Решение Федеральной антимонопольной службы
от 23 октября 2007 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;
Подшиваловой И.Ю. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля торгов Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Феникс-Маркет" на действия уполномоченного органа при проведении открытого конкурса по отбору поставщиков городского транспорта для МУП "Челябгортранс" в присутствии:
Суховой Марины Викторовны, представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, <>
Михеева Андрея Владимировича, представителя ООО "Феникс-Маркет" <>
Аверьялова Игоря Валерьевича - представителя МУП "Челябгортранс" установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО "Феникс-Маркет" на действия уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска.
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа администрации г. Челябинска (далее - уполномоченный орган) проводило открытый конкурс "Поставка городского транспорта для МУП "Челябгортранс" (далее - Конкурс).
17 октября 2007 года состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N1-В от 17.10.2007 года (далее - протокол 1-В). Согласно протоколу 1-В заявки на участие в конкурсе подали пять участников, в том числе ООО "Тролза - Маркет" г. Энгельс, ООО "Синегорье - Авто" г. Челябинск, ООО "Львовский автобус" г. Москва, ОАО "Башкирский троллейбусный завод" г. Уфа, ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова" г. Усть-Катав. ООО "Феникс-Маркет" (далее - Заявитель) заявку на участие в конкурсе не подавало.
23 октября 2007 года состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N2-Д от 23.10.2007 года (далее - протокол N2-Д). Согласно протоколу N2-Д конкурс признан несостоявшимся, поскольку к участию в конкурсе допущен один участник размещения заказа ООО "Синегорье - Авто" г. Челябинск.
По мнению Заявителя, уполномоченным органом при проведении конкурса были допущены нарушения Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Так, 11 октября 2007 года Заявителем был направлен в уполномоченный орган запрос с просьбой внести изменения в конкурсную документацию. Уполномоченный орган, нарушая требования Закона о размещении заказов, а также права заявителя на участие в конкурсе, не разместил в течении двух рабочих дней разъяснение на официальном сайте. Согласно конкурсной документации вскрытие конвертов должно состоятся 17.10.2007. Таким образом, запрос направлен за пять дней до вскрытия конвертов, а значит, у уполномоченного органа была возможность внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с Законом о размещении заказов.
Кроме того, заявитель указал, что положения конкурсной документации противоречат законодательству о размещении заказов, ограничивают права участников конкурса. Так, в извещении о проведении конкурса в нарушение пункта 11 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов отсутствуют сведения о месте и дате рассмотрения заявок на участие в конкурсе, подведения итогов конкурса.
Из текста конкурсной документации (п. 5.1.3) следует, что предельный срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе составляет не более 20 дней после вскрытия конвертов, а оценка и сопоставление конкурсных заявок - не более 10 дней после подписания протокола рассмотрения заявок (п. 5.2.1.). Значит победитель может быть определен через 30 дней после вскрытия конвертов.
Согласно статьям 9, 29 Закона о размещении заказов муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Таким образом, контракт может быть заключен 26 - 27 ноября 2007 года.
Вместе с тем, в конкурсной документации установлен срок поставки "до 1 декабря 2007 года" т. е. фактически через три дня после заключения контракта. Указанное условие существенно ограничивает количество участников размещения заказа, поскольку троллейбусы как правило производятся по заказу, производственный цикл составляет около 45 дней, а срок доставки товара из г. Саратова - не менее 10-15 дней. Поэтому, в данном конкурсе могут участвовать лишь те компании, которые находятся на территории Челябинской области, либо такие участники размещения заказа, которым было известно о проведении торгов заблаговременно. Учитывая требования об обеспечении заявки в размере 7.500.000 рублей, об обеспечении исполнения муниципального контракта в размере 15.000.000 рублей, а также условия контракта о взыскании неустойки за просрочку поставки товара в размере 0,5 % от общей цены контракта за каждый день просрочки, условие о сроке поставки - до 1 декабря 2007 года является неисполнимым и кабальным. Установление такого короткого срока поставки не позволило Заявителю подать заявку на участие в конкурсе и принять в нем участие.
