Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "АК "Транснефть": <> - доверенность от 08.12.2015 N 346, <>- доверенность от 08.12.2015 N 345,
представители АО "Группа компаний "Сибкон" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу АО "Группа компаний "Сибкон" от 30.11.2015 N 379-МФ/15 на действия заказчика ОАО "АК "Транснефть" при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора на поставку ЗП-44.16 Метрологическое оборудование (запасные части для СИКН) (извещение N 31502862644) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба АО "Группа компаний "Сибкон" от 30.11.2015 N 379-МФ/15 (вх. от 02.12.2015 N 140614/15) на действия (бездействие) заказчика ОАО "АК "Транснефть" при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора на поставку ЗП-44.16 Метрологическое оборудование (запасные части для СИКН) (извещение N 31502862644) (далее - Закупка).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "АК "Транснефть", утвержденным решением Совета директоров ОАО "АК "Транснефть" 30.04.2015 протокол N 12 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
16.10.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Закупки (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной на официальном сайте:
дата и время окончания подачи заявок - 27.10.2015;
дата рассмотрения заявок на участие в Закупке - 18.11.2015;
на участие в Закупке подано 2 заявки;
по итогам проведения Закупки заключены контракты с ЗАО "Машпром".
Из Жалобы следует, что при проведении Закупки, Закупочной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 13.3 Документации, Конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке, в том числе, по основанию несоответствия заявки по своему составу, оформлению, описанию предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке.
Пунктом 18 Документации установлено, что в составе заявки на участие в Закупке необходимо представить, в том числе, копии действующих договоров (или других документов, гарантирующих возможность размещения заказа) с производителями (официальными представителями, дилерами) товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки - субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) - производитель (исполнитель).
Учитывая изложенное, изучив Извещение, Документацию Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования к участникам Закупки о необходимости представить в составе заявки на участие в Закупке копий действующих договоров (или других документов, гарантирующих возможность размещения заказа) с производителями (официальными представителями, дилерами) товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки - субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) - производитель (исполнитель), не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке от 18.11.2015 N ЗП-44.16/И, заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации о Закупке, а именно в составе заявки на участие в Закупке не представлены документы, гарантирующие возможность размещения заказа с производителями (официальными представителями, дилерами) товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки - субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) - производитель (исполнитель).
Вместе с тем, учитывая нарушение Заказчиком части 1 статьи 2 Закона о закупках, в части установления неправомерного требования о необходимости представить в составе заявки на участие в Закупке копий действующих договоров (или других документов, гарантирующих возможность размещения заказа) с производителями (официальными представителями, дилерами) товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки - субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) - производитель (исполнитель), действия Закупочной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Пунктом 18 Документации установлено, что в составе заявки на участие в Закупке необходимо представить, в том числе, план привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) по форме 5 Документации.
Согласно форме 5 Документации, в таблице указываются, в том числе, субподрядчики (соисполнители) за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В пункте 1 формы 5 Документации указано, что под субподрядчиком (соисполнителем) понимается любая организация (дилер, представитель, производитель, изготовитель, исполнитель и т.п.), привлеченная к поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Вместе с тем, указанное требование ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Документации об обязательном предоставлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организациях по форме 5 Документации, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Частью 3 Приложения N 1 Документации установлено, что оценка квалификационно-технической части проводится, в том числе, по критерию опыт осуществления поставок, аналогичных по характеру и объему поставок по предмету закупки за последние три года (Лист оценки N 2.1.1).
Согласно листу оценки N 2.1.1, оценка заявок осуществляется, в том числе, по подкритерию "Опыт выполнения работ по договорам с ОАО "АК "Транснефть" и ОСТ".
На заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что наличие соответствующего опыта оказания услуг именно Заказчику свидетельствует о том, что условия исполнения договора, содержащиеся в заявке лица, которое не имеет данный опыт, менее выгодны для Заказчика.
Кроме того, Комиссия ФАС России, изучив Извещение, Документацию, приходит к выводу, что не представляется возможным однозначно определить, какие работы являются аналогичными предмету закупки, следовательно в установленном Заказчиком порядке оценки заявок не установлено содержание по критерию "Опыт осуществления поставок, аналогичных по характеру и объему поставок по предмету закупки за последние три года".
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого
предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу АО "Группа компаний "Сибкон" от 30.11.2015 N 379-МФ/15 (вх. от 02.12.2015 N 140614/15) на действия (бездействие) заказчика ОАО "АК "Транснефть" при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора на поставку ЗП-44.16 Метрологическое оборудование (запасные части для СИКН) (извещение N 31502862644) обоснованной.
2. Признать ОАО "АК "Транснефть" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.12.2015 N223ФЗ-399/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по результатам проведения Закупки заключены договоры, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2015 г. N 17/71971/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016