Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу
N 18/01-52/16 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2016 г.
Полный текст решения изготовлен 24.02.2016 г.
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии; члены Комиссии,
в отсутствии представителей Заявителя, уведомленных надлежащим образом,
в присутствии представителей Заказчика:
- "_" по доверенности "_",
- "_" по доверенности "_",
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" ООО "ЭСЕР" (далее - Заявитель, Общество) на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - Организатор торгов, Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета в следующих многоквартирных домах: ул. Береговая 2, 2а, 10, 12; ул. Беринга 4, 8, 10, 16; ул. Горького 6; ул. Ленина 10, 12, 14, 27, 29, 30, 36А, 36Б, 38А, 38Б, 40А, 40Б, 41, 42, 46А, 46Б, 47, 48, 51, 53, 55, 57, 63; ул. Мира 3, 5, 7, 9; ул. Отке, 1, 3, 5, 10, 11, 12, 17, 24а, 26, 30а, 32, 37, 39, 40, 41, 42; ул. Партизанская 7; ул. Рультытегина, 2б, 13, 15, 17, 21; ул. Строителей 4, 9, 11, 13; ул. Тевлянто 8; ул. Чукотская, 13; Энергетиков 3, 5, 7, 11, 22, 26, 28, 30; ул. Южная 10, 17, извещение N 31502925511 (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Заявителя на конкурсную документацию Заказчика.
В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация Заказчика содержит ряд нарушений Закона о закупках, а именно:
На момент опубликования извещения о проведении Конкурса Положение о закупочной деятельности Заказчика не размещено в установленном порядке, на официальном сайте.
Установленный Заказчиком в документации неценовой критерий "Порядок расчетов" по мнению заявителя устанавливает дискриминационные условия доступа к участию в торгах, а именно длительный срок отсрочки платежа за выполненные работы противоречит ст. 711 ГК РФ, поскольку, вариантов с оплатой в разумный срок после выполнения работ не предусмотрено.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о закупках и считает, что данная жалоба не подлежала рассмотрению в порядке ст. 18.1 Закон о защите конкуренции, т.к. заявитель не является и не являлся участником ни одной из объявленной Предприятием закупочной процедуры, а соответственно не подпадает под перечень лиц, интересы которых могут быть затронуты производимыми торгами, что корреспондируется содержанием ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ. Помимо этого, к жалобе не приложены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу, а соответственно отсутствовали основания ее принятия к производству, и что были грубо проигнорированы положения части 8 и пункта 2 части 9 Федерального закона N 135-ФЗ. Ссылка в жалобе на статью 711 ГК РФ является несостоятельной, т.к. данная норма закрепляет обязанность по оплате произведенных подрядных работ, а не устанавливает ее сроки, которые определяются сторонами в соответствии с нормами ст. 1 и 421 ГК РФ. Положение о закупке Предприятия размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, и что отсутствие навыков пользования информационно-телекоммуникационными средствами связи у участника хозяйственных отношений в вину Предприятия ставиться не может.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Чукотского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, необходимо отметить, что данная норма не содержит указания на то, что перечень обжалуемых в антимонопольный орган действий заказчика является закрытым, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что жалобы на иные действия заказчика подлежат рассмотрению по правилам, установленным действующим законодательством.
Таким образом, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не противоречат положениям Закона о закупках, что позволяет применять названные нормы как в совокупности, так и отдельно друг от друга, в том числе в случае не урегулированности Законом о закупках отдельных процедурных моментов. В противном случае отсутствие законодательно закрепленной возможности контроля стадии проведения торгов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов и, как следствие, не достижению основных целей как Закона о защите конкуренции, так и Закона о закупках.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.01.2016 г. на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru размещено извещение, а также документация о проведении торгов в виде Конкурса.
28.01.2016 года в извещение и документацию Конкурса Заказчиком были внесены изменения.
1. Согласно первого довода жалобы Комиссия установила.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное Положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство", утвержденным директором МП "Городское коммунальное хозяйство".
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте zakupki.gov.ru в сети "Интернет", дата публикации новой редакции (действующей) Положения является 13.01.2016 года.
Нарушений требований Закона о закупках к размещению в единой информационной системе Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство", Комиссией не установлено.
По второму доводу жалобы Комиссия установила.
Согласно пункту 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из содержания пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно Приложению N 1 к Информационной карте документации оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществляется по критериям:
1. ценовой критерий - "цена договора",
2. неценовые критерии - "порядок расчетов" (сумма баллов от 0 до 30), "качество услуг и квалификация участника конкурса" (баллы от 0 до 30), "деловая репутация" (баллы от 0 до 60).
Итоговые баллы, присуждаемые заявкам на участие в конкурсе, рассчитываются путем суммирования баллов, присужденных по ценовому критерию "Цена договора" и по неценовым критериям "Порядок расчетов", "Качество услуг и квалификация участника конкурса", "Деловая репутация участника конкурса" и определяются по формуле:.
В соответствии с подпунктом а пунктом 5.2.25 Положения "Порядок расчетов определяется сроками оплаты Заказчиком поставляемых товаров, работ и услуг. Оценка критерия производится в баллах в зависимости от предложенной участником закупки отсрочки или рассрочки оплаты поставленных товаров, работ и услуг. Конкретная система бального ранжирования и периодов отсрочки/рассрочки определяются Заказчиком в конкурсной документации, но максимальный размер баллов по данному критерию не может превышать 60".
