Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Атомкомплект": <> - доверенность от 17.02.2015 N 304/32/2015-ДОВ;
АО "НИАЭП": <> - доверенность от 13.05.2015 N 40/108/2015-ДОВ,
рассмотрев жалобу <> От 16.12.2015 N б/н на действия (бездействие) заказчика АО "НИАЭП", организатора торгов АО "Атомкомплект" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку по лоту N7284/436 К2-1,2-15 "Поставка системы обращения с РАО для сооружения энергоблоков N1 и N2 Курской АЭС" (извещение N 31503090459) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба <> (далее - Заявитель)
(вх. N 151264/15 от 21.12.2015) на действия (бездействие) заказчика
АО "НИАЭП" (далее - Заказчик), организатора торгов
АО "Атомкомплект" (далее - Организатор) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку по лоту N7284/436 К2-1,2-15 "Поставка системы обращения с РАО для сооружения энергоблоков N1 и N2 Курской АЭС" (извещение N 31503090459) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (в редакции от 22.09.2015 протокол решения наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" N 76) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
15.12.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленные Заказчиком требования в подпункте 1, 2, 3, 4 пункта 2.1.1 Документации ограничивают количество участников Запроса предложений.
2. Заказчиком в Документации установлен не предусмотренный Положением о закупке критерий оценки заявок на участие в Запросе предложений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "б" пунктом 1 Положения о закупке.
Разделом 2 части 1 Документации установлены требования к участникам и составу документов для принятия участия в Запросе предложений.
Согласно подпункту 1 пункта 2.1.1 Документации участник Запроса предложений должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам запроса предложений, в том числе быть зарегистрированным в качестве юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников); быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации (для иностранных участников).
Кроме того, подпунктом 2 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлены следующие требования к участникам Запроса предложений, в том числе:
"_наличие права распоряжения предлагаемым оборудованием не ниже 3 класса безопасности по ОПБ 88/97 (НП-001-97) (по номенклатуре спецификаций Приложения 1.1 и Приложения 1.2 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 документации) и/или согласия изготовителя данного оборудования, либо полномочного представителя такого изготовителя на предложение оборудования не ниже 3 класса безопасности по ОПБ 88/97 (НП-001-97) (по номенклатуре спецификаций Приложения 1.1 и Приложения 1.2 к Части 3 "Проект договора" Тома 1 документации) в рамках настоящего конкурса, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа в срок и на условиях документации.
Документами, подтверждающими соответствие установленным требованиям являются:
а) если участник не является изготовителем предлагаемого оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть"):
- документы, подтверждающие право распоряжения предлагаемым оборудованием указанного изготовителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т.п.)
и/или
документ от изготовителя, подтверждающий согласие такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть") на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть") в рамках настоящего конкурса, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа в срок и на условиях настоящей конкурсной документации, а именно: свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в конкурсной документации (подраздел 5.1, Форма 4)
и/или
документы его полномочного представителя, подтверждающие согласие такого полномочного представителя данного изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть") на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть") в рамках настоящего конкурса, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа в срок и на условиях настоящей конкурсной документации, а именно:
копии дилерских договоров и/или копии дистрибьюторских договоров и т.п.
и свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в конкурсной документации (подраздел 5.1, Форма 4).
По данным документам должна прослеживаться полностью цепочка от участника конкурса до такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 "Техническая часть"), предлагаемого в рамках настоящего конкурса.".
Подпунктом 3 установлены требования к требования к изготовителям "юридическому лицу, координирующему деятельность изготовителей составных частей оборудования и отвечающему за изготовление данного оборудования в целом) оборудования не ниже 3 класса безопасности по ОПБ 88/97 (НП-001-97), по предмету запроса предложений в объеме выполняемых работ: российский изготовитель предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по ОПБ - 88/97 (НП-001-97) должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующие на момент изначально установленного в извещении о проведении конкурса и документации срока окончания подачи заявок), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовителю оборудования, дающие право на изготовление оборудования по предмету конкурса в соответствии с Томом 2 документации конкурса с приложением УДЛ.
Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершенные в 2013 -2016 гг. работы по изготовлению оборудования* для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97) в количестве не менее 1 (одной) ед.
*Под оборудованием систем обращения с РАО понимается любое из:
- оборудование систем цементирования;
- оборудование систем концентрирования;
- оборудование внутристационного транспортирования среднеактивных ТРО;
- оборудование для хранения высокоактивных ТРО;
- оборудование для хранения низкоактивных и среднеактивных ТРО;
- оборудование системы пиролиза;
- оборудование системы сжигания ТРО;
- оборудование контейнерное для ионообменных смол;
- оборудование системы переработки трапных вод;
- оборудование системы промежуточного хранения жидких радиоактивных отходов."
