Решение Федеральной антимонопольной службы
N ЦА/67837/15 (опубликовано 27 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2015 г.
В полном объеме изготовлено 27 ноября 2015 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <>
рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства N 1-00-121/00-06-15, возбужденное по признакам нарушения Департаментом аграрной политики Воронежской области (394006, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 12) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в издании Приказа от 08.05.2015 N 60-01-05/70 "Об утверждении ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2015 году" (далее - Приказ Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70), в котором предусмотрены различные ставки субсидий в зависимости от наличия в хозяйстве поголовья крупного рогатого и другого скота, что не соответствует требованиям, установленным на федеральном уровне, и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области, в присутствии представителей Департамента аграрной политики Воронежской области - <> (доверенность N 60-11-01/2578 от 02.10.2015) и <> (доверенность N 60-11-01/2577 от 02.10.2015), <> (ордер от 12.11.2015 N 42/15), в отсутствие лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (извещено надлежащим образом), установила:
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 27.08.2015 N 783/15 возбуждено дело N 1-00-121/00-06-15 в отношении Департамента аграрной политики Воронежской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).
Дело возбуждено по инициативе ФАС России по следующим основаниям.
В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО "Агротехнологии" (393672, Тамбовская обл., г. Жердевка, ул. Заводская, д. 28А) о нарушении Правительством Воронежской области антимонопольного законодательства в части создания дискриминационных условий при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения заявления ФАС России были проанализированы нормативные правовые акты Воронежской области, касающиеся предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Было установлено, что в Приказе Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 установлена формула расчета ставки субсидии на один гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, учитывающая, помимо посевной площади в хозяйстве сельхозтоваропроизводителя, также наличие поголовья крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и лошадей. При этом утвержденные ставки субсидии на 1 га посевных площадей для получателей, имеющих крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, значительно превышают размер ставок для получателей, не имеющих скот.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1431 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431), субсидии на оказание несвязанной поддержки предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур (далее - государственные и (или) муниципальные программы).
Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1431, определена формула размера субсидии, согласно которой размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, напрямую зависит от размера посевной площади сельскохозяйственных культур и не зависит от наличия поголовья скота у сельхозтоваропроизводителя.
Аналогичные цели предоставления субсидий содержатся и в Порядке предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденном постановлением Правительства Воронежской области от 13 февраля 2015 г. N 74 (далее - Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства). При этом, согласно пункту 12 Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств областного бюджета, предусмотренных Законом Воронежской области от 11.12.2014 N 171-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", на цели, предусмотренные Порядком предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Выплата субсидии на оказание несвязанной поддержки в повышенном размере для сельхозпроизводителей, совмещающих растениеводство с отдельными видами животноводства, в частности, скотоводством, овцеводством, козоводством, коневодством (далее- животноводство) не предусмотрена ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431, ни Порядком предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Определением от 08.09.2015 N ЦА/47912/15 рассмотрение дела N 1-00-121/00-06-15 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 5 октября 2015 года.
Указанным определением к участию в рассмотрении дела были привлечены:
- в качестве ответчика - Департамент аграрной политики Воронежской области (394006, г. Воронеж, пл. им. Ленина, д. 12) (далее - Департамент);
- в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ( 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11).
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Определением от 08.10.2015 N ЦА/55016/15 рассмотрение дела N 1-00-121/00-06-15 было отложено на 13.11.2015.
На заседании Комиссии 13.11.2015 до рассмотрения дела по сущесттву представитель Департамента <> (ордер от 12.11.2015 N 42/15) заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела N1-00-121/00-06-15 на 1 месяц для представления экспертного заключения по делу.
Учитывая, что в ходатайстве отсутствовала информация об экспертах, а также не были сформулированы вопросы, на которые эксперты должны были ответить, данное ходатайство было отклонено Комиссией.
Других ходатайств процессуального характера до начала рассмотрения Комиссией дела заявлено не было.
