Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков А.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 50, возбужденного в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (адрес: 150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62), установил:
В соответствии с п. 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.
Из материалов дела об административном правонарушении N 50 следует, что при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для МУП "Энергетик" с учетом затрат на производство тепловой энергии ЗАО "Новый мир" и затрат на передачу по сетям МУП "Энергетик" на 2015 г., экспертное заключение Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не составлялось.
В связи с вышеизложенным, установив размеры регулируемых тарифов при отсутствии экспертного заключения органа регулирования, Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области совершил действие, в котором усматриваются признаки нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка регулирования цен (тарифов).
В соответствии со статьями 28.1 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) определением от 29.06.2015 возбудила дело об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования N 50 в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по признакам нарушения части 2 статьи 14.6 КоАП.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (ред. от 03.10.2015) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии") экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 N 709-п (далее - Положение), Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом, уполномоченным осуществлять государственный и региональный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, за регулируемыми государством ценами в электроэнергетике, за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов), плат и надбавок, индексов, предельных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.21 Положения при осуществлении полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области устанавливает тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) (в закрытых системах горячего водоснабжения), тарифы на транспортировку горячей воды (в закрытых системах горячего водоснабжения), тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения (в закрытых системах горячего водоснабжения).
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области выступает как орган публичной власти, осуществляющий властные полномочия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Признаки органа государственной власти, наделенного статусом юридического лица, не соответствуют в полной мере критериям юридического лица, данного в статье 48 ГК РФ.
Кроме того, у органа государственной власти отсутствуют законные представители в понимании части 2 статьи 25.4 КоАП, которые в соответствии с частью 1 данной статьи должны обеспечивать защиту прав и законных интересов юридического лица.
По смыслу указанных норм органом государственной власти статус юридического лица используется только для участия в гражданских правоотношениях, для совершения действий, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности. При реализации властных полномочий государственный орган не может выступать в качестве юридического лица, поэтому за действия, выполняемые в рамках осуществления публичных функций, государственный орган не может быть привлечен к административной ответственности как юридическое лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, может являться гражданин, должностное лицо либо юридическое лицо.
При вынесении решения об установлении цен (тарифов) Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области выступает как орган публичной власти через должностных лиц. Поэтому Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области как юридическое лицо не может рассматриваться в качестве субъекта административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановления Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 38-АД15-5, от 14.09.2015 N 38-АД15 6, от 14.09.2015
N 38-АД15-7).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2.1, частью 2 статьи 14.6, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, статьи 29.10 КоАП, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N 50, возбужденное в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (адрес: 150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.
В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, либо в суд в соответствии с подведомственностью дел.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2015 г. N 09/72426/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016