Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/567 (опубликовано 12 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2016
Решение изготовлено в полном объеме 12.02.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участи представителей интересов:
общества с ограниченной ответственностью "ТехРесурс" (далее - Заявитель, ООО "ТехРесурс") С. Н. Шаповалова, -
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - Заказчик, ГУП РК "Черноморнефтегаз") -
М. В. Купцовой (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя от 02.02.2016 N037 (вх. N116/09 от 02.02.2016) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса "Метанол - ректификат технический лесохимический, 24.14.22.112" (номер извещения 31502967224) (далее - Конкурс), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Закупочной комиссии Заказчика, выразившихся в необоснованном допуске к участию в Конкурсе одного из участников (общество с ограниченной ответственностью "ДИЛЕНА-ПРОМ" (далее - ООО "ДИЛЕНА-ПРОМ"), заявка которого не соответствовала Конкурсной документации, а также ненадлежащим установлением Заказчиком в Конкурсной документации требований к оценке заявок участников по критерию "Срок поставки товара".
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК "Черноморнефтегаз", Конкурсной документацией.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - Положение о закупках), которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как конкурс.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте 17.11.2015;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс;
- дата и время окончания подачи заявок: 23.12.2015 в 09:00;
- дата и время вскрытия конвертов: 23.12.2015 в 14:00;
- место вскрытия конвертов: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Кирова, 52, конференц-зал;
- дата и время рассмотрения заявок: 22.01.2016 в 14:00;
- место рассмотрения заявок: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Кирова, 52, конференц-зал;
- дата и время подведения итогов: 22.01.2016 в 14:00;
- место подведения итогов: 295000, Республика Крым, г. Симферополь,
просп. Кирова, 52, конференц-зал;
- начальная (максимальная) цена договора - 69 519 605,00 российских рублей;
- на участие поданы 3 заявки, все заявки допущены к участию, в т. ч. заявка Заявителя;
- победителем закупки определено ООО "ДИЛЕНА-ПРОМ", заявке которого присвоено 94 балла.
1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены, действиями Закупочной комиссии Заказчика, выразившимися в необоснованном допуске к участию в Конкурсе ООО "ДИЛЕНА-ПРОМ", заявка которого не соответствовала Конкурсной документации.
Согласно письменным пояснениям Заказчика:
"17.11.2015 на Официальном общероссийском сайте zakupki.gov.ru и на официальном сайте ГУП РК "Черноморнефтегаз" было размещено извещение о проведении конкурса в неэлектронной форме на закупку метанола ректификата технического лесохимического 24.14.22.112, номер извещения на ООС -N31502967224.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 69 519 605,00 рублей (шестьдесят девять миллионов пятьсот девятнадцать тысяч шестьсот пять рублей) с учетом НДС.
Критериями оценки конкурса являются: цена, срок поставки товара. Совокупная значимость всех критериев составляет 100, из них цена - 80, срок поставки - 20.
Согласно Протоколу вскрытия заявок для участия в конкурсе N1058 от 23.12.2015 заявки на участие в конкурсе подали:
ООО "Сибметахим" с ценой 60 253 750,00 и сроком поставки по ж/д в зимний период - 45 дней, в летний период - 30 дней с момента осуществления предоплаты;
ООО "Дилена-Пром" с ценой 61 275 000,00 и сроком поставки - 10 дней;
ООО "Техресурс" с ценой 68 800 000,00 и сроком поставки 20 календарных дней с момента направления заявки либо согласно годового графика отгрузки.
По результатам рассмотрения заявок Техническими специалистами Заказчика (Управление добычи газа и Управление подземного хранения газа), а также Отделом материально-технического снабжения выявлено, что:
1. Заявки ООО "Дилена-Пром" и ООО "ТехРесурс" не могут быть оценены в полном объеме ввиду отсутствия сертификатов соответствия на продукцию.
2. В заявках ООО "Дилена-Пром" и ООО "Техресурс" выявлены арифметические ошибки.
В связи с указанным 13.01.2016 в адрес ООО "Дилена-Пром" и ООО "Техресурс" Заказчиком были направлены запросы на уточнение содержания заявок в части предоставления необходимых документов, а также запросы на исправление арифметических ошибок.
ООО "Дилена-Пром" было предоставлено письмо об отсутствии необходимости сертификации, а ООО "Техресурс" - сертификат соответствия NPOCC.RU/AIO64.H06945" (цитата письма Заказчика от 08.02.2016 N14/02-26).
