Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N ТГ 08-02/2015-174 (опубликовано 8 февраля 2016 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - <> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти; <> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует); <> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует); <> - специалист - эксперт отдела контроля органов власти; <> - специалист - эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,
рассмотрев имеющиеся материалы дела N ТГ08-02/2015-174, возбужденного в отношении Администрации г. Ижевска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на заседании Комиссии 24.11.2015 года:
в присутствии представителя межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" - <> доверенность N11 от 01.06.2015,
в отсутствии представителей ответчика - Администрации г. Ижевска, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,
на заседании Комиссии 21.01.2016 года:
в отсутствии представителей заявителя - межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства", ответчика - Администрации г. Ижевска, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Удмуртское УФАС России поступило заявление межрегиональной общественной организации "Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства" (далее - МОО "ЗРИП", Заявитель) (вх. N5857 от 20.07.2015) на действия Администрации г. Ижевска в связи с принятием 01.04.2015 постановления "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.20111 N1192 "Об утверждении порядка размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска".
Рассмотрев материалы представленные Заявителем, а также документы и информацию, полученные по запросам Удмуртского УФАС России, приказом от 19 октября 2015 года N290 "О возбуждении дела NТГ08-02/2015-174 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" было возбуждено дело NТГ08-02/2015-174 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации г. Ижевска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Определением от 27 октября 2015 года рассмотрение дела было назначено на 24 ноября 2015 года.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 24.11.2015 представитель МОО "ЗРИП" пояснила, что Администрацией г. Ижевска принято постановление от 01.04.2015 N279 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1992". С учетом внесенных изменений пункт 2.7. Порядка размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска (далее - Порядок), изложен в следующей редакции: "При подаче двух и более заявлений на использование одного и того же места, указанного в приложении 1 к Порядку, преимущественное право на получение разрешения имеет услугодатель, первым подавший документы, указанные в пунктах 2.5 и 2.6 Порядка и зарегистрированные по дате и времени в журнале регистрации заявлений". Пункт 2.7 Порядка действующий до 01.04.2015 предусматривал проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды и границ испрашиваемого земельного участка для размещения временных нестационарных объектов при подаче двух и более заявлений на использование одного и того же места. Таким образом, пункт 2.7. Порядка значительно ухудшает положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставляющих населению услуги культурного, спортивного и развлекательного характера, не способствуют равным условиям и возможностям для всех услугодателей в получении государственной услуги. Поскольку целью проведения торгов по предоставлению права использования участка является подбор услугодателей, обеспечивающих наиболее качественное удовлетворение потребностей культурного, спортивного, развлекательного, ознакомительного характера, данные цели могут быть достигнуты только при проведении торгов.
В письменных пояснениях Администрации г. Ижевска от 21.08.2015 N4363/01-21ДО указано, что постановление от 01.04.2015 N279 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192" принято с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 года изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу изменения будут действовать до принятия муниципального правового акта о предоставлении права на размещение временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска на конкурсной основе. Управлением экономики и развития города подготовлен проект приказа Администрации г. Ижевска "О размещении временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска", который проходит процедуру согласования, размещен на официальном сайте муниципального образования "Город Ижевск" (www.izh.ru/i/info/20842.html) для проведения публичных консультаций. Предоставление земельных участков для размещения временных нестационарных объектов без проведения торгов на основании пункта 2.7 Порядка не осуществлялось.
Представителем МОО "ЗРИП" устно было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для уточнения позиции заявителя.
В связи с поступившим ходатайством определением об отложении от 24.11.2015 рассмотрение дела было отложено на 21.01.2016 в 13 часов 00 минут.
На заседании Комиссии 21.01.2016 года в Удмуртском УФАС России представители МОО "ЗРИП", Администрации г. Ижевска не явились.
Вместе с тем, 21.01.2016 года в 12 часов 36 минут от представителей МОО "ЗРИП" поступили письменные пояснения с указанием на то, что постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192, является актом, ограничивающим конкуренцию.
Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192 утвержден Порядок размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска.
Порядок разработан в целях упорядочения размещения временных нестационарных объектов, обеспечения санитарного благополучия, общественного порядка на территории г. Ижевска, безопасности населения при размещении временных нестационарных объектов (пункт 1.2. Порядка).
Размещение временных нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в местах, указанных в Перечне мест для размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска (пункт 2.1. Порядка, приложение 1).
Согласно пункту 2.4. Порядка размещение временных нестационарных объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется при наличии разрешения на размещение временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска, оформленного в виде приказа Администрации г. Ижевска по заявлению услугодателя на размещение временных нестационарных объектов.
