Решение Федеральной антимонопольной службы
от 18 ноября 2015 г. N ИА/65282/15
Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев, рассмотрев жалобу генерального директора АО "Сорбент" <> на действия (бездействия) сотрудников ФАС России, зарегистрированную за N 118121/15 от 22.10.2015, установил:
22.10.2015 в ФАС России поступила жалоба генерального директора АО "Сорбент" <> на действия (бездействия) членов инспекции ФАС России, проводивших 18.09.2015 проверочные мероприятия в отношении АО "Сорбент", на основании приказа ФАС России от 26.08.2015 N 778/15.
Согласно доводам генерального директора АО "Сорбент" <> при предъявлении указанного приказа о проведении внеплановой проверки в отношении АО "Сорбент" ему, как руководителю проверяемой организации, не были доведены права и обязанности. Также, по мнению заявителя, в нарушение п. 3.42. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 (далее - Административный регламент), члены инспекции ФАС России не предъявили ему служебных удостоверений и не были ему представлены.
Кроме того, по мнению <> при проведении проверочных мероприятий присутствовали сотрудники ФСБ России, которые, в нарушение п. 3.29. Административного регламента, приказом ФАС России от 26.08.2015 N 778/15 не были включены в состав инспекции, а также не были внесены в протокол осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица как участвующие лица. Указанные факты, по мнению заявителя, являются нарушением ч. 4 ст. 25.5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из доводов <> следует, что в нарушение п. 3.28. Административного регламента при проведении внеплановой выездной проверки антимонопольный орган не уведомил саморегулируемые организации, членом которых является АО "Сорбент".
Из жалобы также следует, что приказом о проведении внеплановой проверки не установлен период времени, за который необходимо проверить деятельность АО "Сорбент", что привело к копированию документов и информации за период деятельности предприятия, когда предмет данной проверки не существовал в правовом поле Российской Федерации.
Согласно доводам, указанным в жалобе, в предъявленном приказе о проведении проверки не перечислены предполагаемые нарушения проверяемого лица, которые, по мнению заявителя, должны быть поименованы в качестве оснований проведения проверки.
Также в ходе проверочных мероприятий членами инспекции постоянно оказывалось психологическое давление.
В своей жалобе заявитель указывает, что при копировании информации с компьютеров предприятия были допущены нарушения, содержимое электронных носителей, на которые осуществлялось копирование, не было представлено перед началом копирования, а также не были представлены результаты копирования. Кроме того, члены инспекции использовали флэш-накопители, предварительно не показав их содержимое, самостоятельно подключали их к компьютерам. Некоторые из осмотренных компьютеров не принадлежали проверяемому лицу - АО "Сорбент".
В кабинете сотрудника АО "Сорбент" <> членами инспекции была обнаружена и сделана копия "протокола видеоконференции", о происхождении которого <> якобы ничего не известно.
По мнению заявителя, все действия по копированию документов, содержащихся на бумажных и электронных носителях, производились в отсутствии понятых и представителей проверяемого лица. Скопированные документы подшивались и приобщались к протоколу осмотра без составления описи к протоколу.
В жалобе также указано, что некоторые члены инспекции ФАС России: <> а также двое понятых: <> и <> участвовавшие в проведении осмотра территорий, помещений и предметов АО "Сорбент", в течение всего времени проведения осмотра помещений общества не присутствовали. Так, указанные члены инспекции и понятые в период с 11 час. 10 мин. до 12 час. 00 мин. участвовали в проведении осмотра помещений ООО "СИЗ-Центр Внедрение".
В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23, ст. 24, 25, 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отношении АО "Сорбент", на основании приказа ФАС России от 26.08.25015 N 778/15, проводится внеплановая выездная проверка. Предметом настоящей проверки является соблюдение АО "Сорбент" требований антимонопольного законодательства (ст. 11, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с п. 3.43. Административного регламента в ходе проводимой проверки 18.09.2015 инспекцией ФАС России был осуществлен осмотр территорий, помещений, документов и предметов АО "Сорбент", расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Гальперина, д. 6.
Перед началом осмотра, в соответствии с п. 1.6. Административного регламента приказ о проведении проверки был доведен до сведения генерального директора АО "Сорбент" <> и ему вручена копия данного приказа, о чем им была сделана соответствующая отметка. В настоящем приказе от 26.08.2015 N 778/15 о проведении выездной внеплановой проверки в отношении АО "Сорбент", поименованы все члены инспекции, участвующие в контрольных мероприятиях, с указанием их служебных удостоверений. Также удостоверения членов инспекции были предъявлены генеральному директору АО "Сорбент" <> до начала проверочных мероприятий, разъяснены его права и обязанности, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе осмотра.
В соответствии с требованиями п. 3.24. Административного регламента в приказе о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО "Сорбент" были указаны члены инспекции ФАС России, осуществляющие настоящую проверку, при этом иные специалисты, эксперты, представители экспертных организаций, органов прокуратуры, правоохранительных и иных контролирующих органов к участию в проверке не привлекались и участие в проверочных мероприятиях не принимали. Сотрудники ФСБ России, находившиеся в помещениях АО "Сорбент" в период проведения проверочных мероприятий, действовали на основании собственных полномочий, участия в проверке, проводимой ФАС России, не принимали. В этой связи какие-либо отметки в протоколе, составленном по результатам осмотра территорий и помещений АО "Сорбент", об участии привлеченных к проверке сотрудников правоохранительных органов не вносились.
