Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее - Комиссия ФАС России):
<>,
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <> - доверенность от 25.02.2015
N 150-ДП,
ООО "Техно-Классик+": <> - доверенность от 01.02.2016
N б/д,
рассмотрев жалобу ООО "Техно-Классик+" от б/д N б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 12258/ОАЭ-ДОСС/15 на право заключения договора на оказание агентских услуг по комплексной организации и обслуживанию пассажиров пригородных поездов Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" на полигоне Северо-Кавказской железной дороги (извещение
N 31503178609) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Техно-Классик+"
(далее - Заявитель) от б/д N б/н (вх. N 10799/16 от 29.01.2016) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 12258/ОАЭ-ДОСС/15 на право заключения договора на оказание агентских услуг по комплексной организации и обслуживанию пассажиров пригородных поездов Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" на полигоне Северо-Кавказской железной дороги (извещение N 31503178609) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. В документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках). Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлены конкретные требования и порядок формирования заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. По мнению Заявителя, установленные квалификационные требования в Документации ограничивают количество участников, а именно: 1. Подпунктом 2.1 пункта 2 установлено, что участник должен иметь опыт оказания услуг по транспортному обслуживанию населения (пассажиров), стоимость которых составляет не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) стоимости услуг; 2. Согласно подпункту 2.2 пункта 2 участник должен располагать квалифицированным персоналом в количестве не менее 138 билетных кассиров. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации. Заявитель считает, что указанные квалификационные требования свидетельствуют о существенном ограничении количества участников Аукциона. Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в Жалобе Заявителя. Таким образом довод Заявителя не нашел подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Согласно Извещению предмет закупки: "Право заключения договора на оказание агентских услуг по комплексной организации и обслуживанию пассажиров пригородных поездов Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" на полигоне Северо-Кавказской железной дороги". Подпунктом 2.1 пункта 2 Документации установлено, что участник должен иметь опыт оказания услуг по транспортному обслуживанию населения (пассажиров), стоимость которых составляет не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) стоимости услуг, установленной в пункте 3.1. настоящей аукционной документации. В подтверждение наличия опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет документ по форме приложения N 10 к аукционной документации, договоры на оказание услуг по транспортному обслуживанию населения (пассажиров) (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями), а также акты сдачи-приемки оказанных услуг. Таким образом, установленное в подпункте 2.1 пункта 2 Документации требование о запрашиваемом опыте не соответствует предмету Аукциона. Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что к участникам закупочных процедур Документацией установлены следующие дополнительные требования:
- "отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (5.4.3.6 Документации);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (5.4.3.7
Документации); - непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (5.4.3.8 Документации)".
Пунктом 1.7 Документации установлено, что обеспечение исполнения договора не предусмотрено. Вместе с тем, в соответствии с Приложением N 4 Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения конкурсной заявки (в количестве 50 банков), при этом перечень банков утверждается ОАО "РЖД". В подпункте 3.2.8 пункта 3.2 Документации установлено, что "участник должен оказывать услуги собственными силами, привлечение сторонних организаций возможно только с письменного разрешения Заказчика. Объем услуг, указанный в настоящем техническом задании является неделимым". Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования в качестве обязательных ограничивает количество участников, что противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техно-Классик+" от б/д N б/н
(вх. N 107799/16 от 29.01.2016) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 12258/ОАЭ-ДОСС/15 на право заключения договора на оказание агентских услуг по комплексной организации и обслуживанию пассажиров пригородных поездов Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" на полигоне Северо-Кавказской железной дороги (извещение N 31503178609) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.02.2016 N 223-ФЗ-27/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выдать ОАО "РЖД" обязательное для исполнения предписание
с учетом принятого решения от 04.02.2016 N 223-ФЗ-27/16.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 223-ФЗ-27/16
о совершении действий, направленных на устранение нарушений
порядка проведения торгов
04.02.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее - Комиссия ФАС России):
<>,
на основании решения от 04.02.2016 N 223-ФЗ-27/16, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "Техно-Классик+" (далее - Заявитель) от б/д N б/н (вх. от 29.01.2016
N 10799/16) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 12258/ОАЭ-ДОСС/15 на право заключения договора на оказание агентских услуг по комплексной организации и обслуживанию пассажиров пригородных поездов Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" на полигоне Северо-Кавказской железной дороги (извещение N 31503178609) (далее - Аукцион), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Заказчику при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требование установленное в подпункте 2.1 пункта 2 Документации, в части опыта оказания услуг по предмету Аукциона.
2. Заказчику осуществить дальнейшее проведение Аукциона в порядке, установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд
ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД"
30.06.2014 и с учетом решения решения от 04.02.2016 N 223-ФЗ-27/16. 3. Заказчику в срок до 22.02.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 февраля 2016 г. N 17/7516/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016