Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кинёв А.Ю., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.32-965/00-22-15, возбужденного в отношении <>, в присутствии <>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-14.32-965/00-22-15, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). установил:
Решением Комиссии ФАС России от 11.06.2015 по делу N 1-11-11/00-22-15 ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк" признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.
Решением Комиссии ФАС России от 11.06.2015 по делу N 1-11-11/00-22-15 установлены следующие обстоятельства.
Главный центр магистральных почтовых перевозок - филиал ФГУП "Почта России" в 2011 и в 2012 гг. проводил торги на право заключения договоров на оказание услуг по организации и обеспечению перевозки почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом.
В 2012 году победителем на торгах признано ООО "Первая Транскомпания", в то время как ООО "ПЭК" (предыдущее название, с 2013 г. переименовано в ООО "ТрансПэк") (далее также Общество) заняло только третье место. Договоры с победителем были заключены сроком на один год (до 31.12.2012). Дополнительными соглашениями N 1 к договорам продлены сроки оказания ООО "Первая Транскомпания" услуг по перевозке почты автомобильным транспортом до 31.03.2013.
Приказом ФГУП "Почта России" от 30.03.2012 утверждено и введено в действие с 01.04.2012 Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). Положение является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФГУП "Почта России", содержащим требования к закупке товаров, работ услуг для нужд ФГУП "Почта России", в том числе к порядку подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условиям их применения, порядку заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
ФГУП "Почта России", в нарушение п. 3.1.1-3.1.2, 3.6, разд. IV-XII Положения, без проведения конкурсных процедур, заключило с ООО "ТрансПэк" договоры от 01.04.2013 N АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 на оказание последним услуг по перевозке почты. Договоры заключались на срок до 31.05.2013, за исключением договора N АТ-7-13, срок действия которого установлен до 31.12.2013.
Договора N от 01.04.2013 N АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 от имени ООО "ТрансПэк" подписаны генеральным директором ООО "ТрансПэк" <>
В соответствии с заключенными договорами, ООО "ТрансПэк" оказывало услуги ФГУП "Почта России" по перевозке, погрузке и разгрузке, а также выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и иных товарно-материальных ценностей.
Пунктом 5.7 каждого из Договоров на оказание услуг по перевозке почты предусмотрено, что Договор заключается в соответствии с согласованием ФГУП "Почта России", изложенным в письме от 03.04.2013 N 3.2.1-17/9964 в интересах Заказчика по настоящему договору, которым выступает ФГУП "Почта России".
Письмо от 03.04.2013 N 3.2.1-117/9964 ФГУП "Почта России", направленное в адрес заместителя директора ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России", содержало следующую информацию: "Дирекция по организации производственных процессов не возражает в заключении договора с ООО "ПЭК" на период 01.04.2013 по 31.05.2013 по тарифам, не превышающим действующие".
Пунктом 3.1.3. Положения о закупке одним из способов закупки определена закупка из единственного источника. Раздел XIV Положения о закупке товаров (работ, услуг) предусматривает возможность закупки из единственного источника при возникновении различных обстоятельств (пункты 14.1-14.28 Положения о закупке). Пунктом 14.28 указанного Положения определена возможность заключения договора без проведения конкурентных процедур, в случае признания руководством ФГУП "Почта России" такого способа закупки более целесообразным с экономически-производственной точки зрения.
Решением Комиссии ФАС России по делу N 1-11-11/00-22-15 от 11.06.2015 установлено отсутствие экономически-производственной целесообразности проводимой закупки как закупки из единственного источника. Так, в письме ФГУП "Почта России" от 03.04.2013 N 3.2.1-117/9964 не содержится указания на осуществление закупки из единственного источника в соответствии с Положением о закупке и не обосновывается экономическая целесообразность заключения договоров с единственным поставщиком. Данным письмом ФГУП "Почта России" безо всяких оснований дало разрешение ГЦМПП на проведение процедуры заключения договоров с ООО "ПЭК" на период с 01.04.2013 по 31.05.2013.
Из письма ФГУП "Почта России" от 20.08.2014 N 1.2.8.1-06/15767 следует, что ООО "ТрансПэк" в период с 2010 по 2014 гг. помимо других участников торгов ежегодно и неоднократно принимало участие в проводимых ФГУП "Почта России" торгах на право заключения договоров, в том числе на оказание услуг по обеспечению магистральной перевозки, погрузке, разгрузке и выполнению операций по приему и сдаче почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей по магистральным маршрутам между пунктами обмена. Данный факт подтверждает осведомленность ООО "ТрансПэк" о необходимости ФГУП "Почта России" осуществлять закупки на конкурентной основе, в том числе, закупки услуг для собственных производственных нужд, и как следствие, заключение договоров на их предоставление только по результатам проведения торгов.
Кроме того, ФГУП "Почта России" обсуждалась возможность заключения договоров на перевозку почты с ООО "ТрансПэк" еще в период действия договоров, заключенных с ООО "Первая Транскомпания". Подтверждением этому является переписка между ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк" 27-28 марта 2013 года.
