Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/12-16 (опубликовано 24 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24.02.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России),
в присутствии представителей Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" Предеиной С.П. (доверенность от 03.02.2016 года N б/н), Куликовой Е.П. (доверенность от 17.02.2016 г. N 10);
в отсутствии представителя ООО "Стройинвест" (извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, явку представителя не обеспечило, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представило),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - заявитель) на действия заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство здания в г. Далматово Курганской области под многофункциональный центр, номер извещения 0343200012216000009 и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 21.07.2014 г. N 244 -ФЗ) (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 733 от 12.02.2016 г.) на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство здания в г. Далматово Курганской области под многофункциональный центр, номер извещения 0343200012216000009.
В жалобе заявитель указал, что проект контракта содержит противоречивые сведения об условиях выполнения строительных работ, являющихся предметом контракта.
Согласно п. 1.5. проекта контракта, подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами работы в соответствии с условиями Контракта, а также с Техническим заданием и проектной документацией.
Однако, в п. 4.1. проекта контракта предусмотрена возможность выполнения работ посредством привлеченных субподрядчиков.
Кроме того, заказчиком в аукционной документации не указан конкретных вид работ по организации строительства, на который требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капительного строительства.
Также, полагает, что при описании объекта закупки заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом контракта, требованиям заказчика, что противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика представили письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
С доводами заявителя не согласны по основаниям, указанным в возражении.
Просят признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 29.01.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0343200012216000009 о проведении электронного аукциона на строительство здания в г. Далматово Курганской области под многофункциональный центр.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 17 643 632 рубля 58 копеек.
Заказчиком является Государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курганской области"
При рассмотрении проекта государственного контракта Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1.5. проекта контракта, подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами работы в соответствии с условиями Контракта, а также с Техническим заданием и проектной документацией.
При этом, в п. 4.1. проекта контракта заказчиком предусмотрена возможность выполнения работ посредством привлеченных субподрядчиков.
Оценивая доводы заявителя о наличии в проекте государственного контракта противоречивых сведений относительно условий выполнения работ, Комиссия Курганского УФАС пришла к следующим выводам.
Закон о контрактной системе в сфере закупок в основном состоит из норм императивного характера, ограничивающих свободу усмотрения сторон в определении содержания проекта контракта, возлагая обязанность на заказчика при разработке проекта контракта четко соблюдать требования, изложенные в ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, из которых не вытекает невозможность указания в проекте контракта требований о выполнении строительных работ как собственными силами подрядчика, так и с привлечением к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Комиссии Курганского УФАС России не представляется возможным квалифицировать действия заказчика по данному основанию как нарушающие положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.
При рассмотрении аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в разделе 1.5 части 1 "Общие сведения и порядок проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в соответствии со статьей 55.8. Градостроительного Кодекса РФ и Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 г. N 624.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса РФ).
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, капитальный ремонт должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием, необходимым для признания заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям аукционной документации, является наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Возможность выполнения работ, являющихся объектом данной закупки, лицами, имеющими свидетельства о допуске к выполнению отдельных видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, не предусмотрена аукционной документацией.
Следовательно, у заказчика отсутствовала обязанность по указанию в аукционной документации конкретного вида работ, для выполнения которого требуется свидетельство о допуске, предусмотренное частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При рассмотрении части 3 "Техническое задание" аукционной документации, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что заказчиком определен перечень строительных материалов, используемых при выполнении работ по строительству здания в г. Далматово Курганской области под многофункциональный цент с указанием слов "или эквивалент".
Поскольку в данном случае поставка вышеуказанных товаров не является предметом контракта, заказчик вправе указывать товарные знаки строительных материалов, необходимых для выполнения строительных работ с обязательным включением в описание слов "или эквивалент".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на заказчика возложена обязанность по указанию в аукционной документации показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги, установленным заказчиком требованиям только в отношении объекта закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству здания.
В части 3 "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установлены общие требования к работам, являющимся предметом контракта, определены виды и объемы данных работ.
Как отмечено выше, товары, используемые при выполнении строительных работ, не являются объектом данной закупки.
Таким образом, у заказчика отсутствует обязанность, предусмотренная ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок включать в содержание аукционной документации показатели, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ по строительству здания, не являющихся объектом закупки.
Доводы заявителя, указанные в жалобе о несоответствии аукционной документации требованиям п. 1 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не нашли своего подтверждения.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/12-16 (опубликовано 24 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016