Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 15 февраля 2016 г. N 459/2015
Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2016
Полный текст решения изготовлен 15.02.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 459/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
Члены комиссии:
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 459/2015 по признакам нарушения ОАО "Краснодаргоргаз" (350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная, 68) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение <_>(далее - Заявитель) на действия ОАО "Краснодаргоргаз", выразившиеся в приостановлении поставки газа на Объект - <_> расположенный по адресу: <_> в нарушение п. 46 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
Поставка газа на Объект - <_> расположенный по адресу: <_> (далее - Объект), осуществляется ОАО "Краснодаргоргаз" (далее - Поставщик) на основании договора от 16.01.2001 N 94651 на поставку газа.
По вышеуказанному Объекту установлен индивидуальный прибор учета газа G- 6 N 2051301.
После проведения ОАО "Краснодаргоргаз" 20.12.2013 проверки газового счетчика, установленного на Объекте, в виду выявления истечения срока поверки прибора учета газа, начисление оплаты производилось по нормативам потребления газа исходя из количества проживающих в жилом помещении лиц.
Отношения по поставке газа через газораспределительные сети регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Правила N 549).
В силу пункта 5 Правил N 549, поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил N 549 и иных нормативных актов.
Абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 3 Правил N 549).
В силу пп. "в" п. 25 Правил N 549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении определенных условий, в том числе, когда срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.
Поставщик осуществляет определение объема поставляемого газа абоненту только при наличии исправных и прошедших поверку приборов учета газа (п.24, 25 Правил).
При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минрегионразвития России от 13 июля 2006 г. N 83 утверждена методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета. Эта Методика применяется также в случае неисправности приборов учета или истечения межповерочного периода.
В пункте 3 Правил дано понятие "поверка приборов учета газа" - это совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.
Пунктом 21 Правил именно на абонента возложена обязанность, в установленные сроки, обеспечить представление прибора учёта газа для проведения поверки. Также ст. 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из пояснений ОАО "Краснодаргоргаз" следует, что в связи с образовавшейся задолженностью за потребленный газ, ОАО "Краснодаргоргаз" в адрес Заявителя направленно уведомление от 31.07.2015 о приостановлении поставки газа в случае не оплаты образовавшейся задолженности. С 05.10.2015 ОАО "Краснодаргоргаз" осуществлена приостановка подачи газа на Объект.
ОАО "Краснодаргоргаз" является поставщиком газа по договорам конечным потребителям в МО г. Краснодар.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ОАО "Краснодаргоргаз" занимает доминирующее положение на рынке поставки газа конечным потребителям - физические лица, в границах МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 27.11.2015 N 645 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "Краснодаргоргаз" возбуждено дело N 459/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 459/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 09.12.2015 N 23726/6), назначена дата рассмотрения дела - 08.02.2016.
08.02.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; <_> представитель ОАО "Краснодаргоргаз" - <_> от <_>
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, 39.1, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 459/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Краснодаргоргаз".
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
О.Р. Коробкина
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 февраля 2016 г. N 459/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016