Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 4 марта 2016 г. N 3-Т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., вр.и.о руководителя; |
Члены комиссии: |
Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Пошвенчук А.И., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1) Заказчика - Муниципального предприятия г.Абакана "Водоканал" (далее - МП г.Абакана "Водоканал"):
- "_", по доверенности от 12.01.2016 г. N 1,
2) В отсутствии заявителя - Государственного автономного учреждения Ярославской области "Яргосстройэкспертиза" (далее - ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (вх. N 25 от 01.03.2016 г.),
рассмотрев жалобу N 3-Т ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" на действия заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" при проведении запроса предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (многолотовый) (закупка N 31603307127), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.20106 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 25.02.2016 года входящий N 872 поступила жалоба ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" на действия заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" при проведении запроса предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (многолотовый) (закупка N 31603307127).
В своей жалобе заявитель указывает, что заказчиком в закупочной документации установлены требования к участникам запроса предложений, противоречащие Положению о закупке МП г.Абакана "Водоканал", а также ведущие к ограничению конкуренции.
Пунктом 16.2 документации о закупке установлено, что договор подписывается по адресу: г.Абакан, ул.Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора.
В пунктах 11.8 и 11.9 главы 11 Положения о закупке МП г.Абакана "Водоканал" указано:
11.8. Победителю запроса предложений в течение 3-х рабочих дней направляется уведомление об этом и проект договора с учетом окончательного предложения поставщика.
11.9. В случае если в течение десяти рабочих дней после направления в соответствии с пунктом 11.8 настоящего Положения уведомления, поставщик не направляет заказчику подписанный им проект договора, он считается уклонившимся от заключения договора.
В жалобе заявитель также приводит ссылки на нормы статьи 434 Гражданского Кодекса Российской Федерации:
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны но договору.
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора.
Заявитель считает, что требования, установленные в закупочной документации, являются дискриминирующими и противоречащими требованиям Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру проведения торгов и принять меры, установленные законодательством Российской Федерации.
В адрес Хакасского УФАС России 01.03.2016 г. вх. N 990 поступил пакет документов от заказчика - МП г.Абакана "Водоканал", в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что закупка представляет собой процесс от подготовки закупки до исполнения договора, в том числе и проведение процедуры закупок.
Во исполнение Закона о закупках, в пунктах 11.8 и 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг МП "Водоканал" регламентирован порядок заключения договора в рамках закупки способом запроса предложений.
При этом в соответствии с пунктом 7.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг МП "Водоканал" (являющимся общей нормой ко всем способам закупки) заказчик имеет право установить требования, касающиеся подготовки и представления заявок и условий проведения процедуры закупок, в том числе требование о предоставлении копии заявки/предложения Поставщика на электронном носителе информации при условии, если указанные требования не ограничивают конкуренцию.
Включение в пункт 16.2 документации о закупке условия о подписании договора по адресу: г. Абакан, ул. Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора, является условием проведения процедуры закупки.
Таким образом, пункт 16.2 документации о закупке не противоречит пунктам 11.8 и 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг МП "Водоканал" и соответствует пункту 7.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг МП "Водоканал".
Включение в документацию о закупке обжалуемого условия направлено на проявление должной осмотрительности МП "Водоканал" при заключении договора с целью минимизации налоговых рисков.
Так в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать в числе прочего следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что указанное в пункте 16.2 закупочной документации условие не является дискриминационным, не ограничивает конкуренцию и предъявляется ко всем участникам закупки.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" необоснованной.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
МП г.Абакана "Водоканал" является субъектом естественных монополий и включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (Регистрационный номер 19.В.3. Приказ от 20.03.2015 г. N 434-э).
26.11.2015 г. директором МП г.Абакана "Водоканал" В.Н. Кузнецовым утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МП "Водоканал" (далее - Положение о закупке заказчика).
Положение о закупке заказчика (с изменениями от 26.11.2015 г.) размещено на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru 30.11.2015 г.
