Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 19 февраля 2016 г. N 06-10/16-27
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС Росси) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России - Калитиной Н. А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Лапеня Е. А. - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской - <> (по доверенности от 01.02.2016 года N7/16),
без участия представителей ООО "Альбатрос", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия (ходатайство от 15.02.216 г., N б/н),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее по тексту решения - ООО "Альбатрос", Заявитель) на действия Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Уполномоченный орган, Единая комиссия) при проведении электронного аукциона "право заключения гражданско-правовых договоров на поставку Интерферон альфа-2Ь (2) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области", номер закупки: 0149200002316000015 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 15 февраля 2016 года обратился участник Электронного аукциона - ООО "Альбатрос" с жалобой на действия Единой комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из существа жалобы следует, что по результатам рассмотрения второй части единственной заявки, заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе по причине отсутствия в ней документов, подтверждающих соответствие предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
По мнению ООО "Альбатрос", Единая комиссия отклонила заявку неправомерно, поскольку заявка Участника была единственной, и в этом случае ограничение, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд", не применяется.
Заявитель просит проверить правомерность действий Единой комиссии и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы ООО "Альбатрос" не согласен, поддерживает доводы и основания отклонения заявки Единой комиссией и считает, что действия последней соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 14 часов 30 минут 19 февраля 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлялась аудиозапись.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа и Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 27.01.2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области.
Заказчики: ГОБУЗ "МОДРС", ГОБУЗ "ЛЦРБ", ГОБУЗ "Апатитско-Кировская ЦГБ", ГОБУЗ "Печенгская ЦРБ", ГОБУЗ "ЦРБ ЗАТО г. Североморск", ГОБУЗ "Кольская ЦРБ".
Наименование объекта закупки: право заключения гражданско-правовых договоров на поставку Интерферон альфа-2Ь (2) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 74 553,01 руб.
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 3 раздела 4 тома 2 аукционной документации содержит условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: установлены ограничения по допуску отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии со статьёй 14 Закона, Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно части 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Постановление N1289) утверждён прилагаемый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(далее по тексту решения - Перечень).
В соответствии с частью 2 Постановления N 1289, подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее по тексту решения - сертификат о происхождении товара).
Согласно пункту 5 части 1.2 Раздела 5 Тома 2 документации Электронного аукциона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, или копии этих документов, а именно сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Согласно требованиям пункта 6.1 Раздела 6 Соглашения Правительств государств - участников стран СНГ "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" от 20.11.2009 (далее по тексту решения - Правила определения страны происхождения товаров) для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.
В приложениях 2 и 3 к Правилам определения страны происхождения товаров разработана форма СТ-1.
Следовательно, при применении положений статьи 14 Закона о контрактной системе и исходя из требований аукционной документации, участникам закупки следовало в составе заявки предоставить сертификат по форме СТ-1.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок регламентирован статьей 69 Закона о контрактной системе, согласно которой аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На участие в Электронном аукционе (номер закупки - 0149200002316000015) была подана единственная заявка ООО "Альбатрос".
Процедура рассмотрения единственной заявки на участие в Электронном аукционе осуществлялась Единой комиссией 05 февраля 2016 года.
Из Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в Электронном аукционе от 05.02.2016 года (далее по тексту решения - Протокол) следует, что Единая комиссия приняла решение отклонить заявку Заявителя.
В качестве обоснования принятого решения в Протоколе указано: в составе второй части заявки отсутствует документ, подтверждающий страну происхождения товара (сертификат по форме СТ-1).
Комиссией Мурманского УФАС России изучена вторая часть заявки ООО "Альбатрос" и установлено, что составе заявки Заявитель не представил сертификат, подтверждающий страну происхождения товара.
Как было указано ранее, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В то же время Комиссией Мурманского УФАС России установлено нижеследующее.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 1289, обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке. Согласно пункту 2 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок отдельных видов жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции" при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления N 1289, в совокупности. При этом, если на участие в определении поставщика подана одна заявка, ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется, в связи с чем отсутствие в заявки единственного участника закупки сертификата формы СТ-1 не является основанием для отклонения заявки.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие Единой комиссией решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69, не допускается.
Следовательно, Единая комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "Альбатрос". Жалоба Заявителя признается обоснованной.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мурманского УФАС, решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" на действия Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области при проведении электронного аукциона "право заключения гражданско-правовых договоров на поставку Интерферон альфа-2Ь (2) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области", номер закупки: 0149200002316000015 обоснованной.
Признать Единую комиссию Комитета государственных закупок Мурманской области нарушившей часть 7 статьи 69 Закона о защите конкуренции.
Выдать Уполномоченному органу - Комитету государственных закупок Мурманской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 06-10/15-27
19 февраля 2016 года
город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС Росси) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России - Калитиной Н. А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Лапеня Е. А. - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
на основании решения от 19 февраля 2016 года по делу N 06-10/16-27, принятого по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" на действия Единой комиссии Единой комиссии Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Единая комиссия) при проведении электронного аукциона "право заключения гражданско-правовых договоров на поставку Интерферон альфа-2Ь (2) для нужд учреждений здравоохранения Мурманской области", номер закупки: 0149200002316000015 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), руководствуясь частями 22 и 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, предписывает:
Уполномоченному органу - Комитета государственных закупок Мурманской области устранить нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, путём:
аннулирования протокола рассмотрения единственной заявки на участие в Электронном аукционе от 05.02.2016 N0149200002316000015;
Повторного рассмотрения второй части заявки единственного участника с учетом выявленнх нарушений.
Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" обеспечить Комитету государственных закупок Мурманской области (далее по тексту предписания - Уполномоченный орган), Единой комиссии возможность совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.
Уполномоченному органу, Единой комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 19 февраля 2016 года по делу N 06-10/16-27;
Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер", Уполномоченному органу исполнить предписание и в срок до 14 марта 2016 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 настоящей статьи, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 19 февраля 2016 г. N 06-10/16-27
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016