Решение Федеральной антимонопольной службы
от 24 декабря 2015 г. N 03/76981/15
Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2015
В полном объеме решение изготовлено 24.12.2015
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:<>, рассмотрев дело N 1-10-157/00-03-15 по признакам нарушения закрытым акционерным обществом "Топливо-заправочный комплекс Шереметьево" (141400, Московская область, Химки, Международный аэропорт Шереметьево; далее - ЗАО "ТЗК Шереметьево") пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Сантел" (далее - ООО "Сантел") о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении закрытого акционерного общества "Топливо-заправочный комплекс Шереметьево" (далее - ЗАО "ТЗК Шереметьево") от заключения с ООО "Сантел" договоров по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов и по хранению авиационного топлива.
Решением конкурсной комиссии ПАО "Аэрофлот- российские авиалинии" (далее - ПАО "Аэрофлот") от 26.12.2014 (протокол N 01/2015 оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре) ООО "Сантел" признано поставщиком топлива для реактивных двигателей в топливные баки воздушных судов ПАО "Аэрофлот" и авиакомпании-партнеров ПАО "Аэрофлот" в аэропорту Шереметьево в период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Сантел" является оптовая торговля топливом.
Наряду с ООО "Сантел" поставщиком топлива для реактивных двигателей в топливные баки воздушных судов ПАО "Аэрофлот" и авиакомпании-партнеров ПАО "Аэрофлот" в аэропорту Шереметьево также признано ООО "РН-Аэро" - компания, являющаяся прямым конкурентом ООО "Сантел". ПАО "Аэрофлот" намерено производить закупки топлива, как у ООО "Сантел" (в количестве от 0 до 200 тыс. тонн), так и у ООО "РН-Аэро" (в количестве от 0 до 300 тыс. тонн). При этом совокупный объем закупки топлива у обоих поставщиков не может превышать 300 тыс. тонн.
ООО "РН-Аэро" - дочернее предприятие ОАО "НК "Роснефть", основной вид деятельности - оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО "НК "Роснефть" по адресу: http://www.rosneft.ru/Investors/information/affiliated/, ООО "РН-Аэро" входит в список аффилированных лиц ОАО "НК "Роснефть".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО "НК "Роснефть" по адресу: http://www.rosneft.ru/Investors/information/affiliated/, ЗАО "ТЗК Шереметьево" входит в список аффилированных лиц ОАО "НК "Роснефть" как лицо, принадлежащее к группе лиц, к которой принадлежит ОАО "НК "Роснефть".
В целях обеспечения своих обязательств перед ПАО "Аэрофлот" по поставке в 2015 году топлива для реактивных двигателей в топливные баки воздушных судов ООО "Сантел" 30.12.2014 г. направило в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" заявку на оказание ЗАО "ТЗК Шереметьево" услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (вх. от 12.01.2015 N 06-02) (далее - Заявка):
- по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом;
- по хранению авиационного топлива.
Письмом от 15.01.2015 N 05-57 ЗАО "ТЗК Шереметьево" отказало в подтверждении Заявки, вернув её ООО "Сантел". Указанным письмом ЗАО "ТЗК Шереметьево" пояснило, что представленная Заявка не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599
"О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" (далее - Правила недискриминационного доступа) и приказу Минтранса России от 21.06.2010 N 137 "Об утверждении формы заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, формы и порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах" (далее - Приказ Минтранса России N 137).
03.02.2015 ООО "Сантел" повторно направило в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" Заявку (вх. от 03.02.2015 N 06-167), оформив её по образцу ранее одобренной ЗАО "ТЗК Шереметьево" Заявки ООО "РН-Аэро" (вх. от 03.12.2014 N06-2081), приложив к Заявке договор поставки горюче-смазочных материалов и спецжидкостей и оказания услуг по заправке или организации заправки воздушных судов от 20.07.2011 N АФТ-01 (далее - Договор N АФТ-01), заключенный ООО "Сантел" с ПАО "Аэрофлот".
Однако письмом от 06.02.2015 N 05-265 ЗАО "ТЗК Шереметьево" повторно отказало в подтверждении заявки. Основание для отказа, согласно письму письмом от 06.02.2015 N 05-265, аналогично основанию, указанному в письме от 15.01.2015 N 05-57.
По мнению ООО "Сантел", отсутствие заключенных с
ЗАО "ТЗК Шереметьево" договоров является безусловным препятствием для исполнения им в аэропорту Шереметьево своих обязательств перед
ПАО "Аэрофлот" и одновременно с этим создает необоснованные преимущества для деятельности ООО "РН-Аэро".
