Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 11 марта 2016 г. N 14-ФАС22-Р/02-16
Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2016 года г.Барнаул
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N14-ФАС22-Р/02-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению жителя г.Барнаула о распространении рекламных листовок с рекламой продукции "Малавит",
в отсутствие заявителя (уведомлен о времени и месте рассмотрения дела);
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО фирма "Малавит" - в лице представителя Ю<_> (по доверенности), установила:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю прокуратурой Алтайского края направлено заявление гражданина о размещении ненадлежащей рекламы о препаратах "Малавит" в рекламных листовках.
Из заявления гражданина следует, что при покупке продукции "Малавит" в торговом центре "Праздничный", заявитель получил рекламный буклет продукции ООО фирма "Малавит".
Указанный буклет содержит следующую информацию: "МАЛАВИТ - ГИГИЕНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО "Малавит" - многофункциональное натуральное профилактическое средство для наружного и местного применения (включая гигиену слизистой рта и интимной зоны). Гигиеническое средство Малавит обладает дезодорирующим, успокаивающим и омолаживающими свойствами, а так же противоспалительным, бактерицидным, антивирусным, антигрибковым, антигистаминным, местно-рефлекторным, ранозаживляющим, противозудным, болеутоляющим и мощным противоотечным действием. Компоненты натуропатического многофункционального средства "Малавит" обладают антимикробным действием практически на все виды аэробной и анаэробной микрофлоры, включая некоторые вирусы и грибы. Препарат не оказывает тератогенного и эмбриотоксического действия. Не содержит этилового спирта, красителей и консервантов. Исследования противомикробных и заживляющих свойств "Малавита" проведены в ведущих клинических и научных центрах России, в результате чего было подтверждено их выраженное лечебное оздоравливающее и профилактическое действие_Показания к применению: -простудные заболевания: ОРЗ, ОРВИ, грипп, герпес I и II типа; -ЛОР - заболевания: отиты, тонзиллиты, гаймориты, риниты; -гинекология: вагиниты, вагинозы, кандидозы, санация родовых путей при подготовке к родам и кесареву сечению -стоматология: гингивиты, стоматиты, пародонтоз -урология: уретириты -травматология: ушибы, гематомы, растяжения -хирургия: послеоперационное заживление ран и переломов -неврология: неврит, невралгия, остеохондроз -ожоги, обморожения, пролежни -укусы насекомых (комары, клещи, мошки).
ОПОЛАСКИВАТЕЛЬ ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА "МАЛАВИТ - ОРАЛ" Содержит многофункциональное гигиеническое средство "Малавит"_Показания к применению: -Освежает дыхание -Бережно ухаживает за слизистой оболочкой полости рта и десен -Обладает противокариозным действием -Уменьшает зубной налет -Имеет антибактериальное и противовирусное действие.
КРЕМ-ГЕЛЬ "МАЛАВИТ" Крем-гель "Малавит" предназначен для лечебно-профилактических и косметических целей_Крем-гель "Малавит" обладает мощным противовоспалительным и антисептическим действием. Имеет антигрибковое, антивирусное и дезодорирующее свойства_ Крем-гель эффективно восстанавливает клетки эпителия, слизистой и мышечной ткани_Показания к применению: -послеоперационное заживление ран и переломов -ушибы, гематомы, вывихи и растяжения -остеохондроз, мышечные суставные боли, отеки -острые и хронические кератиты и кератоконъюнктивиты, блефариты -угревая сыпь, проблема кожи у подростков, герпетические высыпания на коже и слизистых -укусы насекомых (комаров, мошек, слепней, клещей, ос и пчел) -ожоги, обморожения, пролежни.
СПРЕЙ ДЛЯ НОСА "МАЛАВИТ-РИНО" _Растительные компоненты Горного Алтая, входящие в состав средства "Малавит", обладают противовоспалительным, ранозаживляющим действием, способствует обезболиванию и освобождению от бактерий, грибков и вирусов_Спрей для носа "Малавит-Рино" мягко санирует и не высушивает слизистую носа. Не содержит антибиотиков, сосудосуживающих и химиопрепаратов. Очищает от бактерий и вирусов. Препятствует воспалению и способствует быстрому заживлению слизистой с восстановлением носового дыхания. Повышает местный иммунитет_".
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Рассматриваемая реклама распространяется с признаками нарушения требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
На заседании Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее Комиссия) представитель ООО фирма "Малавит" Ю<_> факт нарушения признал.
Комиссия, исследовав материалы дела и заслушав доводы представителя стороны, пришла к следующим выводам.
В период с 25.01.2016 г. по 09.02.2016 г. проведена внеплановая выездная проверка ООО фирма "Малавит", в результате которой выявлены признаки нарушения законодательства РФ о рекламе при распространении рекламных листовок с рекламой продукции ООО фирма "Малавит".
