица: ИНН: 511000168580, ФИО: <> адрес: <>), подавшего заявку на участие в Электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Электронном аукционе, подлежит прекращению.
Руководствуясь статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Мурманского УФАС России, решила:
1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "СтройМонтаж-Север" (ИНН юридического лица: 5190021750, сведения об учредителях (физическом лице), членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица: ИНН: 511000168580, ФИО:<> адрес:<>) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 февраля 2016 г. N 06-09/РНП-51-08
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016