Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 12 февраля 2016 г. N 152-Ж
Резолютивная часть решения оглашена 09.02.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 12.02.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N1 от 12.01.2016 г. в составе:
Председатель комиссии:
""
Члены комиссии:
""
""
""
в отсутствии представителя заявителя ООО "Релакс", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрении жалобы,
в присутствии представителей организатора торгов от Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, "" действующей по доверенности от 04.02.2016 N5, "" действующего по доверенности от 30.12.2015 N17,
рассмотрев жалобу ООО "Релакс" (вх.N152-ж от 01.02.2016), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО "Релакс" (далее - Заявитель, общество) от 01.02.2016 N152-ж на действия организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Организатор торгов), при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск (20 лотов) (Приказ N295.1 от 23.12.2015 года).
Как следует из содержания жалобы, Организатор торгов установил недостаточный срок размещения извещения на сайте, а также то, что извещение содержит необоснованную и необъективную стоимость работ.
Кроме того, из доводов Заявителя следует, что Организатором торгов не указан объем выполняемых работ.
Также Заявителю, не понятно имеет ли право претендент без лицензии на проектирование участвовать в конкурсе.
На основании изложенного, Заявитель просит признать действия Организатора торгов незаконными.
В представленных возражениях Организатор торгов выразил свое несогласие с доводами жалобы Заявителя, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Организатора торгов, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1 июля 2013 года N 54-оз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется югорским оператором на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством автономного округа.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N30-п от 30.01.2014 утвержден порядок привлечения югорским оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций, индивидуальных предпринимателей для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Постановление N30-п).
Как видно из документов, 23.12.2015 г. на официальном сайте Организатора торгов (http://kapremontugra.ru) (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск, по 20 лотам: - лот 1: ул. Менделеева, дом N24; лот 2: пр-кт Победы, дом N1; лот 3: пр-кт Победы, дом N8а; лот 4: пр-кт Победы, дом N17; лот 5: пр-кт Победы, дом N17а; лот 6: пр-кт Победы, дом N19а; лот 7: пр-кт Победы, дом N21; лот 8: ул. Нефтяников, дом N3а; лот 9: ул. Мира, дом N6; лот 10: ул. Мира, дом N8; лот 11: ул. Мира, дом N10; лот 12: ул. Мира, дом N10а; лот 13: ул. Мира, дом N12; лот 14: ул. Мира, дом N12а, ул. Мира, дом N14; лот 15: ул. 60 лет Октября, дом N1; лот 16: ул. Маршала Жукова, дом N2, ул. Маршала Жукова, дом N4б; лот 17: ул. Маршала Жукова, дом N2а; лот 18: ул. Маршала Жукова, дом N2б; лот 19: ул. Маршала Жукова, дом N3; лот 20: ул. Маршала Жукова, дом N3а.
Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.
В соответствии с пунктом 5.6 Постановления N30-п заседание конкурсной комиссии должно состояться не ранее чем через 15 и не позднее чем через 30 календарных дней после опубликования в средствах массовой информации извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации. Дата, время и место заседания конкурсной комиссии указываются в извещении о проведении открытого конкурса.
Как следует из извещения, прием заявок осуществлялся с 24.12.2015 по 19.01.2016. При этом датой вскрытие конвертов является 20.01.2016 г.
Следовательно, со дня опубликования извещения (23.12.2015) до дня окончания приема заявок (19.01.2016), срок подачи заявок на участие в конкурсе составил 27 календарных дней, что соответствует требованиям, как части 2 статьи 448 ГК РФ, так и пункту 5.6 Постановления N30-п.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Организатором торгов установлен недостаточный срок размещения извещения на официальном сайте, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Постановления N30-п Организатор торгов разрабатывает конкурсную документацию и документы о внесении изменений в нее на основании региональной программы в соответствующем году и решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 1.2 Постановления N30-п конкурсная документация - комплект документов, содержащих требования и критерии оценки конкурсных заявок, исходную информацию о технических характеристиках объекта открытого конкурса, видах, объемах и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, условиях и процедурах открытого конкурса, основных условиях договора подряда и сроках его заключения.
При рассмотрении представленных документов Комиссией установлено, что конкурсная документация не содержит информацию об объеме и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов, что является нарушением пункта 1.2 Постановления N30-п.
Отсутствие в конкурсной документации объемов и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, приводит к невозможности формирования участниками конкурса заявки на участие в конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что в целом приводит к ограничению в участие в конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Следовательно, не указав в конкурсной документации объемов и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, Организатор торгов нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, довод Заявителя о том, что конкурсная документация не содержит информацию об объеме и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов, является обоснованным.
Как следует из объяснений Организатора торгов, размер начальной (максимальной) цены договора определяется из размера предельной стоимости каждого из видов работ, входящих в указанный в пункте 1 статьи 15 Закона Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N54-оз перечень, который установлен Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2014 N 55-нп, а также Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.06.2014 N202-п.
Таким образом, Организатор торгов при формировании начальной (максимальной) цены договора руководствовался Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2014 N 55-нп, а также Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.06.2014 N202-п.