Департамент в своих возражениях по делу N1-00-121/00-06-15, направленных в ФАС России письмом от 24.09.2015 N 60-11-02/2517, сообщил следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431, поддержка сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, осуществляется по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах размера субсидии, предусмотренной субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениевосдтва, размер субсидий рассчитывается по ставкам на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур, утвержденным приказом Департамента.
Цель предоставления данных субсидий - возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур определена Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1431 и Порядком предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениевосдтва. Цель предоставления субсидий Департаментом при разработке Приказа Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 не нарушалась.
Департамент также отмечает, что в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1431, не указаны способы достижения цели, тогда как в Приказе Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 закреплен Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, обеспечивающий выполнение целей, указанных в соответствующих нормативных правовых актах федерального и областного уровня. Наличие скота позволяет сельхозтоваропроизводителям области применять органические удобрения, требует выращивания кормовых культур (в том числе многолетних трав), которые приносят положительную динамику восстановления почв, в отличие от максимально прибыльных культур (подсолнечник и др.), которые в животноводстве используются незначительно.
Показатели результативности оказания несвязанной поддержки в области растениеводства по итогам 2014 года, такие как "уровень использования посевных площадей в субъекте Российской Федерации" и "индекс производства продукции растениеводства" достигнуты и составляют соответственно 112% и 103,7% к уровню 2013 года.
Таким образом, цели предоставления несвязанной поддержки в области растениеводства не нарушались, целевые показатели по итогам 2014 года достигнуты в значительной мере в связи с установлением ставки субсидий в зависимости от наличия в хозяйствах поголовья крупного рогатого и другого скота.
Кроме того, Департамент в письме от 24.09.2015 N 60-11-02/2516 сообщает, что вопрос о включении в расчет ставки субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства дополнительного показателя "наличие поголовья скота" прорабатывался губернатором Воронежской области <> с Министром сельского хозяйства <> в ходе его рабочей поездки в регион в июле 2014 года.
Также в феврале 2015 года на заседании Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации <> Минсельхозу России совместно Минфином России и Минэкономразвития России поручалось проработать вопросы:
- о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства с учетом использования критерия "наличие поголовья сельскохозяйственных животных" (прежде всего молочного и мясного скота);
- о возможности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства по затратам, понесенным на выполнение работ по уходу на площадях, используемых под сенокосы и пастбища в хозяйствах, имеющих поголовье мясного скота.
Указанные факты, по мнению Департамента, свидетельствуют о правильности принятого решения по перераспределению бюджетных средств, выделенных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства на развитие отрасли животноводства.
Минсельхоз России, привлеченный к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, в письме от 28.09.2015 N ВА-14-23/12517 сообщил, что в соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1431, субсидии в области растениеводства предоставляются на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Между Правительством Воронежской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено Соглашение N 47/14-с от 05.02.2015 (далее - Соглашение) о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъекту Российской Федерации. Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства". Согласно пункту 1.3 Соглашения Правительство Воронежской области использует субсидии в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, то есть в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1431.
Минсельхоз России, ссылаясь на полномочия субъектов Российской Федерации, определенные подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, подтверждает право субъекта Российской Федерации, в данном случае Воронежской области, разрабатывать нормативные правовые акты, определяющие Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и условия предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
В письме от 19.08.2015 N ЕГ-19-23/10811, направленном в ФАС России, Минсельхоз России сообщает, что расчет размера субсидии на оказание несвязанной поддержки субъекту Российской Федерации определяется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1431, исходя из:
- минимальной ставки субсидии на 1 гектар посевной площади в Российской Федерации, которая рассчитывается как отношение 60% общего объема субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, к общей посевной площади сельскохозяйственных культур в целом по Российской Федерации, утвержденной приказом Минсельхоза России от 11.01.2013 N 4 "Об установлении минимальной ставки субсидии на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур в Российской Федерации";
- коэффициента соотношения уровня интенсивности использования посевных площадей, рассчитываемого в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1431;
- показателя почвенного плодородия, который рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минсельхоза России от 11.01.2013 N 5 "Об утверждении Методики расчета показателя почвенного плодородия в субъекте Российской Федерации".