Кроме того, Заявитель отметил, что установленный в конкурсной документации размер обеспечения контракта меньше размера аванса, что не соответствует пункту 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов уполномоченный орган обязан в течение двух дней направить разъяснения положений конкурсной документации участнику размещения заказа, если запрос от участника поступил в уполномоченный орган не позднее, чем за пять дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Таким образом, на участника размещения заказа ложится обязанность подготовить и направить запрос с таким расчетом, чтобы он поступил в уполномоченный орган не позднее, чем за пять дней до вскрытия конвертов.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов, статьей 191, частью 1 статьи 194 ГК РФ последний день приема запросов о разъяснении положений конкурсной документации был 11 октября 2007 года до 17 час. 15 мин. Запрос о внесении изменений в конкурсную документацию от ООО "Феникс-Маркет" поступил в уполномоченный орган 11 октября 2007 года после окончания рабочего дня, а значит следует считать его поступившим 12 октября 2007 года.
Срок поставки и размер обеспечения контракта установлены в соответствии с действующим законодательством, не нарушают прав и законных интересов участников размещения заказа.
При этом, представитель заказчика пояснил, что согласно проекта муниципального контракта доставка товара покупателю осуществляется путем отгрузки товара железнодорожным транспортом или иным способом по согласованию сторон. Отгрузка троллейбусов является трудоемкой и требует времени, увеличение срока поставки не позволит освоить бюджетные средства до конца финансового года.
Заслушав пояснения представителей Заявителя, заказчика, уполномоченного органа, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия провела внеплановую проверку открытого конкурса и пришла к следующим выводам.
Пунктом 2 Положения об Управлении муниципального заказа Администрации города Челябинска, утв. Решением Челябинской городской Думы от 27.12.2005 года N9/13, предусмотрено, что Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска является органом уполномоченным на осуществление функций по размещению муниципального заказа города.
1. Запрос заявителя о внесении изменений в конкурсную документацию поступил в уполномоченный орган менее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок и не является запросом о разъяснении положений конкурсной документации, в связи с чем уполномоченным органом требования статьи 24 Закона о размещении заказов не нарушены.
2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка формирования, размещения и исполнения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Челябинска, утвержденного Постановлением Главы города Челябинска от 21.02.2006 года N85-п, уполномоченный орган составляет, оформляет и утверждает на основании типовых форм документов, разработанных Правительством Российской Федерации, конкурсную документацию или другие необходимые материалы и направляет в соответствующую муниципальную конкурсную комиссию.
Конкурсная документация открытого конкурса "Поставка городского транспорта для МУП "Челябгортранс" утверждена Начальником Управления Муниципального заказа Администрации города Челябинска Каримовым Э.К.
Уполномоченным органом в пункте 2 Информационной карты конкурса установлен срок поставки - до 1 декабря 2007 года. При этом предельный срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе составляет 20 дней после вскрытия конвертов, а предельный срок оценки и сопоставления конкурсных заявок - 10 дней после подписания протокола рассмотрения заявок (п.п. 5.2.1., 5.1.3. конкурсной документации).
В соответствии со статьями 9, 29 Закона о размещении заказов муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Таким образом, контракт может быть заключен 26 - 27 ноября 2007 года. Установленные в конкурсной документации сроки проведения торгов не позволяют участникам размещения заказа сделать однозначный вывод о заключении контракта с победителям торгов ранее чем 26 - 27 ноября 2007 года.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, участники размещения заказа не допускаются к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона о размещении заказов допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 настоящей статьи не может быть допущен к участию в торгах является основанием для признания судом торгов недействительными.
Согласно части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении муниципального контракта изменение условий, в том числе условий о сроке поставки, не допускается.
На рассмотрение Комиссии представлен протокол N1-В. Согласно Приложению N1 к протоколу N1-В из пяти участников размещения заказа только ООО "Синегорье - Авто" расположенное в городе Челябинске, соответствует требованиям конкурсной документации по сроку поставки (предлагаемый срок поставки - до 30 ноября 2007 года). ООО "Тролза-Маркет" г. Энгельс предложило срок поставки 5 ед. - до 01.12.2007, 18 ед. - до 31.12.2008, 17 ед. - до 31.01 2008, 6 ед. - 10.02.2008; ООО "Львовский автобус" г. Москва - 90 дней; ОАО "Башкирский троллейбусный завод" г. Уфа и ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова" г. Усть-Катав срок поставки не указали.
При проведении внеплановой проверки конкурса на основании статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссией изучен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе N2-Д от 23 октября 2007 года. Согласно указанному протоколу к участию в конкурсе допущено только ООО "Синегорье - Авто" Одним из оснований отказа в допуске к участию в конкурсе других участников размещения заказа, направивших заявки на участие в конкурсе, послужило несоответствие сроков поставки товара требованиям конкурсной документации.