Следовательно, довод Заявителя о том, что извещение содержит необоснованную и необъективную стоимость работ, является необоснованным.
Согласно подпункту 5.2.6 пункта 5.2 Постановления N30-п к конкурсной заявке прилагаются, в том числе документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса установленным в конкурсной документации требованиям и условиям, а именно нотариально заверенная копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в случае если предметом открытого конкурса является выполнение таких работ.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в конкурсной документации отсутствует требование о том, что участники открытого конкурса должны иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. В связи с чем, Комиссия обращает внимание на данный факт Заявителя.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Как было указанно выше, в соответствии с термином, указанным в пункте 1.2 Постановления N30-п конкурсная документация - комплект документов, содержащих, в том числе требования и критерии оценки конкурсных заявок.
Пунктом 5.15 Постановления N30-п предусмотрено, что конкурсные заявки участников открытого конкурса, допущенных к участию в открытом конкурсе, подлежат оценке и сопоставлению конкурсной комиссией на основе балльной системы с целью сравнения условий, предложенных участниками открытого конкурса, и определения победителя открытого конкурса.
При этом пунктом 5.16 Постановления N30-п предусмотрены критерии, по которым оцениваются заявки участников конкурса, а также указано максимальное количество баллов, которые могут быть присвоены участникам конкурса.
Согласно пункту 5.20. Постановления N30-п конкурсная комиссия по результатам рассмотрения, оценки и сопоставления поступивших конкурсных заявок в день заседания определяет победителя и принимает решение об итогах открытого конкурса.
Из вышеприведенного следует, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок, а также порядок оценки таких заявок. Однако Комиссией установлено, что в нарушение пунктов 1.2, 5.15, 5.16 Постановления N30-п такие требования конкурсная документация не содержит.
В ходе рассмотрения жалобы, представители Организатора торгов пояснили, что заявки участников оцениваются по критериям и в порядке, установленном Постановлением N30-п, о чем указано в пункте 12 конкурсной документации.
Вместе с тем, как это было указано выше, Постановление N30-п содержит лишь критерии, порядок оценки и максимальное количество баллов, которые могут быть присуждены участникам конкурса. При этом порядок оценки, указанный в Постановлении N30-п не позволяет оценить должным образом заявки участников, поскольку не содержит положений, определяющих, каким образом происходит ранжирование баллов внутри оцениваемых показателей и на каком основании происходит присвоение максимального и минимального количества баллов, а также баллов в установленных диапазонах.
Отсутствие механизма выставления баллов допускает возможность произвольного присвоения членами комиссии баллов за предложения участников, делая непрозрачными и непредсказуемыми условия конкурсного отбора.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Таким образом, указанная норма закона обязывает организатора торгов указывать порядок определения победителя в извещении о проведении торгов, а в данном случае и в конкурсной документации.
Вместе с тем, извещение Организатора торгов о проведении открытого конкурса и конкурсная документация не содержали в должном объеме сведения о порядке определения победителя, то есть не отвечали требованиям пункта 2 статьи 448 ГК РФ.
Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов. Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 N 3323/13.
Полное раскрытие информации о торгах следует как из пункта 2 статьи 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (пункт 1 этой статьи), так и из недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, действия Организатора торгов, выразившиеся в не установлении в извещении и в конкурсной документации порядка определения победителя содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "Релакс" от 01.02.2016 N152-ж на действия организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск (20 лотов) (Приказ N295.1 от 23.12.2015 года), обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов нарушение пунктов 1.2, 5.15, 5.16 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N30-п от 30.01.2014, выразившиеся в не установлении в конкурсной документации критериев оценки конкурсных заявок, а также информации об объеме и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов.
3. Признать в действиях организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся не установлении в конкурсной документации объемов и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома.
4. Признать в действиях организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в не установлении в извещении и конкурсной документации порядка определения победителя открытого конкурса.
5. Выдать организатору торгов - Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Председатель Комиссии ""
Члены Комиссии: ""
""
""
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N
12.02.2016 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа N1 от 12.01.2016 г. в составе:
Председателя комиссии:
""
Членов комиссии:
""
""
""
на основании своего решения от 12.02.2016 года, вынесенного по жалобе ООО "Релакс" (вх.N152-ж от 01.02.2016 г.), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в целях устранения нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск (20 лотов) (Приказ N295.1 от 23.12.2015 года), в срок до 25 марта 2016 года аннулировать протокол вскрытия и рассмотрения заявок и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 22.01.2016 и опубликовать информацию об аннулировании протоколов на официальном сайте.
2. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в срок до 25 марта 2016 года внести изменения в извещение и конкурсную документацию, установив критерии оценки, порядок оценки и сопоставление заявок с соблюдением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в срок до 25 марта 2016 года внести изменения в конкурсную документацию, установив объем и стоимость работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов.
4. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания в срок до "30" марта 2016 года с приложением подтверждающих документов.
5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления Тохтахунова О.Х.
Председатель Комиссии ""
Члены Комиссии: ""
""
""
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 февраля 2016 г. N 152-Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016