При расчете размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, используется посевная площадь сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях, в том числе используемая обособленными подразделениями, в соответствии с формой государственного статистического наблюдения 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур", предоставляемой Росстатом.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла к сведению право субъекта Российской Федерации, в данном случае Правительства Воронежской области, определять Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и условия предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области.
Проведя анализ нормативных правовых актов Воронежской области, касающихся предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в Воронежской области, Комиссия установила следующее.
Приказом Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 введены 3 категории сельхозтоваропроизводителей - получателей субсидии:
-не имеющие крупный рогатый скот: основное маточное поголовье, телки, нетели; мелкий рогатый скот; лошадей (далее - скот);
- занимающиеся производством овощей и картофеля и не имеющие скот;
- имеющие скот,
а также установлены ставки субсидий из средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, и ставки субсидий из средств областного бюджета, которые составляют 15,1 руб. на 1 га и 2,64 руб. на 1 га соответственно.
При этом для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством овощей и картофеля, помимо указанной ставки, вводится дополнительная ставка субсидий на 1 га посевной площади овощей и картофеля в размере 5 руб. из средств федерального бюджета и 0,875 руб. из средств областного бюджета, а для сельхозтоваропроизводителей, имеющих скот - дополнительная ставка на 1 условную голову в размере 1121 руб. из средств федерального бюджета и 218 руб. из средств областного бюджета.
Общий размер субсидии, причитающейся сельскохозяйственному товаропроизводителю, представляет собой сумму средств из федерального и областного бюджета, рассчитанную с учетом установленных ставок субсидий по каждому направлению деятельности сельхозтоваропроизводителя.
Указанным приказом Департамента также утверждается форма справки о наличии условного поголовья скота по состоянию на 01.05.2015 г., содержащая коэффициенты перевода поголовья скота в условное поголовье, а также форма справки-расчета на предоставление субсидий в 2015 году на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Проведя анализ расчета утвержденных Приказом Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 ставок субсидий, Комиссия установила следующее.
Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 1431, необходимо провести расчет минимальной стаки субсидии на 1 га посевной площади сельскохозяйственнымх культур. Вместе с тем, Приказ Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 не содержит расчеты минимальных ставок.
Расчет минимальных ставок приведен в ранее действующем Приказе Департамента от 16.02.2015 N 60-01-05/21 "Об утверждении ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2015 году" (далее - Приказ Департамента от 16.02.2015 г.), который в соответствии с пунктом 3 Приказа Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 признан утратившим силу.
Данные значения получены Департаментом на основании расчета минимальных ставок субсидий на один гектар посевной площади сельскохозяйственных культур из федерального и областного бюджетов, рассчитанных как отношение 60% общего объема субсидий, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, к общей посевной площади в целом по Воронежской области в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.
Указанный расчет соответствует расчету минимальной ставки субсидии на 1 гектар посевной площади в Российской Федерации, установленной Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1431.
Однако при расчете минимальной ставки субсидий Департаментом значительно занижена сумма средств, предусмотренная на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства, как из федерального, так и из регионального бюджетов.
Так, Соглашением, заключенным между Правительством Воронежской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на 05.02.2015 (день подписания) предусмотрено, что сумма средств, выделенных из федерального бюджета на субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", составляет 546 661,300 тыс. руб., а из бюджета Воронежской области по статье "оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" 314 223,0 тыс. руб. Кроме того, дополнительным соглашением от 30.04.2015 г. N 6 сумма средств, выделенных из федерального бюджета, увеличена до 862 298,100 тыс. руб., а из областного бюджета уменьшена до 160 961,0 тыс. руб.
При этом при расчете минимальных ставок Департамент исходит из суммы средств федерального бюджета в размере 72 270,0 руб., а из регионального бюджета - 12 647,0 руб.
