Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 18 февраля 2016 г. N 08-01-34
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалоб - ООО "Шедевр" представители не явились, уведомлено надлежащим образом;
от заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО: "_" (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Шедевр" на действия заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО при проведении электронного аукциона N0151300022615000006 на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в с. Верх-Ирмень ул. Есенина, ул. Гаранина, в д. Плотниково ул. Крупская Ордынского района Новосибирской области, размещено на сайте 21.12.2015 г., начальная (максимальная) цена контракта 6 692 463 рубля, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Шедевр" с жалобой на действия заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО при проведении электронного аукциона N0151300022615000006 на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в с. Верх-Ирмень ул. Есенина, ул. Гаранина, в д. Плотниково ул. Крупская Ордынского района Новосибирской области.
Суть жалобы заключается в следующем. Податель жалобы считает, что аукционная документация размещена на официальном сайте с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.7 ст.66 ФЗ N44-ФЗ участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не установлено требование к заказчику, указывать в аукционной документации дату начала подачи аукционных заявок. Извещение о проведении данного электронного аукциона размещено на официальном сайте 21.12.2015 г. Однако, заказчик в п.17 аукционной документации указал дату начала подачи аукционных заявок с 10.02.2016 г., что, по мнению подателя жалобы, является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. В п.16 аукционной документации указано, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе контрактной системы в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Дата начала предоставления разъяснений: 10.02.2016 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений: 21.02.2016 г. Податель жалобы считает, что указанная в п.16 аукционной документации дата окончания подачи заказчиком разъяснений положений аукционной документации указана с нарушением требований ст.65 ФЗ N44-ФЗ.
Кроме того, заказчик в аукционной документации указал сведения, которые могут ввести в заблуждение участников закупки. В частности, в п.23 аукционной документации указано, что участник закупки должен указать в первой части заявки согласие на исполнение работ и указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N2 Раздела II "Описание объекта закупки". При этом, в п.7 описания объекта закупки указан перечень приложений к настоящему описанию объекта закупки, являющихся его неотъемлемой частью: 1) Приложение 1 к описанию объекта закупки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик указал информацию, которая может ввести в заблуждение участников закупки.
Также, по мнению подателя жалобы, в описании объекта закупки заказчик указал сведения, которые могут ввести в заблуждение участников закупки. В частности, в приложении N2 указан один товар - щебеночно-песчанная смесь С1, однако, заказчиком указан порядковый номер товара - 3, что может ввести в заблуждение участников закупки. Кроме того, в соответствии с требованиями, указанными в табл. 3 ГОСТ 25607-2009 щебеночно-песчанная смесь С1 используется для устройства оснований только лишь при соответствующем технико-экономическом обосновании. Однако, данное обоснование не размещено заказчиком в рамках данной закупки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, описание объекта закупки размещено заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация размещена на официальном сайте с нарушением норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "Шедевр" от заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО поступили следующие возражения.
В жалобе ООО "Шедевр" указало, что одним из препятствий по корректному формированию заявки на участие в закупке является указание заказчиком срока начала и окончания подачи заявок. Согласно п.2 ч.5 ст.63 ФЗ N44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ N44-ФЗ, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч.2 ст.67 ФЗ N44-ФЗ. Заказчик считает, что указав дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, он не нарушил права участников на подачу заявок и не ограничил конкуренцию.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Заказчик считает, что указанные в п.16 аукционной документации сроки подачи разъяснений на запрос установлены заказчиком в соответствии с требованиями ст.65 ФЗ N44-ФЗ.
Довод подателя жалобы относительно указания в описании объекта закупки сведений, которые могут ввести в заблуждение участников закупки, в части ссылки на приложение N2, по мнению заказчика, не имеет оснований, поскольку приложение N 2 является частью аукционной документации, на которое ссылается заказчик в п. 23 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки".
Податель жалобы указывает, что согласно Таб. 3 ГОСТ 25607-2009 использование смесей С1 для устройства оснований возможно только лишь при соответствующем технико-экономическом обосновании, однако, данные основания не размещены заказчиком на официальном сайте. Заказчик считает, что в локальных сметных расчетах содержится достаточная информация, включающая технико-экономические показатели, которая необходима для применения щебеночно-песчаной смеси С1.
На основании изложенного, заказчик считает, что аукционная документация размещена на официальном сайте в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание в извещении и аукционной документации начала срока подачи аукционных заявок не является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок и не ущемляет права и законные интересы участников закупки. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы необоснованным.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 ФЗ N44-ФЗ аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. В п.16 аукционной документации указаны дата начала предоставления разъяснений: 10.02.2016 г. и дата окончания срока предоставления разъяснений: 21.02.2016 г. Окончание сроков подачи заявок 26.02.2016 г. При этом, 21, 22 и 23 февраля являются нерабочими дням. В соответствии с требованиями ст.193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, в соответствии с требованиями ст.193 ГК РФ и ч.4 ст.65 ФЗ N44-ФЗ заказчик обязан размещать ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации до 24.02.2016 г. включительно. Таким образом, заказчик указал в аукционной документации сроки размещения разъяснений положений аукционной документации с нарушением требований ст.193 ГК РФ и ч.4 ст.65 ФЗ N44-ФЗ. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы обоснованным.