Согласно пункту 2.7. Порядка при размещении временного нестационарного объекта заявление может быть подано не ранее чем за 90 календарных дней, но не позднее чем за 30 календарных дней до даты начала эксплуатации.
При подаче двух и более заявлений на использование одного и того же места, указанного в перечне, преимущественное право на получение разрешения имеет услугодатель, первым подавший документы, указанные в пунктах 2.5 и 2.6 Порядка и зарегистрированные по дате и времени в журнале регистрации заявлений.
Согласно пункту 1.3.1 Порядка к временным нестационарным объектам относятся - аттракцион, передвижной цирк, хоккейная площадка, каток пункт проката.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N1300 определен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (далее - Перечень).
Согласно пункту 4 Перечня к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута относятся - элементы благоустройства.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N613 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" элементами благоустройства территории являются, в том числе, игровое и спортивное оборудование.
Частью 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения, в том числе, относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Решением Городской думы г. Ижевска Удмуртской Республики от 28.06.2012 N308 утверждены правила благоустройства г. Ижевска, согласно которым к элементам благоустройства можно отнести в том числе - спортивную и детскую игровую площадку.
Для размещения временных нестационарных объектов, в виде - аттракционов, передвижных цирков, зоопарков хоккейных площадок, катков, пунктов проката, сделка по предоставлению земельного участка не заключается, необходимо получение разрешения на размещение временного нестационарного объекта на территории г. Ижевска, оформленного в виде приказа Администрации г. Ижевска.
Федеральное законодательство, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации не содержит императивных норм, закрепляющих обязанность органов местного самоуправления проводить конкурс на право получения разрешения на размещение временных нестационарных объектов.
Однако постановлением от 01.04.2015 N279 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192" не урегулирован вопрос в случае одновременной подачи двух и более заявлений на использование одного и того же места размещения временных нестационарных объектов.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции, нарушения прав хозяйствующих субъектов, ухудшения положения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предоставляющих населению услуги культурного, спортивного, развлекательного, ознакомительного характера в связи с изменениями, внесенными постановлением Администрации г. Ижевска от 01.04.2015 N279 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192".
Кроме того, постановлением Администрации г. Ижевска от 02.12.2015 N497 "О размещении временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска" в целях упорядочения размещения временных нестационарных объектов, обеспечения общественного порядка на территории города, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом г. Ижевска:
- утвержден Порядок размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска;
- утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на размещение временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска;
- утвержден состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на размещение временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска.
- признаны утратившими силу постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192 "Об утверждении Порядка размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска", постановление Администрации г. Ижевска от 21.12.2012 N1442 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение временных нестационарных аттракционов, передвижных цирков, зоопарков, хоккейных площадок, катков, пунктов проката на территории г. Ижевска;
Постановление вступило в силу с 01.01.2016 года.
Согласно пункту 2.1. раздела 2 Порядка размещения временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска размещение временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска осуществляется по результатам открытого конкурса, предметом которого является предоставление права на заключение договора на размещение аттракционов, передвижных цирков, зоопарков, хоккейных площадок, катков, пунктов проката, вспомогательных бытовых помещений. Порядок проведения открытого конкурса, размер оплаты по договору устанавливаются Положением о о порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на размещение временных нестационарных объектов на территории г. Ижевска, утвержденным муниципальным правовым актом.
В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления. Целями закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7) статьи 4 Закона о защите конкуренции).
К признакам ограничения конкуренции, согласно пункту 17) статьи 4 Закона о защите конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 15 Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Необходимо учитывать, что признать незаконными действия (бездействие) указанных органов возможно только в случае, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
Учитывая то, что Федеральным законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления проводить конкурс на право получения разрешения на размещение временных нестационарных объектов в виде аттракционов, передвижных цирков, зоопарков хоккейных площадок, катков, пунктов проката, Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельного участка под размещение временных нестационарных объектов, а также, то - что Заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, спорный нормативный акт отменен и принимая во внимание то, что его действие не оказало негативного влияния на конкуренцию, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации г. Ижевска при принятии постановления Администрации г. Ижевска от 01.04.2015 N279 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 24.11.2011 N1192" нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1) части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 2 статьи 41, пунктом 1) части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Производство по делу N ТГ08-02/2015-174, возбужденному в отношении Администрации города Ижевска по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии
<>
<>
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьей 52 Закона о защите конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N ТГ 08-02/2015-174 (опубликовано 8 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016