Представитель Заявителя со ссылкой на жалобу пояснил следующее:
"Закупочная комиссия рассмотрела заявки на участие в конкурсе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в конкурсной документации, утвержденной протоколом N891-к от 17.11.2015 (далее - Документация). Согласно абз. 3 п. 6 Документации на закупку Метанол - ректификат технический лесохимический, 24.14.22.112 при рассмотрении заявок Заказчик вправе уточнять заявки, в том числе, затребовать у участника закупки отсутствующие в составе заявки, представленные не в полном объеме или в нечитаемом виде документы и сведения, при условии наличия в документации о закупке условия о предоставлении таких документов и сведений.
Разделом 4 Документации о закупке предусмотрен Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия претендента установленным требованиям, В частности, обязательными для предоставления являются следующие документы: "копии технической документации, а именно: сертификата качества/соответствия, паспорта безопасности".
ООО "Техресурс" был получен запрос на уточнение содержания заявки (исх. N14/02-7 от 13.01.2016 г.), где в частности было указано требование: ".наличие сертификата соответствия либо письма об отсутствии необходимости в сертификации.". ООО "Техресурс" представило все необходимые документы, п том числе и сертификат соответствия. Следует отметить, что такой документ, как письмо об отсутствии необходимости в сертификации, изначально не предусмотрено Конкурсной документацией и. следовательно, не может быть предоставлено взамен сертификата соответствия. Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям, действующим стандартам и правилам (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ИСО и др.). Наличие сертификата соответствия помотает Заказчику в компетентном выборе продукции и является определенной гарантией ее доброкачественности. Многие производители оформляют сертификат соответствия ГОСТ в добровольном порядке, если их продукция не подлежит обязательной сертификации, для повышения конкурентоспособности своих товаров в числе остальных, представленных на рынке. На этапе рассмотрения заявок только сертификат соответствия может служить подтверждением того, что производимая продукция действительно соответствует метанолу техническому по ГОСТ 2222-95, марки "А". Сертификат же качества подтверждает соответствие лишь конкретной уже произведенной партии товара ГОСТу и, следовательно, не гарантирует соответствие качества на продукцию, которая еще не произведена, а является лишь дополнением к поставляемой продукции. Поэтому требование Заказчика в предоставлении сертификата качества/соответствия является обязательным для обоих сертификатов и не может быть заменено письмом об отсутствии необходимости в сертификации. В свою очередь ООО "Дилена-Пром" является поставщиком метанола от
ООО "Томет" (Самарская область). Как следует из открытых источников,
ООО "Томет" не имеет сертификата соответствия на метанол (http://www.tomet.biz/o-kompann/ раздел "документы") и следовательно не соответствует требованиям, установленными Заказчиком в Документации о закупке. Несмотря на данный факт, Закупочная комиссия протоколом N30-к от 19.01.2016 года допустила к оценке заявку ООО "Дилена-Пром", чем нарушила требования раздела 4 Конкурсной документации "Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям" (цитата жалобы Заявителя от 02.02.2016 N037).
Комиссия, заслушав доводы сторон, изучив Конкурсную документацию, заявки на участие в закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, установила следующее.
В пункте 4 "Перечень документов, которые требуются для подтверждения соответствия участника/претендента установленным требованиям" Конкурсной документации Заказчик указал:
"В составе своей заявки участник обязан предоставить:
- предложение о цене (раздел 3 Документации, п. 6 формы);
- копии технической документации, а именно: сертификата качества/соответствия, паспорта безопасности" (цитата документации).
Учитывая требования Конкурсной документации, в составе документов заявки на участие в Конкурсе участник должен предоставить сертификат качества, сертификат соответствия, паспорт безопасности.
Комиссией установлено, что заявка:
- ООО "Сибметахим" содержит сертификат соответствия (метанол технический) и паспорт безопасности химической продукции (метанол технический). При этом в данной заявке отсутствует сертификат качества данного товара;
- ООО "Техресурс" содержит паспорт безопасности химической продукции (метанол технический). При этом в данной заявке отсутствует сертификат качества и сертификат соответствия данного товара;
- ООО "Дилена-Пром" содержит паспорт безопасности химической продукции (метанол технический). При этом в данной заявке отсутствует сертификат качества и сертификат соответствия данного товара.
Таким образом, на момент подачи ни одна заявка участников на участие в Конкурсе не соответствовала требованиям, указанным в Конкурсной документации, и, как следствие, все заявки подлежали отклонению.