Факт предварительной договоренности между сторонами подтверждается решением ООО "ТрансПэк" об оказании услуг по перевозке почты по 139 маршрутам, принятым за один день. ГЦМПП письмом от 27.03.2013 N 82.1.1.1-31/1443 предложило ООО "ТрансПэк" рассмотреть возможность организации перевозок почты и прочих ТМЦ с 01.04.2013 по 139 маршрутам. В ответ ООО "ТрансПэк" выразило свое согласие на перевозку почты (письмо от 28.03.2013 N 138-13).
Оказание услуг по перевозке почты (в границах территории Российской Федерации) по 139 маршрутам требует наличия большого автопарка, укомплектованного штата водителей, допуска к определенным перевозкам, наличия страхования ответственности и иных условий для оказания услуг. В связи с чем, Обществу, для исполнения принятых на себя обязательств, необходимо было бы за короткий срок установить экономическую целесообразность выполняемых услуг, а также перераспределить текущий производственный процесс организации.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что еще до заключения договоров, на момент ведения переписки 27-28 марта 2013 года, ООО "ТрансПэк" было осведомлено о намерении ФГУП "Почта России" заключить договоры с Обществом.
О заключенном соглашении между ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк" также свидетельствуют электронные документы, полученные в ходе проведения внеплановой выездной проверки, скопированные с рабочего компьютера директора Департамента юридического и административного обеспечения ООО "ТрансПэк".
Данные документы представляют собой проекты соглашений о взаимодействии и соглашений о сотрудничестве между ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк" (дата создания электронного документа - 01.06.2009). Текст данных документов предусматривает взаимовыгодное сотрудничество сторон, во исполнение которого Стороны могут заключать договоры и соглашения по конкретным проектам совместного сотрудничества, осуществлять совместные действия, направленные на привлечение и эффективное использование инвестиций на территории Российской Федерации в области почтовой связи и других областях, представляющих взаимный интерес сторон, а также оказывать друг другу всемерное содействие при осуществлении деятельности сторонами.
Разработка указанных соглашений свидетельствует о тесном сотрудничестве сторон с целью, в том числе, создания приоритетных условий для ООО "ТрансПэк" при участии в торгах, проводимых ФГУП "Почта России" либо заключения договоров без проведения конкурентных процедур.
Таким образом, факт заключения договоров от 01.04.2013 N N АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк" без проведения конкурентных процедур, в нарушение Положения ФГУП "Почта России" и Закона о закупках, свидетельствует о наличии между хозяйствующими субъектами недопустимого, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, соглашения.
Стороны, заключив антиконкурентное соглашение, лишили иных хозяйствующих субъектов - конкурентов ООО "ТрансПэк" (ООО "Р-Тэк", ООО "Промоборудование", ООО "МТК "Поволжье", ООО "Первая Транскомпания") права на участие в торгах для оказания ими услуг и, как следствие заключенное соглашение не оказало влияния на улучшение качества и сокращение стоимости услуг.
Вышеописанные действия ООО "ТрансПэк" и ФГУП "Почта России" привели к ограничению конкуренции при заключении договоров на оказание услуг по перевозке почты, и подпадают под запреты, установленные частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП под должностными лицами следует понимать лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.
В период действия антиконкурентного соглашения деятельностью ООО "ТрансПэк" руководил <>, который с 19.03.2013 по 16.02.2015 являлся генеральным директором Общества (протокол внеочередного Общего собрания участников ООО "ПЭК" N 76 от 19.03.2013, протокол внеочередного Общего собрания участников ООО "ТрансПэк" N 94 от 11.03.2014), то есть в соответствии со статьей 2.4 КоАП <> являлся должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в ООО "ТрансПэк".
Таким образом, <> исполняя функции исполнительного органа - генерального директора ООО "ТрансПэк" заключил запрещенное антиконкурентное соглашение - договоры на оказание услуг по перевозке почты от 01.04.2013 N АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ- 11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13, а также участвовал в данном запрещенном антиконкурентном соглашении.
Нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП.
Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП в соответствии с которой, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Объект административного правонарушения: совершение <> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП.
Объективная сторона: совершение <> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения между ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк" которое привело к ограничению конкуренции. Заключение договоров от 01.04.2013 N N АТ-13-13, АТ-7-13, АТ-8-13, АТ-9-13, АТ-10-13, АТ-11-13, АТ-12-13, АТ-14-13, АТ-15-13 между ФГУП "Почта России" и ООО "ТрансПэк", подписанных со стороны ООО "ТрансПэк" <>, без проведения конкурентных процедур свидетельствует о заключении между сторонами антиконкурентного соглашения.
Субъект административного правонарушения: <>.
Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у
<> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу N N 1-11-11/00-22-15 от 11.06.2015, протоколом N 4-14.32-965/00-22-15 об административном правонарушении от 08.12.2015, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения <> к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении N 4-14.32-965/00-22-15 в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность установлено, что <> не инициировал ограничивающее конкуренцию соглашение или согласованные действия либо получил обязательные для исполнения указание участвовать в них.
При рассмотрении дела об административном правонарушенииN 4-14.32-965/00-22-15 обстоятельства, отягчающие административную ответственность не установлены.
На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП,
а так же статьями 23.48, 29.9 КоАП, постановил:
Признать <>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН 0210295023120900000332241
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(Для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
Операционный департамент Банка России
г. Москва 701
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2015 г. N КА/72718/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016