Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
N АМ3-163/2014 (опубликовано 12 января 2015 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии 11 декабря 2014 года.
Комиссия Калининградского УФАС России в составе:
председателя Комиссии:
|
В.А. Грибко |
заместителя руководителя Калининградского УФАС России |
||
членов Комиссии:
|
Е.И. Можаро |
начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
||
|
В.А. Файфера |
старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
||
с участием: |
|
|
||
представителя |
|
|
||
Заявителя Конкурсного агентства Калининградской области |
А.А. Корнилова |
на основании доверенности от 15.01.2014 N 35-01-01/44-ДШ, |
||
|
|
|
||
представителей Ответчиков: ООО "Стройпро""
ООО "БРС"
ИП Шпенбергера М.Г.
|
Е.В. Елетиной
А.Г. Арутюняна
Е.В. Елетиной
А.Г. Арутюняна
Е.В. Елетиной
А.Г. Арутюняна
|
на основании доверенности от 10.12.2014 Nб/н, на основании доверенности от 10.12.2014 Nб/н; на основании доверенности от 10.12.2014 Nб/н, на основании доверенности от 10.12.2014 Nб/н; на основании доверенности от 10.12.2014 Nб/н, на основании доверенности от 10.12.2014 Nб/н,
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
рассмотрев дело N АМЗ-163/2014 по признакам нарушения ООО "БРС" (ОГРН 1123926078627), ООО "Стройпро" (ОГРН 1143926003430), ИП Шпанбергером М.Г. (ОГРН 312392601800143) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление) поступила жалоба Конкурсного агентства Калининградской области (ОГРН 1053900175625) о нарушении антимонопольного законодательства участниками открытого аукциона (регистрационный номер 0135200000514000743) ООО "БРС", ООО "Стройпро", ИП Шпанбергером Михаилом Геннадьевичем, предметом которого являлось заключение контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Балтийская центральная районная больница" (далее - Заказчик).
В результате рассмотрения жалобы Управлением в отношении ООО "БРС", ООО "Стройпро", ИП Шпанбергера М.Г. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N АМЗ-163/2014 (приказ КУФАС России N569 от 17.11.2014) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в соглашении между хозяйствующими субъектами, которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, цель которого ввести в заблуждение других участников аукциона и предоставить возможность победы в аукционе ООО "БРС".
2. Существо дела в изложении Заявителя
14 июля 2014 года Конкурсным агентством Калининградской области проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика, начальная максимальная цена контракта - 4 427 500,00 рублей (четыре миллиона четыреста двадцать семь тысяч пятьсот рублей 00 копеек) (далее -Аукцион).
Аукционной комиссией допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО "БРС", ООО "Стройпро", ИП Шпанбергера М.Г., ООО "ДорХан 21 век" и ООО "Тех-эксперт".
Аукцион открылся 14.07.2014 в 14-00 часов (время московское) в соответствии с процедурой проведения Аукциона.
В ходе проведения Аукциона участник ООО "Тех-эксперт" предложение по цене контракта не подавал.
Ценовые предложения участников аукциона ИП Шпанбергера М.Г., ООО "БРС", ООО "Стройпро",, ООО "ДорХан 21 век" были ранжированы следующим образов:
- ИП Шпанбергер М.Г. - предложение о цене контракта 2 191 612,50 руб.;
- ООО "Стройпро" - предложение о цене контракта 2 213 750 руб.;
- ООО "БРС" - предложение о цене контракта 2 940 000 руб.;
- ООО "ДорХан 21 век" - предложение о цене контракта 2 944 287,50 руб.
При этом ООО "БРС" подал единственное предложение о цене контракта в дополнительное время, снизив его до 2 940 000 руб.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе, ранжированные в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), аукционная комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе заявки ООО "БРС" и ООО "ДорХан 21 век".
Заявки ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. аукционной комиссией признаны несоответствующими требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в связи с непредставлением указанными участниками деклараций о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В результате отклонения заявок ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. победителем Аукциона стало ООО "БРС" с предложение о цене контракта 2 940 000 руб., поданное в течение десяти минут с момента завершения Аукциона.
При рассмотрении заявок Заявителем установлено, что Шпанбергер Михаил Геннадьевич, принявший участие в данном аукционе в качестве ИП, является также генеральным директором участников закупки - ООО "БРС" и ООО "Стройпро".