Однако, в пункте 6 "Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников, подведение итогов проведения конкурса" Конкурсной документации Заказчик установил:
"При рассмотрении заявок Заказчик вправе уточнять заявки в следующем порядке:
- затребовать у претендента закупки отсутствующие в составе заявки, представленные не в полном объеме или в нечитаемом виде документы и сведения, при условии наличия в документации о закупке условия о предоставлении таких документов и сведений;
- исправлять выявленные в заявке арифметические и грамматические ошибки и запрашивать у претендента исправленные документы;
- запрашивать разъяснения положений заявок.
_
При уточнении заявок не должны создаваться преимущественные условия каким-либо участникам закупки _" (цитата Конкурсной документации).
Вместе с тем, запросы по устранению недостатков заявок направлены Заказчиком только двум участникам (ООО "Техресурс", ООО "Дилена-Пром"). При этом запросы, направляемые Заказчиком, изменяют положения Конкурсной документации, а именно: Заказчик запрашивает ".наличие сертификата соответствия либо письма об отсутствии необходимости в сертификации.". Таким образом, фактически Заказчик в запросе указывает на то, участник не может или не должен предоставлять сертификат качества закупаемого товара (в запросе не указано о необходимости наличия данного документа), а также на то, что участник может не предоставлять сертификат соответствия закупаемого товара (в запросе указано, что участник может предоставить письмо об отсутствии необходимости в сертификации). Данные действия Заказчика фактически изменяют требования, установленные в Конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника на участие в Конкурсе: "копии технической документации, а именно: сертификата качества/соответствия, паспорта безопасности" (цитата Конкурсной документации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе заседания Комиссии представители сторон пояснили, что наличие сертификата соответствия не является обязательным документом для поставки метанола технического. Такая сертификация является добровольной. Об отсутствии для Заказчика важности наличия у поставщика сертификата соответствия метанола технического также подтверждается объективными действиями Заказчика, указавшим в запросе на уточнение заявок ООО "Техресурс" и ООО "Дилена-Пром" "_ наличие _ письма об отсутствии необходимости в сертификации." в отношении закупаемого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации необоснованное требование к участникам Конкурса о наличии в заявке такого участника сертификата соответствии, сертификата качества товара, поставляемого при исполнении договора, заключенного по итогам Конкурса, при отсутствии обязательной сертификации закупаемого товара, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из приведенного выше, довод Заявителя нашел свое подтверждение частично.
2. В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик в Конкурсной документации установил ненадлежащее требование к оценке заявок участников по критерию "Срок поставки товара".
В силу пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Заказчик в Конкурсной документации установил:
"2) Максимальное количество баллов для критерия "Срок поставки товара" - 20.
Единица измерения срока поставки - календарный день.
Количество баллов для критерия "Срок поставки товара" определяется следующим образом.
Заявка для участия в запросе предложений, Срок поставки товара которой наиболее выгодный (наименьший), присваивается максимально возможное количество баллов.
Количество баллов для остальных заявок вычисляется по формуле:
Б выч. = Cmin/Cвыч *20, где
Б выч. - вычисляемое количество баллов;
C min - наименьший срок;
C выч. - срок заявки, количество баллов для которой вычисляется;
20- максимальное количество баллов для критерия" (цитата Конкурсной документации).
При этом срок поставки товара указывается участником в заявке на участие в Конкурсе следующим образом:
"_
8. Срок поставки товара: _______________________***
*** по предложению участника. Участником указывается период времени от даты направления заявки или осуществления предварительной оплаты до момента поставки в пункт назначения в календарных днях." (цитата Конкурсной документации).
Таким образом, участники в заявках на участие в Конкурсе указывают срок поставки товара (метанола технического) в календарных днях, который может отличаться друг от друга, т.к. период времени от даты направления заявки до момента поставки в пункт назначения не всегда совпадет с периодом времени от даты осуществления предварительной оплаты до момента поставки в пункт назначения.
Данные действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к оценке заявок участников по критерию "Срок поставки товара", а именно: требования к однообразному исчислению срока поставки товара, нарушают требования пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая приведенное, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
4. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N06/80-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу N06/80-16 об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации о закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц
09.02.2016 г. Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 09.02.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 12.02.2016
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 09.02.2016 по делу N06/80-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТехРесурс" от 02.02.2016 N037 (вх. N116/09 от 02.02.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - Заказчик) при открытого конкурса "Метанол - ректификат технический лесохимический, 24.14.22.112" (номер извещения 31502967224) (далее - Конкурс), в соответствии с со статьей 20, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Заказчику отменить Конкурс.
2. Заказчику в срок до 26.02.2016 исполнить настоящее предписание и предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/567 (опубликовано 12 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016