Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
(опубликовано 10 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель Председателя Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр": Сероштан Н.М. (по доверенности от 06 февраля 2016 года), Гладыш А.С. (по доверенности от 06 февраля 2016 года);
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Первая Консалтинговая Компания "Аврора" (далее - ООО "ПКК "Аврора", Заявитель) от 29 января 2016 года на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр" (далее - ГУПС "УК "Центр", Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке придомовой территории извещение N 31603201742 (далее - Закупка), заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении Закупки, закупочная документация, протоколы заседаний закупочной комиссии размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика.
14 января 2016 года в единой информационной системе была размещена информация о закупке, проводимой ГУПС "УК "Центр". Согласно извещению и документации о закупке, закупка проводится открытым конкурсом в электронной форме, организацией, осуществляющей закупку, является ООО "МИГ-АУТСОРСИНГ", а электронная торговая площадка, на которой проводится закупка - "region-ast.center", владельцем которой является ООО "Регион-АСТ". При этом учредителями как ООО "Миг-Аутсорсинг", так и ООО "Регион - АСТ" являются одни и те же лица, а именно Мысенко Иван Игоревич и Мысенко Глеб Игоревич. По мнению Заявителя в этом присутствует конфликт интересов, а также возникают большие сомнения в независимости оператора электронной площадки, что является нарушением Закона о защите конкуренции.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации не установлена начальная (максимальная) цена (далее - НМЦ):
начальная (максимальная) цена договора не определена, т.е. 0 рублей 00 копеек. Максимальный лимит финансирования составляет 4802069.88 (четыре миллиона восемьсот две тысячи шестьдесят девять руб.) рублей 88 копеек.
Стоимость за единицу услуги:
- с 01.01. по 30.06. - 2,8 руб. за м2;
- с 01.07. по 31.12. - 3,40 руб. за м2 .
Заявитель считает, что исходя из этого, отсутствует механизм оценки стоимостного критерия заявки на участие в конкурсе.
Заявитель считает, что в документации критерии оценки заявок и порядок их оценки изложены таким образом, что не позволяют понять их:
- Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: Цена контракта - коэффициент оценки = 0,1;
- Специалисты (в том числе технические специалисты и руководящий состав) - коэффициент оценки = 0,5.
- Пояснительная записка с детализацией системы контроля качества и взаимодействия с заказчиком - коэффициент оценки = 0,4. Оценивается количество описанных аспектов.
По мнению Заявителя, данный способ изложения критериев позволяет манипулировать при оценке заявок и делает процедуру определения победителя непрозрачной, что противоречит принципу обеспечения конкуренции при проведении закупки.
Заявитель считает, что при проведении закупки нарушено требование части 2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) а именно, извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Действующая редакция извещения о проведении конкурса размещено в единой информационной системе 14 января 2016 года, а срок окончания подачи заявок установлен 01 февраля 2016 года, что составляет 18 дней.
Кроме этого, Заявитель отмечает, что Заказчик, является государственным унитарным предприятием, которое не вправе проводить закупки в соответствии с Законом о закупках, поскольку размещение в сети документ нельзя назвать Положением о закупки, предусмотренном частью 1 статьи 2 Закона о закупках. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке утверждается руководителем. В данном документе сказано: "Настоящее Положение разработано для ГУПС "УК "Центр".
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 03 февраля 2016 года N 0257 (вх.N124-с от 03 февраля 2016 года) на жалобу Заявителя, согласно уведомлению Управления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 02 февраля 2016 года исх.N8/265-с.
В связи с тем, что 08 февраля 2016 года на заседание Комиссии Заказчиком не были представлены надлежащим образом заверенные копии заявок на участие в Закупке и протокола вскрытия и рассмотрения заявок, на основании частей 14 и 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия перенесла рассмотрение жалобы Заявителя на 12 февраля 2016 года в 10 часов 00 минут.
Пояснения представителя Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Закон о защите конкуренции и Закон о закупках не регулирует отношение связанное с конфликтом интересов, данный довод не подтвержден.
Согласно пункту 8 Извещения, Заказчиком указаны сведения о НМЦК:
Начальная (максимальная) цена договора не определена, т.е. 0 рублей 00 копеек. Максимальный лимит финансирования составляет 4802069.88 (четыре миллиона восемьсот две тысячи шестьдесят девять руб.) рублей 88 копеек.
Стоимость за единицу услуги:
- с 01.01. по 30.06. - 2,8 руб. за м2;
- с 01.07. по 31.12. - 3,40 руб. за м2 .
Используемая валюта для расчетов: рубль. Применение иностранной валюты не допустимо. Средства государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр"
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
Согласно пункту 17 документации, цена договора сформирована с учетом всех затрат на исполнение договора, в т.ч. расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Таким образом, Заказчиком нарушено требование пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части отсутствия порядка формирования цены договора.