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.02.2010 г. N 46-т ЗАО "ТЗК Шереметьево", осуществляющее деятельность в сфере услуг в аэропортах, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II "Услуги аэропортов", под регистрационным N 50/2/11.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Постановление Правительства РФ N 293) услуга по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуга по хранению авиационного топлива входят в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
ФАС России проведены обзоры состояния конкурентной среды (далее - анализ состояния конкурентной среды):
на рынке услуг хранения авиационного топлива;
на рынке услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом.
Анализы состояния конкурентной среды проведены в соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии составляется обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке.
По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг хранения авиационного топлива определено следующее.
Временной интервал исследования товарного рынка определен 2014 г. - 1 полугодие 2015 г.
В качестве продуктовых границ определена услуга хранения авиационного топлива.
В соответствии с пунктом 4.1 приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 географическими границами товарного рынка являются границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар. Таким образом, географические границы определены, как территория аэропорта "Шереметьево", в том числе территория склада ББХ ЗАО "ТЗК Шереметьево".
По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом определено следующее.
Временной интервал исследования товарного рынка определен 2014 г. - 1 полугодие 2015 г.
В качестве продуктовых границ определена услуга по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
Географическими границами данного рынка является территория аэропорта "Шереметьево".
Проведенный анализ состояния конкурентной среды на соответствующих рынках показал, что в международном аэропорту "Шереметьево" услугу по хранению авиационного топлива оказывает единственный хозяйствующий субъект - ЗАО "ТЗК Шереметьево", а услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом: ООО "Газпромнефть-Аэро Шереметьево" и ЗАО "ТЗК Шереметьево".
Письмом от 01.07.2015 N б/н ООО "Сантел" сообщило о том, что не имеет возможности пользоваться услугами ООО "Газпромнефть-Аэро Шереметьево", ввиду того, что у данного хозяйствующего субъекта отсутствует необходимая для оказания услуг инфраструктура (железнодорожная ветка для приема авиатоплива). В то же время ООО "Сантел" имеет возможность поставки топлива только железнодорожным транспортом.
Таким образом ЗАО "ТЗК Шереметьево" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынках:
услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом;
услуг хранения авиационного топлива в географических границах территории аэропорта "Шереметьево".
В связи с наличием в действиях ЗАО "ТЗК Шереметьево", выразившихся в экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения с ООО "Сантел" договора об оказании услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и договора по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива) путем необоснованного возвращения заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (вх. от 12.01.2015 N 06-02; вх. от 03.02.2015 N 06-167), признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ЗАО ТЗК "Шереметьево" было выдано предупреждение (от 21.07.2015 N АЦ/36773/15) о необходимости прекращения указанных действий путем заключения указанных договоров с ООО "Сантел" в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в срок до 20.08.2015 (далее - Предупреждение)
О выполнении предупреждения ЗАО "ТЗК Шереметьево" надлежало сообщить в ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, т. е. не позднее 22.08.2015.
ЗАО "ТЗК Шереметьево" письмом от 20.08.2015 N 05-1783 направило в адрес ФАС России ходатайство о продлении срока исполнения вышеупомянутого Предупреждения на срок до 27.08.2015.
В обоснование продления срока исполнения Предупреждения ЗАО "ТЗК Шереметьево" указало на то, что процесс заключения договоров на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах урегулирован Правилами недискриминационного доступа, согласно которым оператор рассматривает заявку (на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки.
Заявка ООО "Сантел" на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах поступила в адрес ЗАО ТЗК "Шереметьево" 12.08.2015.
По мнению ЗАО ТЗК "Шереметьево", рассмотрение заявки на предмет технической возможности занимает "значительное время", а 15- дневный срок рассмотрения заявки истекает 27.08.2015.
Со стороны ФАС России отсутствовали возражения относительно продления срока исполнения Предупреждения до 27.08.2015.
Письмом от 27.08.2015 N 05-1830 ЗАО "ТЗК Шереметьево" заявило об отсутствии у ЗАО ТЗК "Шереметьево" технической возможности удовлетворить заявку ООО "Сантел" (вх. от 12.08.2015 N 06-1427), в связи с чем ходатайствовало о продлении срока исполнения Предупреждения на срок, необходимый для обеспечения технической возможности удовлетворения заявок потребителей услуг субъектов естественных монополий.
Отсутствие технической возможности, по мнению ЗАО "ТЗК Шереметьево", обусловлено исключением в марте 2015 г. двух резервуаров РВС-5000 N 1 и N 2 склада ГСМ ЦЗС из технологической схемы выдачи авиатоплива на заправку воздушных судов (далее ВС) при проведении этапа реконструкции насосной станции ЦЗС для обеспечения регулярности полетов в Международном аэропорту Шереметьево.
