Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 19 февраля 2016 г. N 16-01-18.1-04/48
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.В. Гаджиевой - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии: В.П. Фролова - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
О.В. Дубровской - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу
ООО "ТЕХНИКА СИЗ" (далее - заявитель) на действия заказчика -
АО "Центральное конструкторское бюро "Титан" (далее - АО "ЦКБ "Титан"; заказчик), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
с участием в заседании Комиссии представителей:
от АО "ЦКБ "Титан" - Шепелевой И.В., по доверенности от 17.04.2015
N 64;
от ООО "ТЕХНИКА СИЗ" - Поповой Л.И., по доверенности от 16.02.2016 б/н, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО "ТЕХНИКА СИЗ" (вх. э/п N 1119 от 10.02.2016) на действия заказчика - АО "ЦКБ "Титан" при проведении закупки на поставку инструмента для нужд заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупка, в ходе которой совершены оспариваемые заявителем действия (бездействие) заказчика, организована и проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках; Закон), в связи с чем жалоба заявителя на действия заказчика, закупочной комиссии подлежит рассмотрению по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 04-22/798 от 15.02.2016) направлено заявителю по адресу электронной почты vitali-korole2015@yandex.ru; заказчику - по адресу электронной почты zakupki@cdbtitan.ru. Организатору закупки разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 18.02.2016, 14 часов 30 минут. Комиссией Волгоградского УФАС объявлен перерыв в заседании до 19.02.2016, 13 часов 45 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 19.02.2016.
Обжалуемая закупка и её предмет - открытый запрос цен на поставку средств индивидуальной защиты (СИЗ) для нужд АО "ЦКБ "Титан". Начальная (максимальная) цена договора - 13 051 389,00 рублей с НДС 18%.
Заказчик - АО "Центральное конструкторское бюро "Титан". Открытый запрос цен проведён на основании Положения о закупках АО "ЦКБ "Титан" (утверждённого решением Совета директоров N 1 от 10.12.2012, с последующими изменениями), Плана закупки товаров, работ, услуг для нужд заказчика. Состав закупочной комиссии заказчика утверждён приказом генерального директора АО "ЦКБ "Титан" от 31.12.2014 N 651.
Извещение о проведении закупки N 31603275082 размещено 03.02.2016
на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Срок подачи заявок - с 03.02.2016 по 12.02.2016. Дата рассмотрения заявок - 24.02.2016.
Из извещения следует, что требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, определяются в соответствии с Техническим заданием.
ООО "ТЕХНИКА СИЗ" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на положение закупочной документации и действия (бездействия) Заказчика.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представителем заказчика представлены письменные возражения N 804/5 от 18.02.2016 на жалобу ООО "ТЕХНИКА СИЗ". АО "ЦКБ "Титан" с доводами заявителя не согласно, в связи с этим, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг АО "ЦКБ "Титан" (является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов).
При закупке товаров, работ, услуг АО "ЦКБ "Титан" руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки (Положением о закупках АО "ЦКБ "Титан").
При закупке товаров, работ, услуг на АО "ЦКБ "Титан" возложена обязанность руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).
В п. 7.6.4 Положения Заказчиком установлено, что заявка может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, образец (пробу) товара, на поставку которого размещается заказ.
В п. 4 Извещения установлены требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика согласно Технического задания, являющимся неотъемлемой частью закупочной документации, в п. 1 которого установлено требование о предоставлении образцов СИЗ с сертификатами.
Таким образом, в Положении содержится право Заказчика на установление обязанности предоставления Участником закупки образец (пробу) товара.
Довод заявителя о том, что заказчик при проведении закупки нарушил Положение о закупках АО "ЦКБ "Титан" в части установления требования, не прописанного в Положении, а именно о предоставлении образцов, не соответствует действительности. Указанный довод подлежит признанию необоснованным.
2. В соответствии с п. 7.8.1 Положения о закупках, закупочная комиссия, в срок, установленный закупочной документацией, рассматривает представленные заявки на предмет их соответствия требованиям закупочной документации.
Техническое задание в качестве неотъемлемой части закупочной документации размещено на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Согласно пункту 4.3.1 Положения о закупках, открытый запрос цен - это способ закупки, при котором выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется на основе сравнения цен при закупке простой продукции, в случаях, когда по соображениям экономии времени, усилий, либо вследствие наличия рисков юридического характера, связанных с высокой вероятностью отказа от заключения договора с победителем, проведение иного способа закупки не целесообразно, либо отсутствуют обстоятельства, требующие немедленного проведения закупки у единственного поставщика.
Комиссией установлено, что в форме заявки являющейся неотъемлемой частью закупочной документации прописаны следующие требования: к заявке, должны быть приложены документы или копии документов, требование которых указано в Техническом задании. Также, к заявке должны быть приложены копии учредительных документов организации Участника (ИНН, КПК, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ/НГРИП, устав) и налоговая декларация по НДС за последний отчетный квартал или бухгалтерский баланс.