В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерий оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 10.25 Положения, Критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Согласно пункту 10.26 Положения, единая комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В нарушение пункта 10.25 Положения, Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
- Цена контракта - коэффициент оценки = 0,1;
- Специалисты (в том числе технические специалисты и руководящий состав) - коэффициент оценки = 0,5.
- Пояснительная записка с детализацией системы контроля качества и взаимодействия с заказчиком - коэффициент оценки = 0,4. Оценивается количество описанных аспектов.
Таким образом, Заказчиком нарушено требование пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части установления критериев оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных Положением.
Заказчик 14 января 2016 года разместил извещение о проведении конкурса в единой информационной системе. Согласно извещению, срок окончания подачи заявок установлен 1 февраля 2016 года. Таким образом, срок между размещением извещения и днем окончания подачи заявок составляет 18 дней.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
В действиях Заказчика установлено нарушение части 2 статьи 3 Закона о закупках, в части несоблюдения сроков размещения извещения.
Заказчик осуществляет закупку на основании части 2 статьи 1 Закона о закупках, согласно которой, установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, довод о неправомерности проведения закупки в соответствии с Законом о закупках, не обоснован.
Вместе с тем, Комиссией было установлено следующее.
Заказчиком в техническом задании установлены следующие показатели:
Срок оказания услуг - с даты заключения договора и по 31.12.2016
- с 01.01. по 30.06. - 2,8 руб. за м2;
- с 01.07. по 31.12. - 3,40 руб. за м2 .
Перечень мероприятий по уборке придомовой территории определяется Постановлением Правительства Севастополя(при наличии) и внутренними локальными актами Заказчики включает в себя:
Уборка придомовой территории Подметание придомовой территории в зависимости от типа покрытия -от 200 до 290 раз в год. Уборка газонов- 100 раз в год. Протирка указателей - 6 раз в год. Удаление мусора из переносных мусоросборников - 295 раз в год. Удаление мусора из бункера - 295 раз в год. Уборка мусорных бункеров - 12 раз в год. Уборка загрузочных клапанов мусоропроводов - 48 раз в год. Уборка мусороприемных камер - 12 раз в год. Мойка сменных мусоросборников - 48 раз в год. Дезинфекция мусоропроводов (вручную) - 12 раз в год. Дезинфекция мусоросборников: - переносных мусоросборников - 12 раз в год; - бункеров - 12 раз в год. Подметание свежевыпавшего снега - по необходимости. Посыпка территории песком - по необходимости. Очистка территории от уплотненного снега - по необходимости. Уборка чердаков - 2 раза в год. Покос травы на газонах - по необходимости. Уборка листвы - 50 раз в год. Подметание контейнерных площадок после вывоза мусора - 290 раз в год Погрузка крупногабаритного мусора и растительных отходов в машины для последующего вывоза - по мере накопления (вывоз крупногабаритного мусора и растительных отходов осуществляет Заказчик). |
А так же, перечень обслуживаемых территорий с указанием адресов, номерами и общей площади домов.
Таким образом, Заказчик указал только общую площадь домов, без указания конкретных показателей для выполнения необходимых работ. На основании вышеизложенного, участникам закупки не представляется возможности сформировать свое ценовое предложение для участия в открытом конкурсе, без конкретных показателей на каждый из объектов выполняемых работ.
В соответствии с пунктом 1 частью 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из этого, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части не описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Первая Консалтинговая Компания "Аврора" от 29 января 2016 года на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке придомовой территории, извещение N 31603201742 обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части отсутствия порядка формирования цены договора.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части установления критерий оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренных Положениям.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 3 Закона о закупках, в части несоблюдения сроков размещения извещения.
5. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части отсутствия конкретных показателей для выполнения работ при описании объекта закупки.
6. Признать в совокупности нарушений, указанных в пунктах 2-5 настоящего Решения, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
7. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
8. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр" признаков административного правонарушения.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/77-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
17 февраля 2016 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной
службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель Председателя Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частями 20, 22, 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12 февраля 2016 года по делу N 08/77-16 по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Первая Консалтинговая Компания "Аврора" (далее - ООО "ПКК "Аврора", Заявитель) от 29 января 2016 года на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Центр" (далее - ГУПС "УК "Центр", Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке придомовой территории извещение N 31603201742, предписывает:
Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Центр":
1.1 отменить протокол N31603201742-1 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01 февраля 2016 года (извещение N 31603201742);
1.2 внести изменения в документацию по проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке придомовой территории (извещение N 31603201742), в соответствии с решением от 12 февраля 2016 года по делу N 08/77-16;
1.3 вернуть процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде открытого конкурса в электронной форме (извещение N 31603201742) на стадию подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
1.4 сообщить об исполнении пункта 1 настоящего предписания в Управление до 09 марта 2016 года.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Регион-АСТ":
2.1 обеспечить Заказчику возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
2.2 сообщить об исполнении пункта 1 настоящего предписания в Управление до 09 марта 2016 года.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание: в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (опубликовано 10 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016