Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 3 марта 2016 г. N 15-03-18.1/2016
Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 03 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
"***" - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; "***" - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; "***" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 15-03-18.1/2016 по жалобе ООО "Спасатель-01" на действия МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска (далее - МУП "ПОВВ") при проведении закупки у единственного поставщика на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения СП ОСК (извещение N 31603337010), в присутствии представителей МУП "ПОВВ" по доверенности, в отсутствие представителя ООО "Спасатель-01"; установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Спасатель-01" на действия МУП "ПОВВ" при проведении закупки у единственного поставщика на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения СП ОСК (извещение N 31603337010).
19.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщика на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения СП ОСК.
По мнению подателя жалобы, размещение данной закупки у единственного поставщика не отвечает основным принципам и целям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Представитель МУП "ПОВВ" представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.
В силу норм действующего законодательства заказчик вправе самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
09.12.2015 приказом Генерального директора МУП "ПОВВ" N 1015 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП "ПОВВ" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктами 8.2 и 8.3 Положения о закупке заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика. Решение о выборе способа закупки принимается заказчиком в зависимости от предмета закупки, его спецификации, срочности закупки, объема и стоимости, иных обстоятельств, при которых совершается закупка.
Проведение закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно при наличии одного или нескольких оснований, предусмотренных разделом 14 Положения о закупке.
На основании пункта 14.1.1 Положения о закупке МУП "ПОВВ" осуществило закупку у единственного поставщика на право выполнения работ по проектированию и монтажу системы видеонаблюдения СП ОСК.
Информация о заключенном договоре размещена на официальном сайте закупок в сети "Интернет".
Также представитель МУП "ПОВВ" пояснил, что в 2015 году ООО "Спасатель-01" победил в аналогичной закупке, однако работы по договору выполнялись обществом с нарушениями.
Указанные обстоятельства повлияли на выбор МУП "ПОВВ" единственным поставщиком по настоящей закупке иного хозяйствующего субъекта.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что жалоба ООО "Спасатель-01" является необоснованной по следующим основаниям.
1. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются:
обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения
При этом заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, условия применения, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Иным способом закупки выступает, в частности, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Поэтому проведение закупки способом закупки у единственного поставщика с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в
торгах и не является нарушением Закона о закупках и Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктами 8.2, 8.3 Положения о закупке заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика. Решение о выборе способа закупки принимается заказчиком в зависимости от предмета закупки и его спецификации, срочности закупки, объема и стоимости, иных обстоятельств, при которых совершается закупка.
Пунктом 14 Положения о закупках предусмотрена возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом в пункте 14.1.1 Положения указано, что закупка у единственного поставщика возможна при закупке любых товаров, работ, услуг, если общая сумма договора составляет не более 4,9 млн. руб. с учетом налогов.
Начальная (максимальная) цена договора на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения СП ОСК составляет 2 994 345.00 руб.
Таким образом, размещение закупки у единственного поставщика на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения СП ОСК в данном случае осуществлялось правомерно в соответствии с Положением о закупке (пункт 14.1.1 Положения о закупке).
Вопрос относительно того, что указанные в пункте 14.1.1, подпунктах 18, 19 пункта 14.1.2 Положения о закупке основания закупки у единственного поставщика, предоставляют возможность МУП "ПОВВ" проводить закупки, минуя конкурентные процедуры, является актуальным.
Однако на данный момент в Уральском федеральном округе сложилась отрицательная судебная практика, согласно которой антимонопольный орган не может выдавать предписание о внесении изменений в Положение о закупке в части исключения из него пунктов, устанавливающих основания закупки у единственного поставщика (в частности, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.06.2015 по делу N А76-21718/2014).
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Спасатель-01" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 15-03-18.1/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016