Таким образом, в рассматриваемом случае документация о закупке содержит все сведения, которые должны в ней содержаться согласно подпункту а) пункту 5.2.25 раздела 2.5 Положения о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия Чукотского УФАС России приходит к выводу, нарушений процедуры торгов, их организации и проведения, порядка заключения договора по результатам торгов не установило, не выявило нарушений, указанных в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем установленные критерии оценки в баллах:
Неценовой критерий "Порядок расчетов":
- без предоплаты, с рассрочкой платежа на 60 месяцев, с момента приёма-передачи работ заказчику - 60 баллов;
- без предоплаты, с рассрочкой платежа на 48 месяцев, с момента приёма-передачи работ заказчику - 30 баллов;
- без предоплаты, с рассрочкой платежа на 36 месяцев, с момента приёма-передачи работ заказчику - 10 баллов.
Неценовой критерий "Квалификация участника и его материально-техническая оснащенность":
- наличие профильных специалистов с опытом работы (трудовом стаже по требуемой специальности) не менее 3-х лет - до 30 баллов;
- наличие необходимого оборудования, материалов - до 30 баллов.
Неценовой критерий "Деловая репутация" определяется в баллах:
- наличие более 5 характеристик с актами - 60 баллов;
- наличие от 1 до 4 характеристик с актами - 20 баллов;
- отсутствие характеристик - 0 баллов,
могут образовывать признаки нарушения пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании преимущественных условий только крупным предприятиям, имеющим финансовую возможность выполнить работы без оплаты за выполненные работы от 3-5 лет.
Определение победителя по вышеуказанным критериям может привести к нарушению принципа регулирования Закона о закупках направленного на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что Организатором торгов на официальном сайте не размещена проектно-сметная документация в полном объеме.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пунктам 1, 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с "Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, проектно-сметная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Каждый раздел проектно-сметной документации включает определенные чертежи. Данные чертежи являются основанием для расчета потребности в конструкциях, материалах, изделиях. Правила определения объемов работ по проектной документации и их стоимости содержатся в соответствующих СнИПах.
Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика и подлежит размещению на Официальном сайте.
Неразмещение проектно-сметной документации на официальном сайте в полном объеме является основанием для выдачи предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах.
Таким образом Организатором торгов нарушены требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.2 КоАП.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" ООО "ЭСЕР" на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета в следующих многоквартирных домах: ул. Береговая, 2, 2а, 10, 12; ул. Беринга, 4, 8, 10, 16; ул. Горького, 6; ул. Ленина, 10, 12, 14, 27, 29, 30, 36А, 36Б, 38А, 38Б, 40А, 40Б, 41, 42, 46А, 46Б, 47, 48, 51, 53, 55, 57, 63; ул. Мира, 3, 5, 7, 9; ул. Отке, 1, 3, 5, 10, 11, 12, 17, 24а, 26, 30а, 32, 37, 39, 40, 41, 42; ул. Партизанская, 7; ул. Рультытегина, 2б, 13, 15, 17, 21; ул. Строителей, 4, 9, 11, 13; ул. Тевлянто, 8; ул. Чукотская, 13; Энергетиков, 3, 5, 7, 11, 22, 26, 28, 30; ул. Южная, 10, 17, извещение N 31502925511, необоснованной.
2. Признать в действиях Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" нарушение пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать Муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать дело N 18/01-52/16 должностному лицу для рассмотрения материалов дела в порядке главы IХ Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Передать материалы дела должностному лицу Чукотского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ N 04/01-52/16
24 февраля 2016 года г. Анадырь
Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии; члены Комиссии, на основании Решения N 18/01-52/16 от 24.02.2016 года руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (689000, г. Анадырь, ул. Ленина, 45, ИНН 8709007875) в срок до 18 марта 2016 года включительно:
Внести изменение в документацию о закупке, а именно разместить на официальном сайте в полном объеме проектную документацию открытого конкурса на выполнение работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета в следующих многоквартирных домах: ул. Береговая, 2, 2а, 10, 12; ул. Беринга, 4, 8, 10, 16; ул. Горького, 6; ул. Ленина, 10, 12, 14, 27, 29, 30, 36А, 36Б, 38А, 38Б, 40А, 40Б, 41, 42, 46А, 46Б, 47, 48, 51, 53, 55, 57, 63; ул. Мира, 3, 5, 7, 9; ул. Отке, 1, 3, 5, 10, 11, 12, 17, 24а, 26, 30а, 32, 37, 39, 40, 41, 42; ул. Партизанская, 7; ул. Рультытегина, 2б, 13, 15, 17, 21; ул. Строителей, 4, 9, 11, 13; ул. Тевлянто, 8; ул. Чукотская, 13; Энергетиков, 3, 5, 7, 11, 22, 26, 28, 30; ул. Южная, 10, 17, извещение N 31502925511.
Оператору Официального сайта (Оператору электронной площадки):
Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.
О выполнении настоящего Предписания письменно уведомить Чукотское УФАС России не позднее трёх дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу N 18/01-52/16 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016