Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/1514 (опубликовано 9 марта 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43, от 12.10.2015 N 205 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>
Членов Комиссии:
<_>
<_>
в присутствии от заявителя - ООО "Звезда" - <_> директора,
<_> представителя по доверенности,
от заказчика - ОАО "Сывлах" - <_> вр.и.о. генерального директора,
рассмотрев жалобу ООО "Звезда" на действия открытого акционерного общества "Сывлах" при проведении открытого аукциона в электронной форме N изв. 31603309215 на оказание комплекса услуг (обслуживание посетителей, уборка помещений и прилегающих территорий) для нужд открытого акционерного общества "Сывлах", в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Чувашское УФАС России 17.02.2016 обратилось ООО "Звезда" с жалобой на действия открытого акционерного общества "Сывлах" при проведении открытого аукциона в электронной форме N изв. 31603309215 на оказание комплекса услуг (обслуживание посетителей, уборка помещений и прилегающих территорий) для нужд открытого акционерного общества "Сывлах" (далее - Открытый аукцион).
Из жалобы следует, что заказчиком в документации установлено требование о наличии кадровых ресурсов в количестве 150 человек, зарегистрированных в Чувашской Республике. Установление такого требования препятствует подать заявку на участие в Открытом аукционе работодателям, зарегистрированным в иных субъектах Российской Федерации.
Кроме того, заказчиком установлено требование о наличии и предоставлении в составе документации санитарных книжек и отметки о прохождении обучения по санитарному минимуму. Указанное требование, по мнению заявителя, также ограничивает круг участников аукциона, поскольку такое требование неправомерно установлено до начала оказания услуг.
В заседании Комиссии представители ООО "Звезда" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили выдать предписание заказчику об устранении нарушения.
Представитель ОАО "Сывлах" нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при проведении Открытого аукциона не признал, просил признать жалобу ООО "Звезда" необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд открытого акционерного общества "Сывлах", утвержденным Советом директоров ОАО "Сывлах" (протокол N 1 от "30" марта 2015 г. (далее - Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 13 Положения заказчик вправе применять процедуру - аукциона при одновременном соблюдении следующих условий:
1) для Заказчика важно единственное условие исполнения договора - цена договора;
2) на проведение закупки (от момента размещения извещения о закупке на официальном сайте заказчика и в Единой информационной системе до подписания договора) у заказчика есть не менее чем 30 (тридцать) дней.
Порядок проведения аукциона в электронной форме на электронной торговой площадке установлен главой 6 Положения.
Согласно части 4 статьи 29 Положения документация об аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные Заказчиком.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 30 Положения заявка на участие в аукционе должна содержать в случаях, предусмотренных документацией об аукционе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в документации об аукционе к предмету закупки.
Подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 31 Положения установлено, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе участник процедур закупки не допускается Комиссией к участию в аукционе в случаях несоответствия участника процедур закупки требованиям, установленным разделами настоящего Положения.
11.02.2016 ОАО "Сывлах" на официальном сайте http://zakupki.gov.ru разместил извещение N 31603309215 и документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание комплекса услуг (обслуживание посетителей, уборка помещений и прилегающих территорий) для нужд Открытого акционерного общества "Сывлах", с начальной (максимальной) ценой контракта 19 270 000,00 руб.
Документация об Открытом аукционе утверждена и.о. генерального директора ОАО "Сывлах" (далее - Документация).
Согласно извещению о проведении Запроса предложений дата и время окончания подачи заявок установлены 02.03.2016 в 10:00, дата окончания рассмотрения заявок - 02.03.2016, дата и время проведения аукциона - 03.03.2016 в 10:00.
Требования отбора к участникам закупки установлены раздело VIII Технического задания Документации.
Пунктом 4 Технического задания установлены следующие требования к кадровым возможностям участника закупки:
1. Подтверждение участником закупки способности обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по оказанию услуг. Наличие на момент подачи заявки необходимых кадровых ресурсов в количестве 150 человек, зарегистрированных в Чувашской Республике (заверенная копия среднесписочной численности штата, штатного расписания).