Кроме того, Приказом Департамента от 16.02.2015 г. определено, что расчет ставки субсидий на 1 га посевной площади в хозяйстве определяется по формуле, учитывающей коэффициент валового производства всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых сельхозтоваропроизводителем, коэффициент плодородия почв и коэффициент бюджетной обеспеченности, что соответствует Правилам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации N 1431.
Комиссия, проанализировав указанные нормативные правовые акты, пришла к выводу, что принятие Приказа Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 и отмена Приказа Департамента от 16.02.2015, которым был утвержден расчет ставок субсидий в соответствии с федеральным законодательством, привели к исключению из расчета ставки субсидий значения минимальной ставки на 1 га посевной площади, коэффициента валового производства всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых сельхозтоваропроизводителем, и коэффициента плодородия почв по каждой посевной площади, что противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что Департамент Приказом от 06.07.2015 г. N 60-01-05/104 "О внесении изменений в приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 08.05.2015 N 60-01-05/70" внес изменения в Приказ Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 в части расчета ставки субсидий на 1 гектар посевной площади, увязав расчет субсидии исключительно с наличием поголовья скота. При этом размер ставки субсидии вновь был изменен и составил 382 руб. на 1 условную голову скота из средств федерального бюджета и 66 руб. на 1 условную голову скота из областного бюджета.
С целью изучения вопроса, каким образом внесенные Департаментом изменения в Приказ Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70 в части утверждения ставок на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства повлияли на доступность для сельхозтоваропроизводителей средств государственной поддержки в области растениеводства, Комиссией было принято решение провести анализ ситуации по данному вопросу за период с 1 января 2014 г. по 15 октября 2014 г., то есть за период, аналогичный рассматриваемому периоду в 2015 году (с 01.01.15 по 15.10.2015).
Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Из приведенных в таблице данных следует, что в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, значительно сократилось количество сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидию на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (с 1232 до 859), также сократился размер посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами, подлежащей субсидированию (с 2 079 362 га, до 1 780 273 га), при общей посевной площади сельскохозяйственных культур в Воронежской области 2 376 695 га (по данным Росстата).
При этом, если в 2014 году субсидии получили 1131 сельхозтоваропроизводителей, которые занимаются исключительно растениеводством, обрабатывая 1 618 958 га посевных площадей, то в 2015 году их число сократилось до 369, а размер используемой под выращивание продукции растениеводства посевной площади, подлежащей субсидированию, сократился до 605 752 га. При этом объем субсидий, предоставленный этим сельхозтоваропроизводителям, уменьшился почти в 10 раз - с 750 331 827 руб. в 2014 году до 76 679 970 руб. в 2015 году.
Количество сельхозтоваропроизводителей, совмещающих растениеводство с животноводством, имеющих право на получение субсидии, возросло с 80 в 2014 г. до 316 в 2015 г., объем предоставленных субсидий также увеличился с 361 518 008 руб. до 889 437 494 руб. соответственно.
Кроме того, количество сельхозпроизводителей, получивших субсидии, занимающихся животноводством, у которых отсутствуют посевные площади увеличилось с 21 до 155. Размер предоставленных этим сельхозтоваропроизводителям субсидий составил 17 869 793 руб. в 2014 году и 87 770 012 руб. в 2015 году.
Комиссией также проанализировано, как внесенные Департаментом изменения в приказы повлияли на размер предоставляемых субсидий сельхозтоваропроизводителям в зависимости от наличия скота.
Различие в размере предоставленной субсидии на несвязанную поддержку в области растениеводства сельхозтоваропроизводителям Воронежской области в 2015 году, имеющим сопоставимые посевные площади, в сравнении с хозяйствующими субъектами, совмещающими растениеводство с животноводством, представлено в таблице 2.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав мнения сторон, Комиссия установила следующее:
1. Разработка и утверждение порядка расчета ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениевосдтва осуществлены Департаментом в рамках установленных полномочий, в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 13.02.2015 N 74.