Согласно Плану мероприятий ЗАО "ТЗК Шереметьево" обеспечения технической возможности удовлетворения заявок на оказание услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива работы по реконструкции ЦЗС аэропорта Шереметьево планируются к завершению в 2021 г.
В связи с невыполнением ЗАО ТЗК "Шереметьево" Предупреждения, на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, ФАС России возбуждено дело N 1-10-157/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).
Определением о назначении дела N 1-10-157/00-03-15 к рассмотрению для участия в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ПАО "Аэрофлот".
На заседаниях Комиссии ЗАО ТЗК "Шереметьево" ходатайствовало о прекращении дела в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства. ООО "Сантел" поддержало ранее заявленные требования и ходатайствовало о принятии мер, способствующих прекращению злоупотребления ЗАО ТЗК "Шереметьево" доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем заключения договоров по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов и по хранению авиационного топлива.
ПАО "Аэрофлот" поддержало требования ООО "Сантел", указав на возможность и заинтересованность в приобретении топлива по более низкой цене в случае заключения соответствующих договоров ООО "Сантел" с ЗАО ТЗК "Шереметьево".
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с указанным Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовывать) такие товары.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа "оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.
Пунктом 31 Правил недискриминационного доступа определено, что топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, заключенными на основании заявок потребителей.
Согласно пункту 33 Правил недискриминационного доступа операторы при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги (в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов в аэропорту.
Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг (далее - заявитель), направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах. Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 21.06.2010 N 137 утверждены формы заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, однако настоящий приказ не содержит исчерпывающих инструкций по заполнению форм заявок, что позволяет оператору самостоятельно определять требования к содержанию формы заявок.
По мнению ЗАО "ТЗК Шереметьево", обе заявки ООО "Сантел" (вх. от 12.01.2015 N 06-02; вх. от 03.02.2015 N 06-167) не соответствовали требованиям пунктов 31, 33 Правил недискриминационного доступа, согласно которым топливное обеспечение воздушных судов в аэропортах осуществляется в соответствии с договорами, предусматривающими обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, заключенными на основании заявок потребителей.
По мнению ЗАО "ТЗК Шереметьево", в случае, если потребителем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах является не авиаперевозчик и/или эксплуатант, а поставщик авиационного топлива, то последнему необходимо подтвердить свой статус посредством представления в виде приложения к заявке заключенных и действующих договоров на поставку авиационного топлива с авиаперевозчиками.
ЗАО "ТЗК Шереметьево" указало, что к заявке ООО "Сантел" (вх. от 12.01.2015 N 06-02) не была приложена какая-либо информация о наличии/отсутствии указанного договора на поставку авиационного топлива с авиаперевозчиками и (или) эксплуатантами и документы, подтверждающие данную информацию.
К заявке ООО "Сантел" (вх. от 03.02.2015 N 06-167) была приложена копия Договора N АФТ-01, заключенного между ООО "Сантел" и ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", однако п. 9.1. указанного договора ограничивает срок действия договора датой 31.01.2012 г. Несмотря на наличие в договоре условий о пролонгации, необходимых, по мнению ЗАО "ТЗК Шереметьево", доказательств наличия действующего договора с авиаперевозчиком или эксплуатантом к заявке не приложено.
Комиссией установлено, что Договор N АФТ-01 вступает в силу с момента подписания, применяется к правоотношениям сторон, возникшим с "01" июня 2011 г., и действует до "31" января 2012 г., а в части взаимных расчетов - до полного их завершения.
Договор N АФТ-01 считается продленным на следующий календарный год, если не позднее чем за 10 (десять) дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит об отказе от продления договора.
Любые изменения и дополнения к Договору N АФТ-01 должны оформляться сторонами в письменной форме за подписью уполномоченных представителей обеих сторон, за исключением случаев, прямо предусмотренных договором.
Договор N АФТ-01 может быть расторгнут любой из сторон в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного извещения об этом стороны не позднее, чем за 1 (один) месяц до даты расторжения.
Договор N АФТ-01 может быть расторгнут досрочно по взаимному согласию сторон с подписанием Дополнительного соглашения.
Учитывая положения Договора N АФТ-01, а также представленные ООО "Сантел" материалы, в том числе письмо ПАО "Аэрофлот" от 30.06.2015 N906.1-888, которым ПАО "Аэрофлот" известило ЗАО "ТЗК Шереметьево", о том, что Договор N АФТ-01 является действующим, у Комиссии нет оснований считать Договор N АФТ-01 недействительным.
