Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Королев В.Г., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.32-593/00-21-15, возбужденного в отношении <> в присутствии защитника
<> (по доверенности от 28.10.2015 б/н), которой разъяснены права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-11-58/00-21-14 о нарушении антимонопольного законодательства 26.12.2014 приняла решение о признании нарушением части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действий, выразившихся в заключении соглашения между группой лиц ЗАО "КЭС" и ЗАО "КЭС-Трейдинг" (до преобразования 01.10.2013 ООО "КЭС-Трейдинг"), а именно в заключении договоров и соглашений между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС" в отношении ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9", ОАО "Оренбургская ТГК" (впоследствии преобразованные в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК"), ОАО "Волжская ТГК" и между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ОАО "ТГК-5", а также в определении порядка взаимодействия между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС-Энергосбыт", которые привели к ограничению конкуренции путем завышения плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед, приводящего к увеличению цены на оптовом рынке электрической энергии в первой ценовой зоне, в том числе для генераторов - поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО "КЭС", в период с 01.01.2012 по 31.01.2013.
Суть действий заключалась в регулярном и существенном завышении объемов потребления со стороны гарантирующих поставщиков - покупателей оптового рынка, входящих в группу лиц ЗАО "КЭС", а именно ОАО "Свердловэнергосбыт", ОАО "Оренбургэнергосбыт", ОАО "Кировэнергосбыт" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - гарантирующие поставщики) (впоследствии ОАО "Оренбургэнергосбыт" переименовано в ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", а ОАО "Свердловэнергосбыт", ОАО "Кировэнергосбыт" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" преобразованы в форме присоединения к ОАО "ЭнергосбыТ Плюс"), в результате чего цена на электрическую энергию увеличивалась для всех участников, в том числе генераторов - поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО "КЭС", а именно ОАО "ТГК-5", ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9", ОАО "Оренбургская ТГК" и ОАО "Волжская ТГК" (далее - генерирующие компании) (впоследствии ОАО "ТГК-5", ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9" и ОАО "Оренбургская ТГК" преобразованы в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК").
Превышение планового потребления над фактическим (далее - отклонение) участником оптового рынка - потребителем электрической энергии, в том числе и гарантирующим поставщиком, на рынке на сутки вперед привело к востребованию более дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту равновесных цен на рынке на сутки вперед.
В соответствии с решением по делу N 1-11-58/00-21-14 с декабря 2011 года по январь 2013 года в отношении гарантирующих поставщиков зафиксирован существенный рост отклонений, который, в свою очередь, повлиял на рост цен на электрическую энергию в указанном периоде.
В рамках рассмотрения дела N 1-11-58/00-21-14 ФАС России было установлено, что 01.06.2011 между ЗАО "КЭС-Энергосбыт" и гарантирующими поставщиками были подписаны договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей организации и оказания услуг в области управления, в результате чего ЗАО "КЭС-Энергосбыт" получило полномочия единоличного исполнительного органа гарантирующих поставщиков. Позднее новые договоры, дающие ЗАО "КЭС-Энергосбыт" полномочия единоличного исполнительного органа гарантирующих поставщиков, были подписаны 01.01.2013.
Организация подачи заявок на оптовом рынке в отношении гарантирующих поставщиков регулируется регламентом взаимодействия по централизации подачи уведомлений ОАО "СО ЕЭС" и заявок ОАО "АТС" на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее - регламент взаимодействия), подписанный ЗАО "КЭС-Энергосбыт" и ЗАО "КЭС-Трейдинг" 12.01.2011. Регламент взаимодействия устанавливает порядок взаимодействия между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и энергосбытовыми компаниями группы лиц ЗАО "КЭС" в процессе осуществления операций на оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанных с подачей уведомлений в адрес ОАО "СО ЕЭС" и заявок на торговую площадку ОАО "АТС".
Кроме того, согласно приказу генерального директора ЗАО "КЭС-Трейдинг" <> от 20.12.2010 N 42-1, представленного ОАО "Свердловэнергосбыт", обязанности по централизованной подаче уведомлений ОАО "СО ЕЭС" и заявок ОАО "АТС" в отношении гарантирующих поставщиков возложены на Департамент по работе с энергосбытовыми компаниями ООО "КЭС-Трейдинг".
Между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС" заключен агентский договор от 01.01.2010 N ИД 2096-2009, которым в том числе определяется регламент взаимодействия ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ОАО "Волжская ТГК" (приложение N 1 к агентскому договору).