В п. 16 извещения, критерии служат для отклонения заявок на участие в открытом запросе цен, а не для оценки заявок участников по данным критериям. Победителем процедуры признается участник закупки, чье предложение полностью соответствует закупочной документации и имеет наиболее низкую цену договора.
Таким образом, довод заявителя о том, что в закупочной документации не указаны какие документы подлежат обязательному предоставлению, не соответствуют действительности. Указанный довод подлежит признанию, необоснованным.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупках АО "ЦКБ "Титан").
Согласно п. 21 извещения о проведении открытого запроса цен прописан срок заключения договора, а именно: не позднее 20 рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении договора (Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
В заявке на участие в процедуре запроса цен указан срок 15 дней.
Учитывая несоответствие закупочной документации и заявки на участие в процедуре запроса цен, Комиссия Волгоградского УФАС приходит к выводу о нарушении заказчиком требований Положения о закупках, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках в части срока заключения договора. Таким образом, довод заявителя о несоответствии документации и заявки на участие в части срока заключения договора подлежит признанию обоснованным.
4. Статьей 2 Закона предусмотрено, что при закупке заказчики руководствуются законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регламентирующими правила закупки - положениями о закупке, являющимися документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки).
Положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество.
Статьей 3 Закона к принципам, которыми при закупке руководствуются заказчики, отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из приведенных положений следует, что требования к участникам закупки и товарам определяются, прежде всего, потребностями заказчика, а конкуренция обеспечивается тем, что эти требования должны быть изложены в документации о закупке и применяться в равной степени ко всем участникам закупки и предлагаемым ими товарам.
Заказчик пояснил, что требование о необходимости для Поставщика иметь опыт по поставке средств индивидуальной защиты не менее одного календарного года является для Общества важным, т.к. на производстве необходимо снабжение качественными средствами индивидуальной защиты, а также недопустим срыв сроков поставки, что исключается при заключении договора с надежным поставщиком.
Следовательно, с учетом того обстоятельства, что участником закупок может выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям конкурсной документации и удовлетворяющий потребности заказчика, требование заказчика иметь опыт по поставке средств индивидуальной защиты не менее одного календарного года, в данном случае, рассматриваться как ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки не может.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в этой части.
5. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона.
Согласно п. 7.2.3 Положения о закупках организатор закупок разрабатывает закупочную документацию и распоряжение о проведении закупки.
Под закупочной документацией (документацией о закупке) понимается комплект документов, содержащий полную информацию о предмете, условиях участия и правилах проведения процедуры закупки, правилах подготовки, оформления и подачи предложения участником процедуры закупки, правилах выбора поставщика, а также об условиях заключаемого по результатам процедуры закупки договора (п. 1 Положения о закупках).
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В извещении о закупке, в силу ч. 9 ст. 4 Закона, п. 7.3.2 Положения о закупке, должны быть указаны, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона); срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа (п. 6 ч. 9 ст. 4 Закона).
В п. 9 извещения местом предоставления документации о закупки является сайт zakupki.gov.ru, а п. 10 извещения, размер, порядок и срок внесения платы, взимаемой за предоставление документации - не взимается.
В заявке на участие в процедуре запроса цен прописано, что заявки могут быть поданы как в электронном варианте (e-mail: zakupki@cdbtitan.ru), так и в бумажном виде (нарочно) по адресу: 400071, г. Волгоград, пр-т Ленина б/н АО "ЦКБ "Титан".
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 7.2.4 Положения о закупках АО "ЦКБ "Титан", в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке (п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона);
порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона).
Комиссией установлено, что место подачи заявок в извещении и документации противоречат друг другу.
В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 7.9.2 Положения о закупках АО "ЦКБ "Титан", закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок допущенных к участию в закупке, в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными закупочной документацией, с учетом протокола рассмотрения заявок. Совокупная значимость критериев оценки заявок должна составлять сто процентов.
С учетом того, что в документации нет порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, заказчик нарушил Положение и п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований п. 8, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
6. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений со стороны заказчика, допущенных им при организации закупки в форме открытого запроса цен на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО "ЦКБ "Титан", принимая во внимание содержание жалобы заявителя, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО "ТЕХНИКА СИЗ", а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, об аннулировании запроса предложений N 31603275082.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНИКА СИЗ" на действия заказчика - АО "Центральное конструкторское бюро "Титан" при организации открытого запроса цен N 31603275082 на поставку средств индивидуальной защиты для нужд АО "ЦКБ "Титан", обоснованной.
2. Признать заказчика - АО "Центральное конструкторское бюро "Титан" нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 8, п 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - АО "Центральное конструкторское бюро "Титан" обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации открытого запроса цен на поставку на поставку средств индивидуальной защиты для нужд заказчика, посредством аннулирования открытого запроса цен N 31603275082.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 19 февраля 2016 г. N 16-01-18.1-04/48
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016