Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Сбербанк России": <> - по доверенности от 10.06.2015 N 280-Д;
представители ООО ЧОП "Лидер" на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Лидер" от 29.10.2015 N 41 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России" ЛОТ 4 (извещение N 31502575792) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Лидер" (далее - Заявитель) от 29.10.2015 N 41 (вх. от 03.12.2015 N 140769/15) на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк" при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502575792) (далее - Конкурс; Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
16.07.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной на Официальном сайте:
дата и время окончания подачи заявок - 31.08.2015;
дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 27.10.2015;
на участие в Конкурсе подано 3 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурса и не допуске его к участию во втором этапе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствие с пунктом 8.4.8 Положения о закупках, непредставление Участником документов и/или сведений, образцов и т.п., и/или их ненадлежащее оформление может являться основанием отклонения конкурсной заявки Участника.
В пункте 4 и Таблице 2 Документации установлены требования к участникам Конкурса, в том числе:
наличие лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, позволяющей охранять объекты собственников сроком действия на весь период оказания услуг Заказчику;
наличие договора страхования на сумму не менее 5 млн рублей ответственности охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка.
Согласно пункту 3.2 Документации срок исполнения договора составляет 24 месяца.
Согласно протоколу подведения итогов 1 этапа Конкурса от 20.10.2015 N 49, заявка ООО ЧОП "Лидер" признана не соответствующей требованиям по следующим основаниям:
-срок действия лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, позволяющей охранять объекты собственников сроком действия на весь период оказания банку услуг (действительна по 30.05.2017),(пункт 4 Требования к участникам конкурса, таблица 2);
-отсутствует договор страхования на сумму не менее 5 млн рублей ответственности охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка (пункт 4 Требования к участникам конкурса, таблица 2).
Комиссия ФАС России, изучив заявку Заявителя представленную представителями Заказчика, установила, что в заявке Заявителя представлены:
-копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности ЧО N004730 от 30.05.2012 (представлена на срок до 30.05.2017) (далее - лицензия);
-копия договора страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей N 250 0131 00 09101 906657 от 29.05.2015 (далее - договор страхования);
-копии полиса страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей N250 0131 00 09101 906657/2 от 29.07.2015, N250 0131 00 09101 906657/3 от 31.08.2015 (далее - полис страхования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 и статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" (далее Закон о охранной деятельности) осуществление оказания охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Согласно статьи 11.2 Закона о охранной деятельности лицензия предоставляется сроком на пять лет.
Кроме того, статьей 11.4 Закона о охранной деятельности установлено, что срок переоформления лицензии составляет не более тридцати дней и на период переоформления действие лицензии не приостанавливается.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что продление лицензии не влияет на условия исполнения договора и не является основанием для отклонения заявки Заявителя.
Представитель Заказчика пояснил, что на основании пункта 10 таблицы 2 Документации к участникам установлено требование о наличии договора страхования на сумму не менее 5 млн рублей ответственности охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка. Вместе с тем, в заявке Заявителя представлен договор страхования ответственности имущества, находящееся в собственности Заявителя, что не соответствует требованиям документации.
Пунктом 4.2 и таблицей 2 Документации установлены требования к составу заявки в части наличия надлежащим образом заверенной копии полиса страхования охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что договор страхования ответственности подлежит заключению в рамках заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России", в связи с чем отклонение заявки на стадии рассмотрения является неправомерным.
Таким образом, действия конкурсной комиссии по отклонению заявки Заявителя являются неправомерными и нарушают части 6 статьи 3 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктами 1,2 части 1 Положения о закупке.
Согласно пункту 2.1 Документации Предметом конкурса является выбор организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны (с полной материальной ответственностью) и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации, а так же всего парка устройств самообслуживания, установленных в сторонних организациях и зонах самообслуживания на территории Центрально - Черноземного банка ОАО "Сбербанк России".
Вместе с тем, из перечня наименования предмета следует, что Заказчиком объединены в один лот выполнение охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что на участие в закупке подано 3 заявки, в связи с чем принято решение, что указанное нарушение не привело к ограничению участия в конкурсе.