В ходе проведения проверки, согласно представленных проверяемым лицом (АО "Сорбент") сведениям, инспекцией ФАС России было установлено, что предприятие является членом СРО НП "Проектирование дорог и инфраструктуры", СРО НП "Строительные ресурсы" и СРО "Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты", которые, в соответствии с п. 3.28. Административного регламента, были уведомлены о проведении настоящей проверки письмами от 28.10.2015 N МО/59528/15, N МО/59529/15 и письмом от 23.10.2015 N МО/58609/15 соответственно.
При этом, согласно п. 14 ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требование статей 11 и 16 настоящего закона не допускается.
Довод заявителя о том, что приказом о проведении проверки в отношении АО "Сорбент" не установлен период времени, за который необходимо было проверить деятельность предприятия и предоставить документы с целью избежания получения у проверяемого лица копий документов за тот период, который не относится к предмету проверки, также является необоснованным. Приказ от 26.08.2015 N 778/15 о проведении внеплановой проверки содержит все сведения, указанные в ч. 7 ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Требований к указанию периода деятельности проверяемого лица, подлежащем проверке, антимонопольным законодательством, а также Административным регламентом не предусмотрено. Кроме того, при проведении контрольных мероприятий в отношении АО "Сорбент", на основании ст. 25.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 3.35. Административного регламента, п. 8 Приказа ФАС России от 26.08.2015 N 778/15 с документов и компьютеров сотрудников АО "Сорбент" была скопирована информация, относящаяся к предмету проверки.
Кроме того, п. 4 указанного приказа N 778/15 о проведении внеплановой выездной проверки, в соответствии с требованиями п. 3.24. Административного регламента, установлено, что основанием для проведения настоящей проверки является информация о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, содержащаяся в служебной записке Контрольно-инспекционного управления в сфере ГОЗ от 25.08.2015 N 30-9773-С/15, в целях выявления которой проводится внеплановая проверка. Административный регламент, а также Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иные нормативно-правовые акты, не содержат требование о необходимости указания в приказе о проведении проверки подозрений в отношении проверяемого лица.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы также не нашли свое подтверждение доводы относительно оказания давления со стороны членов инспекции ФАС России на сотрудников и представителей проверяемого лица, а также о допущенных в ходе осмотра и копирования информации и документов, содержащихся на бумажных и электронных носителях. Осмотр территорий, помещений, документов и предметов АО "Сорбент", в том числе, содержащихся на электронных носителях, а также их копирование проводилось в соответствии с требованиями п. 3.44. Административного регламента, в присутствии представителей проверяемого лица, а также понятых, сведения о которых содержатся в протоколе осмотра. Перед началом проверочных мероприятий, а также в ходе проведения осмотра понятым и представителю проверяемого лица неоднократно разъяснялись их права и обязанности. Копирование документов и информации осуществлялось на электронные носители, содержимое которых, перед началом копирования, было предъявлено для ознакомления понятым, представителям проверяемого лица, а также сотрудникам АО "Сорбент", компьютеры которых осматривались. В присутствии указанных лиц осуществлялось дальнейшее копирование информации с компьютеров проверяемого лица.
После копирования интересующей информации, электронные носители были предъявлены для ознакомления всем участвующим лицам, их серийные номера внесены в протокол осмотра, который был составлен членами инспекции ФАС России по результатам проведенного мероприятия, с которым также были ознакомлены все участвующие лица. Электронные носители, по окончанию осмотра и копирования информации на них, упакованы в конверты, клапана которых скреплены подписями понятых, представителей проверяемого лица, членами инспекции. Перечень полученных в ходе осмотра копий документов также был поименован в протоколе осмотра и они приобщены к протоколу в качестве приложений. Указанные приложения также предъявлены участвующим лицам для ознакомления, которые скрепили их своими подписями. Копия протокола осмотра вручена представителю проверяемого лица - генеральному директору АО "Сорбент" <> о чем имеется соответствующая отметка.
Изучением материалов проверок, проводимых в отношении АО "Сорбент" и ООО "СИЗ-Центр Внедрение", установлено следующее.
18.09.2015 инспекцией ФАС России в составе <> на основании приказа ФАС России от 26.08.2015 N 780/15, проведен осмотр помещений, документов и предметов ООО "СИЗ-Центр Внедрение", расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, д. 12. Данное мероприятие проводилось в период с 11 час. 10 мин. до 12 час. 00 мин., о чем указано в протоколе осмотра. В ходе осмотра присутствовали понятые <>
После окончания осмотра и оформления его результатов члены указанной инспекции, совместно с привлеченными понятыми, проследовали к месту проведения контрольных мероприятий в отношении АО "Сорбент". Учитывая, что указанные сотрудники ФАС России включены в состав инспекции, сформированной приказом ФАС России от 26.08.2015 N 778/15 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО "Сорбент", с целью оказания практической помощи при проведении проверочных мероприятий, приступили к проведению осмотра территорий, помещений, предметов и документов указанного общества.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе генерального директора АО "Сорбент" <> не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь п. 5.25. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340, решил:
Признать действия членов инспекции ФАС России, сформированной на основании приказа ФАС России от 26.08.2015 N 778/15, соответствующими Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340, и отказать в удовлетворении жалобы.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, установленном ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Копия настоящего решения направлена в АО "Сорбент" по адресу: г. Пермь, ул. Гальперина, д. 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 ноября 2015 г. N ИА/65282/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016