Кроме того, ООО "БРС" и ООО "Стройпро" имеют один и тот же адрес регистрации (место нахождения) юридического лица: 236039, г. Калининград, ул. Эпроновская, д. 20 - 6.
Заявитель считает, что при проведении открытого аукциона в электронной форме (регистрационный номер торгов 0135200000514000743) усматривается наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции, выразившиеся в согласованных действиях ООО "БРС", ООО "Стройпро", ИП Шпанбергера М.Г. и просит признать действия участников открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта с Заказчиком на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики, а именно: ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера Михаила Геннадьевича нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11.Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Существо дела в изложении Ответчиков
По сути обращения Заявителя представители Ответчиков пояснили следующее.
ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергер М.Г. по предмету аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики участвуют впервые.
ООО "БРС", как победитель Аукциона, заключило контракт с Заказчиком.
Контракт на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики исполняется силами субподрядной организации ООО "СМУ-Запад" и находится в стадии выполнения с объемом выполненных работ более 25%.
Представители Ответчиков согласились с доводами Заявителя о соглашении (договоренности) между ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергером М.Г. при проведении открытого аукциона в электронной форме (регистрационный номер торгов 0135200000514000743) на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика и что действовали исходя из собственных коммерческих интересов с целью создания условий для победы в аукционе ООО "БРС".
Представители Ответчиков ходатайствуют о признании действий только одного из Ответчиков нарушившим антимонопольное законодательств.
4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией
Согласно информации содержащейся на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru, Конкурсное агентство Калининградской области являлось организацией, осуществляющей закупку и организатором торгов под регистрационным номером торгов 0135200000514000743.
Объектом закупки являлось право на заключение контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика закупки.
Заказчиком закупки являлось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Балтийская центральная районная больница" Начальная максимальная цена контракта - 4 427 500,00 рублей (четыре миллиона четыреста двадцать семь тысяч пятьсот рублей 00 копеек).
Согласно протоколу от 09.07.2014 N 0135200000514000743/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе поступило пять заявок. Решением аукционной комиссии допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона ООО "БРС", ООО "Стройпро", ИП Шпанбергера М.Г., ООО "ДорХан 21 век", ООО "Тех-эксперт".
Аукцион открылся 14.07.2014 в 14-00 часов (время московское) в соответствии с процедурой проведения Аукциона.
В ходе проведения аукциона участник ООО "Тех-эксперт" предложение по цене контракта не подавал.
Ценовые предложения участников аукциона ИП Шпанбергера М.Г., ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ООО "ДорХан 21 век" были ранжированы следующим образов:
- ИП Шпанбергер М.Г. - предложение о цене контракта 2 191 612,50 руб.;
- ООО "Стройпро" - предложение о цене контракта 2 213 750 руб.;
- ООО "БРС" - предложение о цене контракта 2 940 000 руб.;
- ООО "ДорХан 21 век" - предложение о цене контракта 2 944 287,50 руб.
При этом ООО "БРС" подал единственное предложение о цене контракта в дополнительное время, снизив его до 2 940 000 руб.
Согласно протоколу от 14.07.2014 N 0135200000514000743/2 подведения итогов аукциона аукционная комиссия приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе заявки ООО "БРС" и ООО "ДорХан 21 век".
Заявки ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. аукционной комиссией признаны несоответствующими требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в связи с непредставлением указанными участниками деклараций о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-7 и 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В результате отклонения заявок ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. и учитывая, что ценовое предложение ООО "БРС" было ниже на 4 287,50 рублей, чем ценовое предложение ООО "ДорХан 21 век", победителем Аукциона стало ООО "БРС" с предложение о цене контракта 2 940 000 руб.
Открытый аукцион в электронной форме проводится в соответствии с главой 3 Закона N 44-ФЗ.
Участник, желающий принять участие в аукционе, подает заявку в электронной форме. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг и соответствовать требованиям, установленным документацией аукциона.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному статьей 31 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:
установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;
созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции), а под согласованными действиями - действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
По смыслу статьи 8 Закона "О защите конкуренции" одним из таких особых признаков является заведомая осведомленность лиц о действиях друг друга.
