Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей АО "Атомэнергопром" <> - доверенность от 17.10.2014 N 5/56/2014-ДОВ, <> - доверенность от 20.01.2016 б/н,
представитель <> на заседание комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу <> (далее - Заявитель) б/д б/н (вх. 2142/16 от 13.01.2016) на действия (бездействие) АО "Атомэнергопром" (далее - Заказчик) при проведении упрощенной закупки на право заключения кредитного соглашения (извещение N 31503154324) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия ФАС России установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя б/д б/н на действия (бездействие) Заказчика при проведении упрощенной закупки на право заключения кредитного соглашения (извещение N 31503154324) (далее - Упрощенная закупка, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (в редакции от 22.09.2015 протокол решения наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" N 76) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет способы закупки (помимо конкурса или аукциона), устанавливая при этом порядок такой закупки.
25.12.2015 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) размещено извещение и кредитное соглашение N 3855 между Банком ВТБ (публичное акционерное общество) и АО "Атомэнергопром" (далее - Извещение, кредитное соглашение).
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в ЕИС не размещена документация об Упрощенной закупке;
2. Заказчиком не установлены критерии отбора и оценки заявок, а также их значимость (весовые коэффициенты оценок по этим критериям).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Процедура Упрощенной закупки установлена Положением о закупке. Согласно раздела "Термины и определения" Положения о закупке упрощенная закупка относится к неконкурентным процедурам закупок, приравнивается к закупке у единственного поставщика.
В соответствии с пунктом 23.6.5 Положения о закупке в случае закупки финансовых услуг в опорных банках, банках-партнерах, у организаций Корпорации выбор поставщика финансовых услуг осуществляется способом "упрощенная закупка" в порядке, предусмотренном пунктом 23.11.3 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 23.11.3.3.1 для упрощенных закупок услуг, определенных пунктом 23.11.3а), запрос должен направляться организациям (финансовым институтам), соответствующим требованиям подраздела 12.5, Приложения 13 к Положению о закупке, а также финансовой политики Корпорации и ее организаций.
При этом согласно пунктов 23.11.3.3.2 - 23.11.3.3.4 Положения о закупке "Заказчик вправе использовать в качестве ответа (без направления запроса) публичную информацию поставщика о стоимости и условиях предоставления им финансовых услуг (оферту), а также информацию, ранее доведенную до сведения заказчика и действующую в течение срока осуществления закупки.
Аналитическая записка, оформленная в соответствии с пунктом 23.11.3.1.3 Положения о закупке, должна содержать оценку поступивших предложений в соответствии с порядком оценки по используемым критериям, вывод по выбору поставщика, а также обоснование невозможности или нецелесообразности проведения закупочных процедур согласно пункту 23.6.4 Положения о закупке.
Критерии выбора, помимо цены, должны быть из числа следующих:
а) наличие лимита, соответствующего по целевому использованию, по сроку и объему запроса организации Корпорации (при получении кредита, гарантии);
б) наличие дополнительных условий предоставления услуг (комиссии, обеспечение, возможность досрочного погашения, обороты и т.п.);
в) опыт работы в данной сфере;
г) финансовое состояние контрагента.
Все аналитические записки до утверждения в обязательном порядке направляются на согласование в Казначейство Корпорации.
Казначейство Корпорации в течение одного рабочего дня рассматривает поступившие аналитические записки на предмет невозможности или нецелесообразности проведения закупочных процедур и проведения упрощенной закупки, обоснованности выбора поставщика финансовых услуг и т.д. и в случае принятия положительного решения согласовывает ее путем подписания аналитической записки либо направления заказчику ответа в письменном виде".
Из представленной на заседание Комиссии ФАС России выписки из аналитической записки к кредитному соглашению об открытии кредитной линии от 19.11.2015 следует, что для участия в Упрощенной закупке Заказчику направлены предложения по ставкам кредитования от ПАО Банк ВТБ, Банк ГПБ (АО), АО "Альфа-Банк".
По итогам анализа предложений Заказчиком сформирована итоговая оценка итоговая оценка участников в баллах с учетом соответствия предлагаемых услуг предмету услуг и цены услуг, предложенной исполнителем.
Итоговые баллы присвоены следующим образом:
- ПАО Банк ВТБ - 1000;
- Банк ГПБ (АО) - 925 (понижение оценки в связи с более высокой предложенной ценой);
- АО "Альфа-Банк" - 775 (понижение оценки в связи с более высокой предложенной ценой).
Поставщиком услуг признан ПАО Банк ВТБ на основании наилучшей оценки и полного соответствия предлагаемых услуг.
Исходя из представленной информации Комиссией ФАС России установлено, что оценка участников Упрощенной закупки в баллах осуществлялась Заказчиком в отсутствии установленных критериев оценки участников закупки.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке.
Вместе с тем, информация о закупке, размещенная в ЕИС не содержит сведений, предусмотренных пунктами 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования, установленные пунктами 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пояснениям Заказчика, оценка участников Упрощенной закупки осуществлялась в соответствии с Положением о закупке, а именно наибольший балл присвоен участнику закупки, предложившему наименьшую цену.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения Закона о закупках не повлияли на результат определения поставщика (исполнителя, подрядчика), поскольку по итогам проведения Упрощенной закупки победитель выбран исходя из наименьшей предложенной цены договора.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу <> б/д б/н (вх. 2142/16 от 13.01.2016) на действия (бездействие) АО "Атомэнергопром" при проведении упрощенной закупки на право заключения кредитного соглашения (извещение N 31503154324) обоснованной в части не установления критериев отбора и оценки заявок.
2. Признать АО "Атомэнергопром" нарушившим пункты 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о закупках не повлияли на результат определения поставщика (исполнителя, подрядчика), предписание не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.01.2016 N223ФЗ-18/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 января 2016 г. N 17/4537/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016