Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя заказчика <_><_> <_><_>в отсутствие представителя заявителя <_><_>рассмотрев жалобу <_><_>на действия заказчика <_><_> при проведении запроса котировок N 31603303704 на предмет: "Поставка лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан " установила:
Суть жалобы, по мнению заявителя, документация нарушает требование действующего законодательства.
Согласно документации Заказчика позицией N1, поставке подлежит препарат -МНН Бивалирудин (лиофилизат для раствора для внутривенного введения (фл) 250 мг N10),данный препарат зарегистрирован и выпускает на рынок только одно торговое наименование, Ангиокс, производство компании Медисинз Компани ЮК ЛТД (Соединенное Королевство),регистрационный номер ЛСР-008510/10.
Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 г. N929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной ) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота), лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" частью 2 установлено, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство.
Следовательно, при разработке документации об аукционе заказчик объединил в один лот лекарственные средства с МНН, которые не имеют зарегистрированных на территории Российской федерации аналогов по форме выпуска и дозировке и производятся единственным производителем.При этом начальная (максимальная) цена превышает предельное значение начальной (максимальной) цены, установленной Постановлением Правительства Российской федерации от 17.10.2013 г. N929"Об установлении предельного значения начальной (максимальной ) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота), лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями", чем нарушает ч.1 ст.17,ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции".
Представитель заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя не согласилися, представил устные и письменные пояснения сославшись на то, что, <_><_>не является ни государственным ни муниципальным заказчиком, следовательно не нарушает нормы действующего законодательства, а данная закупка не регулируется нормами закона о контрактной системе в сфере закупок, а так же Постановлением Правительства Российской федерации от 17.10.2013 г. N929"Об установлении предельного значения начальной (максимальной ) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота), лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".
Комиссией Татарстанского УФАС установлено, что при организации и проведении запроса котировок закупок руководствовался Федеральным Законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и Положением о закупке товаров, работ, услуг утвержденным приказом N238 п/5 от 23.12.2015 г. генерального директора <_><_>
Следовательно данный довод заявителя является небоснованным.
В месте с тем, в ходе заседания комиссии ТатарстанскогоУФАС выявлено следующее нарушение.
В соответствии с извещением о электронном запросе котировок, заявитель обязан приложить к котировочной заявке по установленной форме (Приложение N1) копию соответствущей лицензии:
- для участников закупки, осуществляющих фармацевтическую деятельность - копия собственной лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающую оптовую торговлю лекарственными средствами;
- для участников закупки, являющихся производителями лекарственных средств:
в случае реализации собственнопроизводимых лекарственных средств - копия собственной лицензии на осуществление деятельности по производству лекарственных средств или копию собственной лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающую оптовую торговлю лекарственными средствами;
в случае реализации лекарственных средств других производителей - копия собственной лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществляемую юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающую оптовую торговлю лекарственными средствами.
Так же проектом договора п.4.1. предусмотренно, что поставляемый товар должен соответствовать государственным стандартам (ГОСТ), техническим условиям (ТУ), требованиям завода-изготовителя и иной нормативно-технической документации на данный вид товаров и подтверждаться документами качества, необходимыми по действующему законодательству.
В соответствии со ст.1 Федерального Закон о закупках N223-ФЗ следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.Частью 10 ст.3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
В ходе проверки комиссией Татарстанского УФАС установлено, что в п.3,4,6 статьи 49 Положения о закупке товаров, работ, услуг <_><_> содержится следующее условие: п.3"Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня подписания указанного протокола предает победителю в проведении запроса котировок проект договора, который составляется путем включения в него условий исполнения договора, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке, п.4" В случае если победитель в проведении запроса ценовых котировок в срок указанный в извещении (Приложение N1 Срок подписания контракта установлен в течение 20 дней со дня размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальеом сайте) не предоставил Заказчику подписанный договор, такой победитель признаеться уклонивщимся от заключения договорора" п.6. " Договор должен быть заключен в течение 20 дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок " что по мнению комиссии Татарстанского УФАС является нарушением ст.1,ч.10 ст.3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом минимальный срок для подписания договора не установлен, в пяти дней соответственно победитель торгов обязан подписать договор уже на пятый день после определения победителя торгов. В связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_><_>на действия заказчика - <_><_>при проведении запроса котировок N 31603303704 на предмет: "Поставка лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений Республики Татарстан " не обоснованной.
2. Признать заказчика - <_><_>нарушившим требования, части 9,10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать организатору торгов - <_><_> предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/3354 (опубликовано 11 марта 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016