В ходе проверки установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является производство прочих фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения (код ОКВЭД - 24.42.2), дополнительные виды - производство парфюмерных и косметических средств (код ОКВЭД - 24.52), розничная и оптовая торговля косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла (коды ОКВЭД - 52.33.1 и 51.45.1).
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия "реклама".
ООО фирма "Малавит" представлены следующие документы в отношении рекламируемой продукции: 1) декларация Таможенного союза о соответствии ТС RU Д-RU.НК12.В.00357 от 01.04.2013 г. на гигиеническое средство "Малавит" (изделие косметическое жидкое); сертификат соответствия NРОСС RU.АИ13.Н05047 на средство косметическое жидкое "Гигиеническое средство "Малавит"; 2) декларация Таможенного союза о соответствии ТС RU Д-RU.АВ07.В.00168 от 25.03.2013 г. на гигиеническое средство "Малавит" ополаскиватель для полости рта; сертификат соответствия NРОСС RU.АВ07.Н00002 на ополаскиватель для полости рта "Гигиеническое средство "Малавит"; декларация Таможенного союза о соответствии ТС RU Д-RU.АИ88.В.00793 от 03.07.2014 г. на ополаскиватель для полости рта товарного знака "Малавит"; сертификат соответствия NРОСС RU.АЕ96.Н06868 на ополаскиватель для полости рта товарного знака "Малавит"; 3) декларация Таможенного союза о соответствии ТС N RU Д-RU.АЕ96.В.00452 от 25.02.2014 г. на продукцию косметическую для ухода за кожей лица и тела: крем-гель "Малавит"; сертификат соответствия NРОСС RU.АЕ96.Н06648 на продукцию косметическую для ухода за кожей лица и тела крем-гель "Малавит"; 4) декларация Таможенного союза о соответствии N ТС RU Д-RU.ПК05.В.00140 от 14.08.2012 г. на гигиеническое средство спрей "Малавит-рино" товарного знака "Малавит"; сертификат соответствия NРОСС RU.ДП.3716.П.RU.0133 на продукцию гигиеническое средство спрей "Малавит-рино" товарного знака "Малавит".
Таким образом, вся указанная продукция является косметической и имеет соответствующую документацию. Документы, свидетельствующие о регистрации в качестве лекарственных средств рекламируемой продукции: гигиеническое средство "Малавит", гигиеническое средство "Малавит" ополаскиватель для полости рта, крем-гель "Малавит", спрей "Малавит-рино" не представлены в связи с отсутствием.
Следовательно, указание в рекламе косметических изделий на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, является нарушением требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, рассматриваемая реклама является ненадлежащей, так как при ее размещении и распространении нарушено требование п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Рассматриваемая рекламная листовка изготовлена на основании договора N3 от 20.01.2015 г., заключенного между ООО Типография "Полиада.про" и ООО фирма "Малавит". Предметом договора является изготовление по заданию заказчика полиграфической или рекламной продукции. Листовка утверждена и согласована спецификацией заказа N26267 от 11.08.2015 г., тираж 10 000 экземпляров.
Согласно письменным пояснениям генерального директора ООО фирма "Малавит" Д<_> рекламные материалы распространялись компанией ООО "Алькор" в фирменных розничных магазинах по адресам: г.Барнаул, ул. Балтийская, 16 и пр-т Ленина, 107 на основании договора о сотрудничестве N48 от 01.09.2015 г., заключенного между ООО фирма "Малавит" и ООО "Алькор".
Таким образом, установлено, что рекламодателем является ООО фирма "Малавит".
По состоянию на 01.02.2015 г. рекламные материалы у ООО фирма "Малавит" отсутствуют. Следовательно, нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе прекращено ООО фирма "Малавит" в добровольном порядке.
Согласно п.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требования, установленного п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО фирма "Малавит" п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе", выразившегося в размещении в рекламных листовках рекламы продукции "Малавит", которая содержит указание на лечебные свойства, в то время как продукция "Малавит" зарегистрирована в качестве косметических средств.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать рекламу продукции: гигиеническое средство "Малавит", ополаскиватель для полости рта "Малавит-орал", крем-гель "Малавит", спрей для носа "Малавит-рино", размещенную в рекламных листовках, ненадлежащей, так как при ее размещении нарушено требование п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе" - реклама содержит указание на лечебные свойства средств, зарегистрированных как косметические.
2. Признать ООО фирма "Малавит" нарушившим требование законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразность.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения в отношении должностного лица ООО фирма "Малавит" - генерального директора Д<_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 11 марта 2016 г. N 14-ФАС22-Р/02-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016