Учитывая предусмотренные в конкурсной документации сроки рассмотрения заявок и их оценки, а также предмет муниципального контракта и объем закупаемой продукции, установление срока поставки троллейбусов до 1 декабря 2007 года ограничивает доступ хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе и может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что запрещено частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2005 года N135-ФЗ "О защите конкуренции"
3. В пункте 7.2 конкурсной документации установлено требование об обеспечении исполнения муниципального контракта в размере 15.000.000 рублей, что составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 4.4 конкурсной документации сумма аванса составляет 45.000.000 руб. (30% от начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с пунктом 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей уполномоченный орган обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, в нарушение пункта 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов уполномоченным органом в конкурсной документации установлен размер обеспечения контракта менее размера аванса.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4 статьи 57 и на основании пункта 1 части 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов решила:
1. Признать жалобу ООО "Феникс-Маркет" на действия уполномоченного органа при проведении открытого конкурса по отбору поставщиков городского транспорта для МУП "Челябгортранс" необоснованной в части непредставления разъяснения на запрос о внесении изменений в конкурсную документацию.
2. Признать жалобу ООО "Феникс-Маркет" на действия уполномоченного органа при проведении открытого конкурса по отбору поставщиков городского транспорта для МУП "Челябгортранс" в части установления несоответствующего Закону о размещении заказов размера обеспечения исполнения контракта и ограничивающего конкуренцию и доступ к участию в конкурсе срока поставки товара обоснованной.
3. Признать в действиях Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска предписание об устранении нарушений частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
И.Ю. Подшивалова
Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на поставку городского транспорта для МУП "Челябгортранс"
Управление муниципального заказа
Администрации г. Челябинска
ул. С. Кривой, д. 32,
г. Челябинск, 454106
ПРЕДПИСАНИЕ
о недопущении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов
24 октября 2007 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;
Подшиваловой И.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;
в присутствии:
Суховой Марины Викторовны, представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, <> доверенность N26 от 24 апреля 2007 года,
Михеева Андрея Владимировича, представителя ООО "Феникс-Маркет" <>
Аверьялова Игоря Валерьевича - представителя МУП "Челябгортранс"
на основании Решения Челябинского УФАС России от 24 октября 2007 года по результатам рассмотрения жалобы ООО "Феникс-Маркет" на действия уполномоченного органа при проведении открытого конкурса по отбору поставщиков городского транспорта для МУП "Челябгортранс" и руководствуясь пунктом 1 части 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на поставку городского транспорта для МУП "Челябгортранс" в срок до 02.11.2007 отменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе N1-В от 17.10.2007 года, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе N2-Д от 23.10.2007 года;
2. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в срок до 06.11.2007 устранить нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, а именно:
2.1. разместить решение конкурсной комиссии об отмене протокола N1-В от 17.10.2007 года, протокола N2-Д от 23.10.2007 года на официальном сайте города Челябинска;
2.2. внести следующие изменения в конкурсную документацию:
- установить срок поставки товара, обеспечивающий соблюдение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
- установить размер обеспечения исполнения муниципального контракта в соответствии с пунктом 152 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов;
- продлить срок подачи заявок не менее чем на двадцать дней с момента размещения изменений в конкурсную документацию на официальном сайте города Челябинска;
2.3. внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса, а именно, установить срок подачи заявок на участие в конкурсе, соответствующий сроку, предусмотренному в конкурсной документации;
2.4. разместить изменения в извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию на официальном сайте города Челябинска;
2.5. опубликовать изменения в извещение о проведении открытого конкурса, конкурсную документацию в официальном печатном издании.
3. Управлению муниципального заказа Администрации города Челябинска в срок до 08.11.2007 направить в Челябинское УФАС России доказательства выполнения настоящего предписания (в качестве доказательств могут быть представлены надлежаще заверенная копия протокола об отмене протокола N1-В от 17.10.2007 года и протокола N2-Д от 23.10.2007 года, сведения о дате размещения указанного протокола на официальном сайте города Челябинска, надлежаще заверенные копии извещения, конкурсной документации, а также сведения о дате размещения указанных извещения, конкурсной документации на официальном сайте города Челябинска).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения настоящего предписания, Челябинское УФАС России на основании части 15 статьи 17 Закона о размещении заказов и части 7 статьи 19.5 КоАП РФ вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
И.Ю. Подшивалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2007 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016