Таким образом, запрос предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (многолотовый) (закупка N 31603307127) проводится в соответствии с Положением о закупке заказчика и Законом о закупках.
Данная жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы N 3-Т ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.
Положением о закупке заказчика предусмотрены различные способы закупок, одним из которых является запрос предложений (глава 11 Положения о закупке заказчика).
11.02.2016 г. заказчиком - МП г.Абакан "Водоканал" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, документация о закупке) о проведении запроса предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (закупка N 31603307127):
Лот N 1: Наружные сети водопровода и канализации объекта капитального строительства "12-ти этажный многоквартирный жилой со встроенными нежилыми помещениями на перекрестке улиц Некрасова-Кирова".
Лот N 2: Наружные сети водопровода и канализации объекта капитального строительства: "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (I очередь) г. Абакан, ул. Кирова, 120"
Лот N 3: Наружные сети водопровода объекта капитального строительства: "Многоэтажный жилой дом по ул. Б.Хмельницкого 102 в г. Абакане"
Лот N 4: Наружные сети водопровода и канализации объекта капитального строительства: "Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в 9 микрорайоне I жилого района г. Абакана"
Лот N 5: Наружная сеть канализации объекта капитального строительства: "Многоэтажный жилой дом по ул. Ленинского Комсомола, 16 в г. Абакане"
Лот N 6: Наружные сети водопровода и канализации объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Пушкина, 3 в г. Абакане"
Лот N 7: Наружные сети водопровода объекта капитального строительства "Лечебный корпус N2 ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской"
Лот N 8: Наружные сети водопровода и канализации объекта капитального строительства: "Хакасский национальный краеведческий музей им.Л.Р.Кызласова, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 28А"
Лот N 9: Наружные сети водопровода и канализации объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными стоянкой для автотранспорта, объектами торговли и соцкультбыта по ул. Крылова, 85"
Лот N 10: Реконструкция коллектора напорного КНС 6 УГ.НК 15 ул. Катерная в границах от напорных задвижек насосных агрегатов внутри здания КНС-6 до точек врезки на ул. Т.Шевченко.
Начальная (максимальная) цена договора:
Лот N 1 - 65 292,32 руб. без учета НДС.
Лот N 2 - 60 401,60 руб. без учета НДС.
Лот N 3 - 46 106,63 руб. без учета НДС.
Лот N 4 - 55 515,14 руб. без учета НДС.
Лот N 5 - 54 762,29 руб. без учета НДС.
Лот N 6 - 59 279,01 руб. без учета НДС.
Лот N 7 - 43 851,83 руб. без учета НДС.
Лот N 8 - 74 345,55 руб. без учета НДС.
Лот N 9 - 55 511,20 руб. без учета НДС.
Лот N 10 - 615 653,11 руб. без учета НДС.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 26.02.2016 года в 15:00 часов.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 29.02.2016 года 09:05 часов.
Дата и время рассмотрения заявок участников закупки: 29.02.2016 года 10:30 часов.
Дата и время подведения итогов закупки: 01.03.2016 года 10:00 часов.
Уведомлением о месте и времени рассмотрения жалобы от 26.02.2016 исх. N 06-1042/АЛ, направленным на электронную почту заказчика 26.02.2016 г., Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции, установило требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, в связи с чем, предложения участников закупки комиссией заказчика не рассматривались, конверты с заявочными материалами не вскрывались.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора, проанализировав Положение о закупке заказчика, документацию о закупке (запрос предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (многолотовый)), заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 11.8 и 11.9 главы 11 Положения о закупке заказчика:
11.8. Победителю запроса предложений в течение 3-х рабочих дней направляется уведомление об этом и проект договора с учетом окончательного предложения поставщика.
11.9. В случае если в течение десяти рабочих дней после направления в соответствии с п. 11.8 настоящего Положения уведомления, Поставщик не направляет Заказчику подписанный им проект договора, он считается уклонившимся от заключения договора.
