Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 9 февраля 2016 г. N 1-00-200/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
от заказчика - ИКИ РАН:
от заявителя - ООО "Охранная фирма Армор":
рассмотрев жалобу ООО "Охранная фирма Армор" на действия заказчика - ИКИ РАН при проведении закупки у единственного поставщика на предоставление услуг по охране ИКИ РАН (реестровый N 31603216780), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Охранная фирма Армор" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ИКИ РАН (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на предоставление услуг по охране ИКИ РАН (реестровый N 31603216780) (далее - Закупка у единственного поставщика).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неверном выборе способа закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ИКИ РАН (далее - Положение о закупках).
19.01.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки у единственного поставщика, а также документация.
В соответствии с доводами Заявителя Заказчиком необоснованно проведена закупка у единственного поставщика, в связи с тем, что Положение о закупках ИКИ РАН не содержит объективного обоснования проведения Закупки у единственного поставщика.
Согласно представленным Заказчиком пояснениям, решение о проведении закупки у единственного поставщика было принято на основании подпункта 15 пункту 9.5.2 Положения о закупках. Охранные услуги по договору от 20.01.2016 N 2, заключенному по результатам Закупки у единственного поставщика, оказываются, в том числе, в целях выполнения обязательств по договорам, выполняемым ИКИ РАН в рамках оборонного заказа, а также по договорам аренды, в соответствии с которыми ИКИ РАН обязано обеспечить охрану объектов.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупке, являющимся документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 9.5.1 Положения о закупках под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Пунктом 9.5.2 Положения о закупках утверждены возможные случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту 15 пункту 9.5.2 Положения о закупках заказчик вправе провести закупку у единственного у единственного поставщика, если заказчик, являющийся исполнителем по государственному (муниципальному) контракту либо заключенному гражданско-правовому договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг привлекает в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта либо гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных в таких контракте либо договоре обязательств.
Положения вышеназванной нормы позволяют сделать вывод о том, что основанием осуществления закупки у единственного поставщика, в силу подпункта 15 пункта 9.5.2 Положения о закупках является наличие государственного (муниципального) контракта или гражданско-правового договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, для исполнения предусмотренных в таких контракте либо договоре обязательств необходимо привлечение иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В обоснование применения подпункта 15 пункту 9.5.2 Положения о закупках Заказчиком представлено шесть государственных контрактов на выполнение опытно-конструкторских работ для государственных нужд в соответствии с условиями договора, четыре из которых ограничены сроком действия до ноября 2015 года. Одновременно, представленные государственные контракты не содержат условия/требования к обеспечению охранных услуг при исполнении государственных контрактов, предметы договоров ограничены выполнением опытно-конструкторских работ в соответствии с техническим заданием. Данными контрактами на Заказчика возложена лишь обязанность по обеспечению контроля за сохранностью федерального имущества, созданного в процессе проведения работ. В связи с чем, представленные государственные контракты не могут быть приняты в качестве обоснования применения подпункта 15 пункта 9.5.2 Положения о закупках. Также в обоснование проведения Закупки у единственного поставщика Заказчиком представлены договоры на эксплуатационное и административно-хозяйственное обслуживание по указанным в договорах адресах. Данные договоры также не содержат какие-либо условия об обеспечении услуг по охране. Доводы Заказчика о применимости договоров на эксплуатационное и административно-хозяйственное обслуживание в качестве обоснования проведения Закупки у единственного поставщика, ввиду наличия в данных договорах условия о формировании стоимости работ (услуг) с учетом расходов на обеспечение охраны и пропускного режима, подлежат отклонению в связи с тем, что данное условие лишь раскрывает структуру стоимости договора. Представленные договоры аренды недвижимого имущества, в которых Заказчик выступает в качестве арендодателя, также не могут быть приняты в качестве обоснования применения подпункта 15 пункту 9.5.2 Положения о закупках, в силу отсутствия в данных соглашениях обязательства по оказанию охранных услуг.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, действия Заказчика по заключению договора от 20.01.2016 N 2 на оказание охранных услуг с ООО ЧОО "ЗАСТАВА-О.М." по итогам Закупки у единственного поставщика, в том числе применение подпункта 15 пункта 9.5.2 Положения о закупках, противоречит положениям части 2 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки у единственного поставщика обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 2, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора по итогам Закупки у единственного поставщика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 февраля 2016 г. N 1-00-200/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016