Подпунктом 4 установлены требования к разработчикам "Российский разработчик предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по ОПБ - 88/97 (НП-001-97) должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующие на момент изначально установленного в извещении о проведении конкурса и документации срока окончания подачи заявок), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разработчику оборудования, дающие право на конструирование оборудования по предмету конкурса в соответствии с Томом 2 конкурсной документации с приложением УДЛ."
Таким образом, возможность участников Конкурса сформировать заявки в соответствии с требованиями подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 2.1.1 Части 1 Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований к участникам Запроса предложений в Документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. Из жалобы следует, что Положением о закупке не предусмотрен установленный подпунктом 4.1 пункта 4 Документации критерий оценки "Опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi - 5%)".
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 4 Документации установлены критерии оценки заявок и их значимость на участие в конкурсе:
1) цена договора (значимость критерия Ц i - 90%);
2) квалификация участника конкурса (значимость критерия Квi - 5%), в том числе:
опыт участника конкурса (значимость подкритерия Оi - 100%)
3) опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi - 5%).
Согласно пункту 12.7.4 Положения о закупке установлены критерии оценки в конкурсе, запросе предложений, конкурентных переговорах, в том числе опыт изготовителя оборудования, относящегося к важным для безопасности элементам объектов использования атомной энергии 1, 2, 3 классов безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, а также оборудования, имеющего контроль изготовления и оценку в виде приемки по планам качества, разрабатываемого в соответствии в НП-071-06, в том числе оборудования длительного цикла изготовления.
Таким образом, критерий оценки заявок "Опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi - 5%)" на участие в Конкурсе установлен Заказчиком в соответствии с Положением о закупке нарушает пункт 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 2.1.1 Части 1 Документации, к участникам Конкурса установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков Госкорпорации "Росатом" и организаций Госкорпорации "Росатом".
Согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В этой связи требование Заказчика об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков Госкорпорации "Росатом" и организаций Госкорпорации "Росатом" не основано на положениях Закона о закупках и ограничивает количество потенциальных участников Конкурса.
Учитывая изложенное, установление требования по отсутствию на момент проведения Конкурса сведений об участниках Конкурса в реестре недобросовестных поставщиков Госкорпорации "Росатом" и организаций Госкорпорации "Росатом" противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Аналогичные требования к документации отражены в пункте 15.5.1 Положения о закупке "Любой участник конкурса вправе направить организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме (на бланке участника или с печатью участника) и за подписью его руководителя или уполномоченного лица. Если указанный запрос поступил к организатору не позднее чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок, он не позднее 3 рабочих дней со дня поступления указанного запроса обязан разместить ответ на официальном сайте. Если ответ на указанный запрос требует ответа заказчика, не являющего организатором, то такой ответ должен быть размещен в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения ответа от заказчика. В ответе должен быть указан предмет запроса без указания участника конкурса, от которого поступил запрос. Если организатор конкурса не успевает разместить ответ на запрос за 3 рабочих дня до истечения срока подачи заявок, он должен перенести окончательный срок подачи заявок на количество дней задержки. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее сути."
В соответствии с пунктом 2.1 Части 2 Документации "Любой участник конкурса вправе направить организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Участник должен обеспечить получение организатором конкурса такого запроса не позднее 7 (семи) рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе."
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствие с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Согласно уведомлению ФАС России от 24.12.2015 N АЦ/74902/15 о принятии жалобы к рассмотрению, закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки по существу.
В соответствии с частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Вместе с тем, согласно извещению о приостановлении процедуры закупки от 25.12.2015 N 304/6963 Организатор торгов сообщает о приостановке процедуры проведения Конкурса в связи с принятием к рассмотрению ФАС России жалобы участника конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, полнстью приостановившего процедуру закупки, нарушают часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу <> От 16.12.2015 б/н (вх. От 21.12.2015 N 151264/15) на действия (бездействие)на действия (бездействие) заказчика АО "НИАЭП", организатора торгов АО "Атомкомплект" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку по лоту N7284/436 К2-1,2-15 "Поставка системы обращения с РАО для сооружения энергоблоков N1 и N2 Курской АЭС" (извещение N 31503090459) обоснованной.
2. Признать АО "НИАЭП" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", часть 18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать АО "НИАЭП" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранения выявленных нарушений.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.12.2015 N 223-ФЗ-446/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2015 г. N 17/77049/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016