Согласно пункта 16.2 документации о закупке, договор подписывается по адресу: г. Абакан, ул. Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора.
Положением о закупке заказчика предусмотрено направление победителю проекта договора, а документация о закупке содержит указание на подписание договора конкретно по адресу заказчика с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора.
Таким образом, в нарушение пункта 11.8 Положения о закупке заказчика и части 1 статьи 2 Закона о закупках, заказчик неправомерно указал в документации о закупке требование о подписании договора по адресу: г.Абакан, ул. Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора.
Довод представителя заказчика о том, что условие о подписании договора по адресу: г. Абакан, ул. Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора, является одним из условий проведения процедуры закупки, которое заказчик в силу пункта 7.4 Положения о закупке заказчика вправе установить, не состоятелен в виду следующего.
Пунктом 7.4 Положения о закупке заказчика установлено, что заказчик имеет право установить требования, касающиеся подготовки и представления заявок и условий проведения процедуры закупок, в том числе требование о предоставлении копии заявки/предложения Поставщика на электронном носителе информации при условии, если указанные требования не ограничивают конкуренцию.
Согласно части 2.1 Положения о закупке заказчика, заказчик осуществляет функции:
1) формирования закупочной комиссии;
2) планирования закупок, в том числе выбор способа закупки;
3) проведения закупочных процедур;
4) заключения и исполнения договоров по итогам закупочных процедур;
5) контроля исполнения договоров;
6) обеспечения публичной отчетности;
7) выполнение иных действий, предписанных настоящим Положением.
Таким образом, Положением о закупке заказчика функции заказчика разграничены, в том числе функция по проведению закупочных процедур и функция заключения и исполнения договоров по итогам закупочных процедур.
Закон о закупках также разграничивает понятие "проведение процедуры закупки и условия их применения" и понятие "порядок заключения и исполнения договоров" (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В виду вышеизложенного, подписание договора не возможно расценивать как одно из условий проведения процедуры закупки. Порядок заключения и исполнения договоров - это отдельная, самостоятельная процедура.
На основании вышеизложенного, довод заявителя об установлении заказчиком в документации о закупке требования о подписании договора по адресу: г. Абакан, ул. Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора, нарушающего пункт 11.8 Положения о закупке МП г.Абакана "Водоканал", в ходе рассмотрения жалобы по существу подтвердился, что дает основание признать жалобу в этой части обоснованной.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлены документы и информация, подтверждающие, что указанные заказчиком в документации о закупке требования являются дискриминирующими и противоречат Закону о защите конкуренции, в виду чего, данный довод признается комиссией антимонопольного органа несостоятельным.
Комиссией также принят во внимание тот факт, что на участие в запросе предложений было подано 10 заявок от участников закупки с разных регионов страны.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Иных нарушений в действиях заказчика - МП "Водоканал" при проведении закупки N 31603307127 комиссией антимонопольного органа не установлено.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Поскольку определенные положения документации о закупке (запроса предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (многолотовый)) не соответствуют Положению о закупке заказчика, комиссией антимонопольного органа принято решение о выдачи заказчику - МП г.Абакана "Водоканал" предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями Закона о закупках, частями 1, 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия решила:
1. Признать жалобу N 3-Т ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" на действия заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" при проведении запроса предложений на негосударственную экспертизу проектной документации, включая смету, и результатов инженерных изысканий по объектам капитального строительства (многолотовый) (закупка N 31603307127) обоснованной в части установления заказчиком в документации о закупке требования о подписании договора по адресу: г. Абакан, ул. Катерная, 38, с обязательным присутствием лица, полномочного на подписание договора, что нарушает пункт 11.8 Положения о закупке заказчика.
2. Признать заказчика - МП г.Абакана "Водоканал" нарушившим часть 1 статьи 2 Закона о закупках, пункт 11.8 главы 11 Положения о закупке заказчика.
3. Заказчику - МП г.Абакана "Водоканал" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова А.В. Лунёва А.И. Пошвенчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 марта 2016 г. N 3-Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016