Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков А.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 66, возбужденного в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (адрес: 150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62), установил:
В соответствии со статьями 28.1 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) определением от 29.06.2015 возбудила дело об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования N 66 в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по признакам нарушения части 2 статьи 14.6 КоАП.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении N 66 следует, что экспертное заключение Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 05.11.2014 N 1-43-э/хвс, на основании которого устанавливались соответствующие регулируемые тарифы на холодное водоснабжение на 2015 год, не соответствуют пункту 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, поскольку не содержит обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов, расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 N 709-п (далее - Положение), Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом, уполномоченным осуществлять государственный и региональный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, за регулируемыми государством ценами в электроэнергетике, за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов), плат и надбавок, индексов, предельных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 Положения при осуществлении полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской устанавливает тарифы в сфере водоснабжения.
Таким образом, при установлении размеров регулируемых тарифов на водоснабжение Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области выступает как орган публичной власти, осуществляющий властные полномочия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Признаки органа государственной власти, наделенного статусом юридического лица, не соответствуют в полной мере критериям юридического лица, данного в статье 48 ГК РФ.
Кроме того, у органа государственной власти отсутствуют законные представители в понимании части 2 статьи 25.4 КоАП, которые в соответствии с частью 1 данной статьи должны обеспечивать защиту прав и законных интересов юридического лица.
По смыслу указанных норм органом государственной власти статус юридического лица используется только для участия в гражданских правоотношениях, для совершения действий, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности. При реализации властных полномочий государственный орган не может выступать в качестве юридического лица, поэтому за действия, выполняемые в рамках осуществления публичных функций, государственный орган не может быть привлечен к административной ответственности как юридическое лицо.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2.1, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, статьи 29.10 КоАП, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N 66, возбужденное в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (адрес: 150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2015 г. N 09/74351/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016