Согласно приложению 1 ЗАО "КЭС-Трейдинг" осуществляет, в том числе плановый и фактический расчет стоимости топлива и оперативный расчет маржинального дохода при долгосрочном планировании, в части передачи информации ЗАО "КЭС-Трейдинг" также осуществляет расчет ожидаемого значения маржинального дохода от реализации электроэнергии и теплоэнергии и мощности за месяц. Также ЗАО "КЭС-Трейдинг" в соответствии с приложением N 2 к агентскому договору от 01.01.2010 N ИД 2096-2009 планирует режим на сутки вперед, занимается краткосрочным и долгосрочным планированием, осуществляет сбор информации и предоставление ее руководству ОАО "Волжская ТГК", организовывает работу генерирующей компании на балансирующем рынке и осуществляет топливообеспечение.
Аналогичные регламенты взаимодействия, утвержденные ЗАО "КЭС" и ЗАО "КЭС-Трейдинг", имеются в отношении ОАО "ТГК-6" (начиная с 2008 года), ОАО "Оренбургская ТГК" (начиная с 2009 года) и ОАО "ТГК-9" (приложение N 1 к агентскому договору от 17.05.2008 N 1562/020/2008). Агентским договором от 04.07.2008 N 5579000019, заключенным между ООО "КЭС-Трейдинг" и ОАО "ТГК-5", предусмотрен регламент взаимодействия между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ОАО "ТГК-5".
Кроме того, согласно письму ЗАО "КЭС" от 19.02.2014 N б/н, функции ЗАО "КЭС-Трейдинг" применительно к генерирующим компаниям группы лиц ЗАО "КЭС" определена соответствующими агентскими соглашениями между генерирующими компаниями и ЗАО "КЭС-Трейдинг". На основании агентских договоров с ОАО "ТГК-5" от 04.06.2008 N 5579000019, ОАО "ТГК-6" от 31.05.2008 N 1747-ТГК, ОАО "Волжская ТГК" от 01.01.2010 N ИД 2096-2009, ОАО "Оренбургская ТГК" от 22.12.2009 N791, ОАО "ТГК-9" от 17.05.2008 N 1562/020/2008 ЗАО "КЭС-Трейдинг" обязуется от имени и за счет принципала за вознаграждение совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение прав и обязанностей, возникающих у принципала на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в соответствии с действующим законодательством, в том числе обеспечение продажи/покупки электроэнергии на рынке на сутки вперед и балансирующем рынке и подача заявки на участие в конкурентном отборе ценовых заявок на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Указанные регламенты взаимодействия, главным образом, направлены на централизацию в ЗАО "КЭС-Трейдинг" процессов продажи/покупки электрической энергии, процессов топливообеспечения генерирующих компаний, входящих в группу лиц ЗАО "КЭС" и на получение максимального маржинального дохода генерирующими компаниями, входящими в группу лиц ЗАО "КЭС".
Кроме того, вышеуказанными агентскими договорами утверждены регламентами взаимодействия ЗАО "КЭС-Трейдинг" с вышеперечисленными генерирующими компаниями группы лиц ЗАО "КЭС", в которых детально прописана процедура взаимодействия принципала и агента в процессах продажи электрической энергии и в процессах топливообеспечения.
ЗАО "КЭС", являющейся организацией управляющей и осуществляющей координацию деятельности в отношении генерирующих компаний ОАО "Волжская ТГК", ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-5", ОАО "Оренбургская ТГК", ОАО "ТГК-9" и гарантирующих поставщиков ОАО "Свердловэнергосбыт", ОАО "Кировэнергосбыт", ОАО "Оренбургэнергосбыт", ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", были заключены соглашения (договоры и регламенты) с ООО "КЭС-Трейдинг" (впоследствии преобразовано в ЗАО "КЭС-Трейдинг"). Результатом заключения таких соглашений явилось увеличение цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности, росту маржинального дохода генерирующих компаний в период с декабря 2011 года по январь 2013 года за счет завышения плановых объемов потребления гарантирующих поставщиков. Также исходя из соглашений генерирующие компании отказывались от самостоятельных действий на оптовом рынке в пользу ЗАО "КЭС-Трейдинг".
Управляющей компанией ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и гарантирующих поставщиков в указанный период являлось ОАО "КЭС-Энергосбыт". Управляющей компанией ОАО "Волжская ТГК" и генерирующих компаний в период являлось ЗАО "КЭС".
Таким образом, заявки гарантирующих поставщиков и генерирующих компаний в период подавались одной организацией ЗАО "КЭС-Трейдинг", которая не входила в группу лиц ЗАО "КЭС".
Пунктом 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является, в том числе рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, в период с декабря 2011 года по январь 2013 года вследствие действий гарантирующих поставщиков наблюдался рост цены на электрическую энергию в границах Первой ценовой зоны.
Например, увеличение индекса цены 13.05.2012 в 6-й час было более 13% в Удмуртской Республике (13,23%), Кировской области (13,21%) и Свердловской области (13,06%).
Повышение цен на электроэнергию ущемило интересы потребителей электрической энергии на оптовом рынке и создало дополнительный доход для генерирующих компаний Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии, в том числе для генерирующих компаний (ОАО "ТГК-5", ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9", ОАО "Волжская ТГК" и ОАО "Оренбургская ТГК").