3. В соответствии с Документацией установлены следующие дополнительные требования:
Требования к квалификации Участника запроса предложений |
Документы, подтверждающие соответствие Участника квалификационным требованиям |
Количество объектов на территории субъекта Федерации, охраняемых Участником (его партнёром, с которым заключён долгосрочный контракт сроком не менее 2 лет) с помощью пультов централизованного наблюдения: Лот N 1 - не менее 800; Лот N 2 - не менее 700; Лот N 3 - не менее 400; Лот N 4 - не менее 400; Лот N 5 - не менее 400; Лот N 6 - не менее 400.
|
Справка Участника со сведениями об имеющемся опыте оказания услуг финансово-кредитных организаций непрерывной, подписанная руководителем Участника, а также с приложением: - копий договоров (первый и последний листы) с контрагентами и перечнями охраняемых объектов; - документов, подтверждающих надлежащее исполнение Участником данных договоров (акты сдачи-приемки оказанных услуг без замечаний за период действия договора (промежуточных и/или окончательного) и/или отзывы контрагентов и/или иные подтверждающие документы). |
Количество объектов кредитно-финансовой сферы на территории субъекта Федерации, охраняемых Участником с помощью пультов централизованного наблюдения: Лот N 1 - не менее 200; Лот N 2 - не менее 200; Лот N 3 - не менее 200; Лот N 4 - не менее 100; Лот N 5 - не менее 200; Лот N 6 - не менее 200. |
Справка Участника, подтверждающая количество объектов кредитно-финансовых, охраняемых Участником подписанная руководителем Участника, с приложением: - копий договоров (первый и последний листы) с контрагентами и перечнями охраняемых объектов. |
Наличие у Участника (его партнера, с которым заключён долгосрочный контракт сроком не менее 2 лет) групп быстрого реагирования, укомплектованных двумя охранниками шестого разряда, имеющими техническую оснащенность (радиосвязь, служебное оружие, спецсредства): Лот N 1 - не менее 20; Лот N 2 - не менее 20; Лот N 3 - не менее 20; Лот N 4 - не менее 20; Лот N 5 - не менее 20; Лот N 6 - не менее 20.
|
Справка Участника, подписанная руководителем Участника, с указанием сведений, подтверждающих количество мобильных групп задержания Участника, несущих постоянное суточное дежурство на территории субъекта Федерации с указанием мест дислокации и маршрутов патрулирования с предоставлением: - копий ПТС автомобилей находящихся в собственности Участника; - наличие договоров лизинга, аренды автомобилей - фотографий автомобилей с легко читаемыми государственными номерами - копии последней записи трудовой книжки охранника мобильной группы и копия разворота личной карточки охранника |
Наличие не менее 70 лицензированных охранников шестого разряда в штате Участника (или у партнеров, с которыми заключены долгосрочные контракты сроком не менее 2 лет) с постоянным проживанием на территории, где оказываются охранные услуги. |
Копии последней записи трудовой книжки охранника мобильной группы и копия разворота личной карточки охранника. |
Комиссия ФАС России, рассмотрев дополнительные требования, установила, что вышеуказанные требования противоречат пунктам 1, 2 части 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
На заседании Комиссия ФАС России установлено, что на Официальном сайте не размещен протокол подведения итогов 1 этапа Конкурса от 20.10.2015 N 49, что нарушает часть 12 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 8.3 Документации Заказчик оставляет за собой право не отвечать на отдельные вопросы, что противоречит пункту 7.2.1 и 7.2.2 Положения о закупках:
- "Любой Участник вправе направить в письменной форме в указанный в Документации адрес Банка, запрос о разъяснении положений Документации. Банк вправе не отвечать на запрос Участника, если он поступил позднее, чем за 5 рабочих дней до срока окончания подачи заявок.
-Банк после получения запроса от Участника в течение 3 рабочих дней осуществляет подготовку разъяснений, направляет их Участнику, подавшему запрос".
Кроме того, согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.
Комиссия ФАС России, изучив Документацию представленную представителем Заказчика пришла к выводу, что дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений не определена, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОП "Лидер" на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России" (извещение N 31502575792) обоснованной;
Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушения части 1 статьи 2, пункта 10 части 10, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.12.2015 N 223-ФЗ-381/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 5, 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Выдать ПАО "Сбербанк России" обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 10.12.2015 N 223-ФЗ-381/15.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 223-ФЗ-381/15
по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП "Лидер" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
10.12.2015 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Сбербанк России": <> - по доверенности от 10.06.2015 N 280-Д;
представители ООО ЧОП "Лидер" на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Лидер" от 29.10.2015 N 41 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО "Сбербанк России" ЛОТ 4 (извещение N 31502575792) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса и назначить новую дату проведения Конкурса.
Заказчику разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1, настоящего Предписания.
Заказчику рассмотреть заявки поданные на участие в Конкурсе в соответствии с Решением N 223-ФЗ-381/15 выданным ФАС России от 10.12.2015. При том рассмотрение заявок осуществить без учета дополнительных требований к участникам, признанными не соответствующими требованиям Закона о закупках.
Заказчику продолжить проведение Конкурса в соответствии с Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а.
Заказчику в срок не позднее 25.12.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2015 г. N 17/72150/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016