2. Обсуждение в феврале 2015 года на заседании Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации <> вопросов, касающихся возможности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства с учетом использования критерия "наличие поголовья сельскохозяйственных животных" (прежде всего молочного и мясного скота) не повлекло за собой внесения изменений в федеральное законодательство, в частности, в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 1431.
3. Приказ Департамента от 08.05.2015 г. N 60-01-05/70, включая редакцию указанного Приказа от 06.07.2015, не соответствует федеральному законодательству в части установления ставок на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в повышенном размере для сельхозпроизводителей, совмещающих растениеводство с животноводством, а также занимающихся исключительно разведением крупного и мелкого рогатого скота и лошадей. Кроме того, издание указанных нормативных правовых актов приводит к перераспределению средств, выделенных целевым образом на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства на 1 гектар посевной площади, в пользу сельхозтоваропроизводителей как совмещающих растениеводство с животноводством, так и занимающихся исключительно животноводством.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Основным средством производства для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся растениеводством, являются посевные площади, от плодородия которых зависит урожай. Улучшение плодородия почв достигается путем внесения достаточного количества органических и минеральных удобрений. Сельхозпроизводители Воронежской области, занимающиеся исключительно растениеводством, лишены возможности возмещения затрат на производство растениеводческой продукции, в том числе и затрат на приобретение удобрений в объеме, который мог бы быть ими приобретен исходя из суммы выделенных средств из федерального и областного бюджетов на государственную поддержку растениеводства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, выслушав мнения сторон, изучив представленные материалы, Комиссия пришла к выводу, что Департамент, внеся изменения в Приказ Департамента от 08.05.2015 N 60-01-05/70, включая редакцию указанного Приказа от 06.07.2015, создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области исключительно растениеводства, на территории Воронежской области по отношению к иным сельхозтоваропроизводителям, действующим на агропродовольственном рынке Воронежской области и совмещающим деятельность в области растениеводства с животноводством, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области.
Указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать Департамент аграрной политики Воронежской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с неоднократным внесением изменений в Приказ "Об утверждении ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2015 году", учитывающих при расчете ставок субсидий наличие у сельхозтоваропроизводителей поголовья скота и не основанных на наличии в хозяйствах посевных площадей, что не соответствует федеральному законодательству и создает дискриминационные условия для сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность исключительно в области растениеводства на территории Воронежской области, по отношению к иным сельхозтоваропроизводителям, действующим на агропродовольственном рынке Воронежской области и совмещающим деятельность в области растениеводства с животноводством, которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области.
2. В связи с тем, что действие Приказа Департамента "Об утверждении ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2015 году" распространялось на 2015 год, признать нецелесообразным внесение в него изменений.
3. Выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, при разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2016 году, не допускать создания дискриминационных условий для сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в области растениеводства на территории Воронежской области, по отношению к иным сельхозтоваропроизводителям, действующим на агропродовольственном рынке Воронежской области, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области.
4. Передать материалы дела для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
N 1-00-121/00-06-15
27 ноября 2015 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-00-121/00-06-15 в составе: <>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27 ноября 2015 года по делу N 1-00-121/00-06-15 о нарушении Департаментом аграрной политики Воронежской области (местонахождение: 394006, г. Воронеж, площадь им. Ленина, д. 12) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Департаменту аграрной политики Воронежской области при разработке нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2016 году, не допускать создания дискриминационных условий для сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в области растениеводства на территории Воронежской области, по отношению к иным сельхозтоваропроизводителям, действующим на агропродовольственном рынке Воронежской области, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области.
Проинформировать ФАС России о принятии нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета ставок субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Воронежской области в области растениеводства в 2016 году, в течение пяти рабочих дней со дня их принятия путем предоставления заверенных в установленном порядке копий указанных нормативных правовых актов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы N ЦА/67837/15 (опубликовано 27 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016