Более того, ПАО "Аэрофлот" письмом от 10.07.2015 N 126-1559 сообщило ФАС России, что Договор N АФТ-01 является действующим.
Таким образом, отказ в приеме Заявки на том основании, что ООО "Сантел" не представило ЗАО "ТЗК Шереметьево", доказательств, указывающих на то, что договор N АФТ-01 является действующим, неправомерен.
Комиссией установлено, что ни в Правилах недискриминационного доступа (пункт 33), ни в Приказе Минтранса России N 137 не содержатся нормы, обязывающие поставщиков вместе с поданной Заявкой представлять и (или) доказывать оператору наличие действующего договора на поставку авиационного топлива, заключенного между поставщиком и авиаперевозчиком.
Также ЗАО "ТЗК Шереметьево" сообщило, что обе поступившие Заявки ООО "Сантел" (вх. от 12.01.2015 N 06-02; вх. от 03.02.2015 N 06-167) содержали противоречивые данные об объеме услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом. В Заявках в поле "Объем услуги" указано "150 000" в тоннах, в приложении N 3 к Заявке "Потребность в заправке воздушных судов топливом" указано "По запросу", что не соответствует пунктам 5 и 33 Правил недискриминационного доступа и требованиям к форме заявки, установленным Приказом Минтранса России N 137.
Анализ представленных ЗАО "ТЗК Шереметьево" материалов показал, что у ЗАО "ТЗК Шереметьево" нет единых требований к содержанию и оформлению подаваемых заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах.
Так, Заявка, поданная ООО "РН-Аэро" в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" (вх. от 03.12.2014 N06-2081), не содержала полную информацию, согласно требованиям приказа Минтранса России N 137, а именно в Заявке не были указаны:
- "Перечень слотов" (Приложение N 1 к Заявке);
- "Перечень типов воздушных судов" (Приложение N 2 к Заявке)
- "Потребность в заправке воздушных судов топливом" (Приложение N 3 к Заявке).
Также данная Заявка формально не соответствовала требованиям пункта 33 Правил недискриминационного доступа:
- ООО "РН-Аэро" не указало объемы, необходимые для осуществления перевозочной деятельности;
- не представило подтвержденные слоты;
- не приложило к заявке копии договоров на поставку авиационного топлива, заключенных с авиаперевозчиками.
Однако, Заявка (вх. от 03.12.2014 N06-2081) была удовлетворена ЗАО "ТЗК Шереметьево" и с ООО "РН-Аэро" были заключены соответствующие договора.
Учитывая изложенное, Комиссия делает вывод о том, что поданная ООО "РН-Аэро" Заявка (вх. от 03.12.2014 N06-2081) является приемлемой (по оформлению и содержанию) для получения подтверждения ЗАО "ТЗК Шереметьево". Такое оформление не может считаться основанием для отказа в подтверждении Заявок, в том числе Заявки, поданной ООО "Сантел".
Анализ Заявок поданных ПАО "Аэрофлот" в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" в период за 2011-2013 гг. (вх. от 23.12.2011 N 06-1725; вх. от 24.12.2012 N 06-1560; вх. от 23.12.2013 N 06-1066/1), показал, что в Приложении N 3 к Заявкам ("Потребность в заправке воздушных судов топливом") в графе N 3 (количество, кг) ПАО "Аэрофлот" всегда указывало "По запросу". Каждая из вышеперечисленных заявок была подтверждена ЗАО "ТЗК Шереметьево".
Учитывая изложенное, Комиссия делает вывод о том, что заполнение графы N 3 (количество, кг) Приложения N 3 с указанием формулировки "По запросу" является приемлемым для ЗАО "ТЗК Шереметьево" и не может считаться основанием для отказа в подтверждении Заявок, в том числе Заявки, поданной ООО "Сантел".
Также Комиссией установлено, что Заявка (вх. от 12.01.2015 N 06-02), направленная ООО "Сантел" в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево", составлена аналогично подтвержденным ЗАО "ТЗК Шереметьево" Заявкам ПАО "Аэрофлот".
Заявка (вх. от 03.02.2015 N 06-167), направленная ООО "Сантел" в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево", составлена аналогично подтвержденной ЗАО "ТЗК Шереметьево" Заявки ООО "РН-Аэро".
Таким образом Комиссией установлено, что у ЗАО "ТЗК Шереметьево" имелась возможность подтвердить направленные ООО "Сантел" Заявки (вх. от 12.01.2015 N 06-02; вх. от 03.02.2015 N 06-167), и заключить по ним соответствующие договора.
