Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 4 марта 2016 г. N 06-21/16
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - начальник отдела рекламы И.В. Волохина, рассмотрев протокол N 06-21/16 от 19.02.2016 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Борисенко Михаила Сергеевича (далее - ИП Борисенко М.С.; ИНН 544516069250, ОГРНИП 315547600042461 от 16.04.2015 г. "_"
в отсутствии ИП Борисенко М.С. (не явился, уведомлен надлежащим образом), установил:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление Редакции газеты "Курьер. Среда. Бердск" (вх. N 537 от 03.08.2015 г.) о размещении рекламы пивной продукции на торговых палатках и зонтах от солнца, на территории между зданием Администрации города Бердска (адрес: г. Бердск, ул. Максима Горького, 9) и ЦУМом (адрес: г. Бердск, ул. Островского, 96а).
По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено дело, материалами которого установлено следующее.
На территории между зданием Администрации города Бердска (ул. Максима Горького, 9) и ЦУМом (ул. Островского, 69а) располагается летнее кафе. На торговой палатке изображены логотипы "Amstel", знаки "18+", бокалы с пенным напитком и текст следующего содержания "Наслаждаясь жизнью здесь не торопят время / Амстердам_ / Amstel Premium Pilsener". Напротив летнего кафе располагается спортивная конструкция для велосипедного спорта (Акт фиксации от 17.08.2015 г.).
В соответствии с п.1 ст.3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона "О рекламе". Объектом рекламирования выступает пиво "Amstel".
Согласно сведениям, представленным Администрацией города Бердска (вх. N 8164 от 03.09.2015 г.), по результатам открытого конкурса УЭР-1 на право заключения договоров на размещение передвижных торговых объектов на территории города Бердска в весенне-летний период 2015 года, проведенного 28.04.2015 г., администрация города Бердска заключила договор с индивидуальным предпринимателем Борисенко М.С. (ИНН 544516069250, ОГРНИП 315547600042461) на размещение летнего кафе по реализации продукции общественного питания.
В соответствии с указанным Договором, заключенным между ИП Борисенко М.С. и Администрацией города Бердска о размещении передвижного торгового объекта на территории города Бердска в весенне-летний период 2015 года, Администрация города Бердска в лице и.о. Главы города Михайлова Андрея Геннадьевича предоставляет ИП Борисенко М.С. право разместить на территории города Бердска в весенне-летний период 2015 года передвижной торговый объект летнее кафе по реализации продукции общественного питания площадью 150 кв. м. (далее - Объект) на участке площадью 250 кв. м. по адресу: участок в парке между зданиями администрации и ЦУМом по адресу: г. Бердск, ул. Островского, N 69а (согласно схеме размещения передвижных торговых объектов на территории города Бердска), а ИП Борисенко М.С. обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование Объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с настоящим договором, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Бердска.
Период размещения Объекта по договору устанавливается с 9 мая 2015 г. по 9 октября 2015 года.
В соответствии с письмом ФАС России N АК/55976/15 от 13.10.2015 г., поскольку данное летнее кафе установлено на весенне-летний период, такой объект является передвижным, не имеющим прочную связь с землей. Следовательно, на данную конструкцию положения статьи 19 Закона "О рекламе" не распространяются.
Вместе с тем, информация о товарах, размещенная на внешних сторонах вне помещений таких объектов рассматриваются как реклама таких товаров, если эта информация направлена на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В нарушение данного требования, рассматриваемая реклама не содержит необходимое предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя. При этом, напротив данного летнего кафе располагается конструкция для велосипедного спорта (рампа). Согласно сведениям, представленным Администрацией города Бердска (вх. N 8164 от 03.09.2015), данная конструкция размещается в рамках проекта "Городской стрит-парк. Первый этап "Рампа", предусматривающий изготовление оборудования для занятия спортом, а именно спортивного снаряда "Рампа", и его ежегодное размещение в летний период в общественных местах города с организацией свободного доступа к данному объекту заинтересованных групп молодежи, среди которых могут быть и несовершеннолетние (дети).
Согласно п. 3.8. ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" (принят Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 г. N 80-ст), физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения: здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
В соответствии с ч. 10.2 ст 5 Закона "О рекламе", не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Согласно п.7 ч. 2 ст. 21 Закона "О рекламе", реклама алкогольной продукции не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.
Поскольку данное кафе располагается в парковой зоне, а также учитывая непосредственную близость к кафе спортивной конструкции "Рампа", следовательно, рассматриваемая реклама доступна для внимания всех граждан, в том числе детей.
Таким образом, информация: "Amstel. Наслаждаясь жизнью, здесь не торопят время", размещенная на внешних сторонах указанного летнего кафе, нарушает требования части 10.2 ст. 5, частей 2, 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение ч. 10.2 ст. 5, ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель. Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В силу ст. 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с материалами дела, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ИП Борисенко М.С. (ИНН 544516069250, ОГРНИП 315547600042461).
Таким образом, действия ИП Борисенко М.С. нарушают части 10.2 ст. 5, частей 2, 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе", ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Решением по делу N 132/15 Комиссии Новосибирского УФАС России ИП Борисенко М.С. был признан нарушившим
ч. 10.2 ст. 5 Закона "О рекламе", в соответствии с которой не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций,
п.7 ч. 2 ст. 21 Закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи,
ч. 3 ст. 21 Закона "О рекламе", согласно которой реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Дата административного правонарушения - 17.08.2015 г.
Место совершения административного правонарушения - г. Бердск.
В силу ч. 3 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что у ИП Борисенко М.С. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо исключительных обстоятельств, указывающих на малозначительность правонарушения, в материалах дела не имеется.
Срок привлечения ИП Борисенко М.С. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не истек.
Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое положение лица, смягчающие обстоятельства - нарушение совершено впервые, устранено, а так же отсутствие отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать Индивидуального предпринимателя Борисенко Михаила Сергеевича (ИНН 544516069250, ОГРНИП 315547600042461 от 16.04.2015 г., дата рождения: 06.10.1984 г., место рождения: г.Бердск, Новосибирской обл., паспорт: серия 5006 N 039931, выдан ОВД г.Бердска, Новосибирской области, дата выдачи 09.01.2007 г., Код подразделения: 542-013, зарегистрирован: г. Бердск, ул. Лелюха, д. 3, кв. 16) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Применить к ИП Борисенко М.С. меру ответственности в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ банка России, г. Новосибирск, БИК 045004001, ОКТМО 50701000, получатель: УФК РФ по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 161 1 16 26000 01 6000 140, назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со статьей 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии со статьей 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 4 марта 2016 г. N 06-21/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016