Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее - Комиссия ФАС России):
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX,
при участии представителей:
ПАО "Сбербанк России": XXXXXXXXXXXX - по доверенности от 10.06.2015 N 280-Д, XXXXXXXXXXXX - по доверенности от 14.02.2015 N 108-Д;
представитель ООО ЧОО "Альфа" на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Альфа" б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 18.02.2016 ИШ/6555-1, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на оказание услуг по физической охране объектов для нужд Северо-Кавказского банк (лот N 2) (извещение N 31503039030) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Альфа" (далее - Заявитель) б/д б/н (вх. от 18.02.2016 N 21981-ЭП/16), направленная письмом Московского УФАС России от 18.02.2016 ИШ/6555-1, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по выбору организации на оказание услуг по физической охране объектов для нужд Северо-Кавказского банк (лот N 2) (извещение N 31503039030) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 §10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
03.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 25.12.2015 в 18:00.
дата и время рассмотрения заявок - 28.12.2015 в 11:00.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя в части необоснованного допуска к участию в Аукционе заявок участников ООО ЧОО "Сфинкс Альянс", ООО ЧОО "ГАРД-М", не соответствующих требованиям Документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, в Документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Положением о закупке установлены следующие положения о проведении электронного аукциона:
Банк рассматривает заявки Участников, подтвердивших свои ценовые предложения, в порядке возрастания предложенной в ходе Торгов цены (пункт 9.5.1 Положения о закупке).
В ходе рассмотрения заявки Банк принимает решение о соответствии Участника электронного аукциона и предлагаемой им Продукции требованиям, установленным Документацией (пункт 9.5.2 Положения о закупке).
Рассмотрение заявок производится до выявления первой заявки, для которой установлено соответствие Участника и предлагаемой им Продукции требованиям Банка (пункт 9.5.3 Положения о закупке).
На основании рассмотрения заявок Банк составляет и подписывает Протокол подведения итогов электронного аукциона, в котором указывает решение, принятое в отношении каждой рассмотренной заявки, и размещает его на сайте Банка, сайте Оператора ЭТП и официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. В случае проведения электронного аукциона с ограниченным количеством Участников протокол подведения итогов электронного аукциона направляется средствами ЭТП Участникам, чьи заявки были рассмотрены Банком (пункт 9.5.4 Положения о закупке).
Согласно пункту 4.3 Документации "победителем аукциона признается Участник, подавший лучшее ценовое предложение по предмету аукциона при условии соответствия заявки на участие в аукционе требованиям, изложенным в Аукционной документации".
Пунктом 1.5 Технического задания Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
"? предоставление Разрешения на осуществление указанных видов деятельности, в соответствии с пунктами 1, 2, 6, части 2 статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 г. N2487-1 (лицензия с указанием видов оказываемых услуг).
предоставление Разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, согласно Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", с указанным количеством служебного нарезного короткоствольного оружия не менее 20 (двадцати) единиц.
услуги по охране объектов Банка оказываются непосредственно сотрудниками организацией - участником закупочной процедуры (штатными сотрудниками охраны) без привлечения (участия) к оказанию услуг 3-х лиц".
По мнению Заявителя, допущенные участники Аукциона ООО ЧОО "Сфинкс Альянс", ООО ЧОО "ГАРД-М" не имеют разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с указанным количеством служебного нарезного короткоствольного оружия не менее 20 (двадцати) единиц, в результате чего ООО ЧОО "ГАРД-М" необоснованно признан победителем.
В ходе изучения представленных Заказчиком на заседание Комиссии ФАС России заявок ООО ЧОО "Сфинкс Альянс", ООО ЧОО "ГАРД-М" установлено, что в составе указанных заявок содержатся соответствующие требованиям Документации разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с указанным количеством служебного нарезного короткоствольного оружия не менее 20 (двадцати) единиц.
Документального подтверждения отсутствия указанного разрешения у участников ООО ЧОО "Сфинкс Альянс", ООО ЧОО "ГАРД-М" на заседание Комиссии ФАС России не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о том, что участники ООО ЧОО "Сфинкс Альянс", ООО ЧОО "ГАРД-М" неправомерно допущены к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.2 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1 Документации "Общие требования к участникам аукциона" к участию в аукционе приглашаются юридические лица (и индивидуальные предприниматели) (далее - Участники), которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющейся предметом аукциона, Положению о закупках ПАО Сбербанк, в том числе:
" ? наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку Продукции;
иные дополнительные требования к Участникам, устанавливаемые Документацией.
При этом из Документации не представляется возможным определить наличие каких сертификатов, профессиональной компетентности, финансовых и трудовых ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимо для участия в Аукционе.
Кроме того, не представляется возможным определить какие "иные требования" Документации являются обязательными, а также что понимается Заказчиком под "негативной информацией в отношении деловой репутации" и "неудовлетворительным финансовым состоянием".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.4 Документации "основаниями для отклонения заявки являются:
несоответствие Участника требованиям Аукционной документации;
наличие негативной информации в отношении деловой репутации Участника;
неудовлетворительное финансовое состояние Участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору".
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчиком закреплен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Пунктом 2.1 Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
" ? отсутствие случаев предоставления Участником в Банк при проведении Закупочных процедур недостоверной информации и/или фиктивных документов в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате объявления Закупки;
отсутствие фактов предъявления к ПАО Сбербанк претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в т.ч., возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником;
отсутствие судебных разбирательств, по результатам которых возможно отчуждение имущества Участника, стоимость которого составляет 25% активов и более;
Участник не должен находиться в перечне компаний, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует (официальный сайт ФНС России);
отсутствие информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами в отношении руководителей Участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки;
отсутствие у Участника просроченной задолженности перед Банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки".
Вместе с тем, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, действия Заказчика по отклонению заявки участника ООО ЧОО "Муртазек" "по причине наличия негативной информации в отношении руководства данной компании" (согласно протоколу от 05.02.2016 N 01/04э-3) неправомерны, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктами 2.1-2.3 Документации: "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 5 (Пяти) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней на сайте Электронной площадки. При проведении аукциона с ограниченным количеством участников ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней на сайте Электронной площадки и также будут направлены Банком всем приглашенным Участникам аукциона".
Таким образом, Заказчиком не определена дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО ЧОО "Альфа" б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 18.02.2016 ИШ/6555-1, на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона по выбору организации на оказание услуг по физической охране объектов для нужд Северо-Кавказского банк (лот N 2) (извещение N 31503039030) необоснованной.
Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с заключением по результатам закупки договора.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.02.2016 N 223-ФЗ-77/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2016 г. N 17/13242/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016