Из письма некоммерческого партнерства "Совет рынка" от 04.06.2014 N СР-02/14-2351 следует, что начиная с октября 2011 года наблюдается значительный рост цены в заявках генерирующих компаний, а также, что последние определяющим образом влияли на цену с ноября 2011 года по август 2012 года.
В июле 2012 года рост средневзвешенных цен по станциям группы лиц составил 21%, что превышает уровень индексации тарифа на газ в 15% для потребителей Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии.
Таким образом, влияние на цену электрической энергии в первой ценовой зоне оказывали гарантирующие поставщики посредством завышения планового потребления над фактическим и генерирующие компании посредством повышения цен в ценовых заявках, подача которых от имени гарантирующих поставщиков и генерирующих компаний осуществлялась ЗАО "КЭС-Трейдинг", которое, в свою очередь, также осуществляет деятельность по топливообеспечению генерирующих компаний.
Гарантирующие поставщики имели возможность надлежащим образом планировать потребление, однако, не использовали такую возможность, нарушая Закон о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП установлена ответственность должностных лиц и юридических лиц за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно за участие в нем.
ЗАО "КЭС-Трейдинг" (ОГРН 1135904016335, ИНН 5904294850) было создано 01.10.2013 путем реорганизации ООО "КЭС-Трейдинг" в форме преобразования его в ЗАО "КЭС-Трейдинг" по решению единственного участника ООО "КЭС-Трейдинг" - компании "Мерол Трейдинг Лимитед" (Merol Trading Limited). Как следует из материалов дела, генеральным директором ООО "КЭС-Трейдинг" с 12.04.2011 являлся <> Данная запись в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена 11.05.2011, что подтверждается выпиской.
Согласно пункту 15.1 устава ЗАО "КЭС-Трейдинг" (в редакции от 15.08.2011) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором. В соответствии с пунктом 15.3 устава к компетенции генерального директора общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. В силу пункта 15.4 устава генеральный директор общества без доверенности действует от имени общества, в том числе с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством, и уставом общества.
Согласно объяснениям <> полученным в ходе выездной внеплановой проверки в отношении ЗАО "КЭС-Трейдинг", ЗАО "КЭС-Трейдинг" оказывает агентские услуги генерирующим компаниям, находящимися под управлением ЗАО "КЭС".
Кроме того, ЗАО "КЭС-Трейдинг" формирует и подает ценовые заявки на оптовый рынок электроэнергии и мощности в отношении генерирующих компаний ЗАО "КЭС".
<> являлся должностным лицом в смысле статьи 2.4 КоАП ЗАО "КЭС-Трейдинг" в период исполнения договоров и соглашений между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС" в отношении ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9", ОАО "Оренбургская ТГК" (впоследствии преобразованные в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК"), ОАО "Волжская ТГК" и между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ОАО "ТГК-5", а также в момент реализации порядка взаимодействия между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС-Энергосбыт", то есть принимал участие в их реализации. Вместе с тем, <> был подписан ряд дополнительных соглашений к агентским договорам, в которых он выступал от имени агента.
Таким образом, в действиях <> (генерального директора ЗАО "КЭС-Трейдинг") содержатся признаки нарушения, выразившегося в заключении дополнительных соглашений к агентским договорам, а также в реализации договоров и соглашений между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС" в отношении ОАО "ТГК-6", ОАО "ТГК-9", ОАО "Оренбургская ТГК" (впоследствии преобразованные в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК"), ОАО "Волжская ТГК" и между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ОАО "ТГК-5", а также в реализации порядка взаимодействия между ЗАО "КЭС-Трейдинг" и ЗАО "КЭС-Энергосбыт", которые привели к ограничению конкуренции путем завышения плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед, приводящего к увеличению цены на оптовом рынке электрической энергии в Первой ценовой зоне, в том числе для генераторов - поставщиков, входящих в группу лиц ЗАО "КЭС", в период с 01.01.2012 по 31.01.2013, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП.
Решение по делу N 1-11-58/00-21-14 изготовлено в полном объеме 26.12.2014.
Согласно пункту 3 статьи 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением ФАС России по делу N 1-11-58/00-21-14, протоколом N 4-14.32-593/00-21-15 об административном правонарушении от 29.10.2015, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у <> имелась возможность не совершать указанных действий, однако <> этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.32 КоАП.
Срок давности привлечения <> к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении
N 4-14.32-593/00-21-15 обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении
N 4-14.32-593/00-21-15 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.32 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП, постановил:
Признать <> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н
"Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
Банк получателя
Операционный департамент Банка России г. Москва 701
Банка России
г. Москвы
БИК - 044501002
Счет - N 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (499) 755-23-24.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2015 г. N ВК/63677/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016