Отказ ЗАО "ТЗК Шереметьево" в подтверждении Заявки ООО "Сантел" (вх. от 12.08.2015 N 06-1427) на основании отсутствия технологической возможности удовлетворения потребности Заявителя по данной Заявке в связи с исключением в марте 2015 г. двух резервуаров РВС-5000 N 1 и N 2 склада ГСМ ЦЗС из технологической схемы выдачи авиатоплива на заправку воздушных судов (далее ВС) является необоснованным по следующим основаниям.
В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено, что фактическое использование резервуаров РВС-5000 N 1 и N 2 склада ГСМ ЦЗС как расходных было прекращено уже в 2009 году, что подтверждается Приказом ЗАО "ТЗК Шереметьево" от 28.07.2009 N 140.
На официальном сайте ЗАО ТЗК "Шереметьево" по адресу: http://tzk.ru/ru/tzk-sh/raskrytie-informacii/raskrytie-informacii-v-sootv etstvii-s-20204/ в разделе: "Раскрытие информации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 г. N 599" под пунктом 9 содержатся "Сведения о временных ограничениях по доступу к услугам
ЗАО ТЗК "Шереметьево", сроки окончания таких ограничений", согласно которым временные ограничения по доступу к услугам отсутствуют.
Кроме того, письмом ЗАО "ТЗК Шереметьево" от 08.12.2015 N 05-2713 сообщило, что на момент подачи Заявок ООО Сантел (вх. от 12.01.2015 N 06-02; вх. от 03.02.2015 N 06-167; вх. от 12.08.2015 N 06-1427) у ЗАО ТЗК "Шереметьево" имелась техническая возможность удовлетворять заявки хозяйствующих субъектов на оказание услуг по хранению авиационного топлива.
Таким образом, исключение в 2009 году резервуаров РВС-5000 N 1 и N 2 склада ГСМ ЦЗС из технологической схемы выдачи авиатоплива на заправку воздушных судов никак не могло привести к возникновению в 2015 г. технологических ограничений, в результате которых ЗАО ТЗК "Шереметьево" не смогло по технологическим причинам удовлетворять Заявки ООО "Сантел", в том числе Заявку ООО "Сантел" (вх. от 12.08.2015 N 06-1427).
Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что у ЗАО ТЗК "Шереметьево" имелась техническая возможность оказывать ООО "Сантел" услуги по хранению авиационного топлива и по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, на момент подачи Заявок ООО Сантел (вх. от 12.01.2015 N 06-02; вх. от 03.02.2015 N 06-167; вх. от 12.08.2015 N 06-1427). Отказ удовлетворить Заявку ООО "Сантел" (вх. от 12.08.2015 N 06-1427) является технологически необоснованным.
Отказав в удовлетворении заявок ООО "Сантел", ЗАО "ТЗК Шереметьево" уклонилось от заключения договора, лишив тем самым ООО "Сантел" возможности выступать на рынках услуг по хранению авиатоплива и обеспечению заправки воздушных судов авиатопливом в качестве участника таких рынков. При этом, весь объем авиатоплива, формируемый по результатам проведенного ПАО "Аэрофлот" тендера, одним из победителей которого был ООО "Сантел", реализован ТЗК "Шереметьево" с применением авиатоплива, принадлежащего ООО "РН-Аэро".
Результатом таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе ущемление интересов ПАО "Аэрофлот" и авиакомпании-партнеров ПАО "Аэрофлот", которым согласно протоколу N 01/2015 оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре могли оказываться услуги в аэропорту Шереметьево по более низкой цене.
Согласно информации, представленной письмом ПАО "Аэрофлот" от 08.12.2015 N 126-2537, среднемесячная стоимость поставки авиатоплива в 2015 г составляет:
ООО "РН-Аэро" - 29 174,71 руб. за тонну
ООО "Сантел" - 22 885,6 руб. за тонну
Таким образом среднемесячная стоимость поставки авиатоплива ООО "РН-Аэро" на 27% выше среднемесячной стоимости поставки авиатоплива ООО "Сантел".
Учитывая изложенное, с учетом представленных по делу доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для прекращения дела N 1-10-157/00-03-15.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ЗАО "ТЗК Шереметьево" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем уклонения от заключения с ООО "Сантел" договора об оказании услуг по заправке воздушных судов авиационным топливом и договора по хранению нефтепродуктов (авиационного топлива), что приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и на рынке услуг хранению авиационного топлива.
2. Предписание по делу N 1-10-157/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО "ТЗК Шереметьево" не выдавать в связи с невозможностью его выполнения.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2015 г. N 03/76981/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016