Как было установлено Комиссией Новосибирского УФАС России, в п.7 описания объекта закупки заказчиком указан перечень приложений к описанию объекта закупки, являющихся его неотъемлемой частью: 1) Приложение 1 к описанию объекта закупки. При этом, в п.23 аукционной документации указано, что участник закупки должен указать в первой части заявки согласие на исполнение работ и указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N2 Раздела II "Описание объекта закупки". Также Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в описание объекта закупки входит приложение N1 "Объемы работ" и приложение N2 "Перечень товаров, используемых при выполнении работ". Представитель заказчика на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России пояснил, что отсутствие в п.7 описания объекта закупки ссылки на приложение N2 является технической ошибкой. Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, формально, в аукционной документации содержится информация, которая может ввести в заблуждение участников закупки, однако, если рассматривать все положения аукционной документации в совокупности, в том числе, указанные в п.23 аукционной документации "инструкция по заполнению первой части заявки", у участников закупки не должно было возникнуть каких-либо вопросов при заполнении первой части заявки, что косвенно подтверждается отсутствием запросов от участников закупки по данному факту. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы частично обоснованным.
В части отсутствия в составе аукционной документации технико-экономического обоснования применения при выполнении работ по капитальному ремонту дорог щебеночно-песчанной смеси С1, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено обязательное размещение данных сведений. Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание порядкового номера 3 в перечне товаров, которые будут использоваться при выполнении работ, также не является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО "Шедевр" на действия заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО при проведении электронного аукциона N0151300022615000006 на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в с. Верх-Ирмень ул. Есенина, ул. Гаранина, в д. Плотниково ул. Крупская Ордынского района Новосибирской области частично обоснованной.
При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ данного электронного аукциона выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 ФЗ N44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч.1 ст.31 ФЗ N44-ФЗ. При этом, в соответствии с ч.6 ст.66 ФЗ N44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 ФЗ N44-ФЗ документов и информации, не допускается. В нарушение указанных требований заказчик в п.п.б) п.23 аукционной документации установил требование к участникам закупки представить в составе второй части заявки декларацию, содержащую сведения об отсутствии участника закупки в РНП, а также, сведения о том, что участник закупки не является офшорной компанией. При этом, в ч.8.1 ст.31 ФЗ N44-ФЗ указано, что соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в п. 10 ч.1 ст.31 ФЗ N44-ФЗ, проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника закупки на электронной площадке. Отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, в соответствии с ч.8 ст.31 ФЗ N44-ФЗ, также проверяется заказчиком и аукционной комиссией самостоятельно. Таким образом, заказчик установил требование к составу и содержанию второй части заявки с нарушением ч.6 ст.66 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 и п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Шедевр" на действия заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО при проведении электронного аукциона N0151300022615000006 на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в с. Верх-Ирмень ул. Есенина, ул. Гаранина, в д. Плотниково ул. Крупская Ордынского района Новосибирской области частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.4 ст.65 и ч.6 ст.66 ФЗ N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание о прекращении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 08-02-26
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
18 февраля 2016 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьев А.О. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения N08-01-34 от 18.02.2016 г. по жалобе ООО "Шедевр" на действия заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО при проведении электронного аукциона N0151300022615000006 на выполнение работ по капитальному ремонту дорог в с. Верх-Ирмень ул. Есенина, ул. Гаранина, в д. Плотниково ул. Крупская Ордынского района Новосибирской области, предписывает:
Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО необходимо:
1. Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ N44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в аукционной документации требование о декларировании участниками закупки в составе второй части заявки сведений об отсутствии участника закупки в РНП, и о том, что участник закупки не является офшороной компанией.
2. Прекратить нарушение ч.4 ст.65 ФЗ N44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в аукционной документации сроки окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации с нарушением требований ст.193 ГК РФ и ч.4 ст.65 ФЗ N44-ФЗ.
3. В случае поступления запросов о разъяснении положений аукционной документации размещать ответы на указанные запросы в срок до 24.02.2016 г. включительно.
Для прекращения нарушения законодательства в сфере закупок аукционной комиссии заказчика - администрации Верх-Ирменского сельсовета Ордынского района НСО необходимо:
При рассмотрении вторых частей заявок не учитывать отсутствие в декларации участников закупки сведений об отсутствии участника закупки в РНП, а также о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Для устранения нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок электронной площадке www.sberbank-ast.ru обеспечить возможность исполнения данного предписания заказчиком и аукционной комиссией.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 11.03.2016 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 февраля 2016 г. N 08-01-34
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016