2. Наличие у имеющегося персонала санитарных книжек на каждого (150 человек) (копии санитарных книжек с отметкой о прохождении сан/минимума).
При этом комиссия отмечает, что требования, устанавливаемые к участникам закупки, должны быть обусловлены объективными потребностями заказчика, направлены на эффективное расходование денежных средств и при этом учитывать принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из пояснений представителя ОАО "Сывлах" следует, что наличие персонала, зарегистрированного на территории Чувашской Республики, необходимо для преобразования в кратчайшие сроки бань в санитарно-обмывочные пункты в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом заказчиком не представлено доказательств того, что преобразование бань в санитарно-обмывочные пункты в кратчайшие сроки возможно только участниками закупки, располагающими кадровыми ресурсами, зарегистрированными в Чувашской Республике
Комиссия отмечает, что условия договора также могут быть выполнены участниками закупки, персонал которых зарегистрирован на территории, не относящейся к Чувашской Республике, но расположенной в равной удаленности от объектов ОАО "Сывлах".
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает установление требования о наличии у участника закупки персонала, зарегистрированного в Чувашской Республике, излишним, необоснованно ограничивающим конкуренцию при проведении Открытого аукциона. Такое условие документации нарушает требование пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Наряду с изложенным, обязательные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2013 N 70 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун"
В соответствии со СанПиН 2.1.2.3150-13 на протяжении рабочего дня в помещениях бани должна проводиться текущая уборка: мытье полов, скамей в раздевальных, а также мытье пола, скамей из шланга в помещениях мыльных и парильных. В конце рабочего дня в отсутствие посетителей в бане производится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств (пункт 3.14).
Один раз в неделю выделяется день для проведения генеральной уборки. Во время проведения генеральной уборки поверхности полов, стен во всех помещениях, а также скамьи в раздевальных, мыльных и парильных моются с применением дезинфицирующих средств.
Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на стенах и потолках, трещин, щелей и другое) осуществляется во время проведения генеральной уборки (пункт 3.15).
Работники бань должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке; аттестацию на знание настоящих санитарных правил не реже 1 раза в 2 года.
Работники бань должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Каждый работник бани должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе (пункт 3.18).
Таким образом, Комиссия соглашается с доводом заказчика, что требование о наличии у участника закупки персонала в количестве 150 человек, имеющих санитарные книжки, необходимо для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности, т.е. обусловлено реальной потребностью заказчика.
При этом предоставление таких санитарных книжек до заключения договора является подтверждением информации, что участник аукциона - потенциальный победитель торгов, обладает необходимыми ресурсами для надлежащего удовлетворения потребности заказчика в закупаемых услугах.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из фактических обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ООО "Звезда" является обоснованной в части установления заказчиком требования о наличии зарегистрированного в Чувашской Республике персонала, ограничивающего конкуренцию по отношению к участникам закупки.
В связи с тем, что выявленное нарушение является обстоятельством, ограничивающим круг участников закупки, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении нарушения.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Звезда" обоснованной в части.
Признать ОАО "Сывлах" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ОАО "Сывлах" предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
Дело N 3-ЗП-2016
г. Чебоксары
04 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43, от 12.10.2015 N 205 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>
Членов Комиссии:
<_>
<_>
на основании решения от 04.03.2016 по делу N 3-ЗП-2016 о признании ОАО "Сывлах" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" открытого аукциона в электронной форме N изв. 31603309215 на оказание комплекса услуг (обслуживание посетителей, уборка помещений и прилегающих территорий) для нужд открытого акционерного общества "Сывлах" и на основании части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "Сывлах" в срок до 24 марта 2016 года устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", путем:
исключения из документации о проведении открытого аукциона в электронной форме N изв. 31603309215 на оказание комплекса услуг (обслуживание посетителей, уборка помещений и прилегающих территорий) для нужд открытого акционерного общества "Сывлах" требования к участникам закупки о наличии кадровых ресурсов, зарегистрированных на территории Чувашской Республики;
продления сроков подачи заявки на участие в вышеуказанном открытом аукционе в соответствии с частью 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Информацию об исполнении предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России в срок до 25 марта 2016 года.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/1514 (опубликовано 9 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016