В ходе рассмотрения комиссией материалов дела NАМЗ-163/2014 установлено, что ООО "БРС", ООО "Стройпро", ИП Шпанбергер М.Г. являются аффилированными лицами, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ И ЕГРИП.
Аффилированость данных лиц выражается в следующем:
- ООО "БРС": соучредитель Шпанбергер Михаил Геннадьевич (размер доли 50%), генеральный директор Шпанбергер Михаил Геннадьевич;
- ООО "Стройпро": учредитель Шпанбергер Михаил Геннадьевич, генеральный директор Шпанбергер Михаил Геннадьевич;
- Шпанбергер Михаил Геннадьевич - индивидуальный предприниматель.
Статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (в редакции от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N948-1) содержит понятие аффилированного лица, согласно которому к аффилированным лицам относятся физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также перечень лиц, которые признаются аффилированными лицами юридического и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Согласно абзацу 6 ст. 4 Закона N 948-1 к аффилированным лицам юридического лица относятся лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо (абзац 11 статьи 4 Закона N 948-1).
Участие в аукционе является - осознанным юридическим действием, с вытекающими из него последствиями и определенными издержками для потенциального участника аукциона.
Участники аукциона, вступая в правоотношения с заказчиками, сталкиваются с публичными правоотношениями, налагающими, в том числе на них повышенную ответственность за свои действия (бездействия), за достоверность представляемой информации и сопутствующих документов, за поданные ценовые предложения.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N135-ФЗ установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести в частности к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссией установлено, что участники аукциона ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. являясь аффилированными лицами, осуществляли подачу предложение о цене контракта в ходе проведения Аукциона с одного IP - адреса, находясь фактически в одном помещении.
Своими действиями ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергер М.Г. по подаче заниженных ценовых предложений и искусственному снижению начальной (максимальной) цены контракта более чем на 55% без намерения заключить муниципальный контракт преследовали цель создать видимость конкурентной борьбы и ввести в заблуждение остальных (за исключением ООО "БРС") участников аукциона, что привело к неподаче ценовых предложений ООО "Тех-эксперт", и отказу участника первого этапа ООО "ДорХан 21 век" от участия во втором этапе после того, как участниками ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергером М.Г. были поданы ценовые предложения со снижением цены более чем на 50%.
ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергером М.Г., подавая вторые части заявок без декларации о соответствии участника аукциона установленным документацией аукциона и статьей 31 Закона N 44-ФЗ требованиям, создали условия, позволившие ООО "БРС" стать победителем аукциона.
Действия в ходе аукциона ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. подтверждают поведение определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели; причинно-следственную связь между действиями участников аукциона и изменением цены на торгах; соответствие результата действий интересам каждого из указанных участников и их заведомую осведомленность о будущих действиях друг друга; взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников аукциона.
В ходе заседания комиссии представители Ответчиков подтвердили факт соглашении (договоренности) между ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергером М.Г. при проведении открытого аукциона в электронной форме (регистрационный номер торгов 0135200000514000743) на право заключения контракта на поставку и монтаж модульного офиса врача общей практики для Заказчика с целью создания преимуществ для ООО "БРС" в нарушение антимонопольного законодательства.
Вышеизложенное свидетельствует, что действия ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергера М.Г. были направлены на исключение иных участников Аукциона для предоставления преимуществ ООО "БРС", в связи с чем, комиссия приходит к выводу о реализации устного соглашения между указанными участниками в ходе проведения Аукциона.
Таким образом, своими действиями ООО "БРС", ООО "Стройпро" и ИП Шпанбергер М.Г. подтверждают факт наличия соглашения между ними и наступления последствий от совершенных ими действий.
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства.
На основании части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по их результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести в частности к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании изложенного Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать действия ООО "БРС" (ОГРН 1123926078627), ООО "Стройпро" (ОГРН 1143926003430), ИП Шпанбергера М.Г. (ОГРН 312392601800143) нарушением пункта 2 части 1 статьи 11.Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание не выдавать.
Передать материалы дела N АМЗ-163/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
|
В.А. Грибко |
||
Члены комиссии: |
|
|
Е.И. Можаро |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
В.А. Файфер |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области N АМ3-163/2014 (опубликовано 12 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016