Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 11 марта 2016 г. N 07-03ПР/16-22
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председатель комиссии:
Поповой И.Н. - заместитель руководителя;
члены комиссии:
Полищук М.С. - начальник отдела контроля органов власти;
Гисматуллин Р.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,
при участии:
<> - представителя ООО "Вымпел" по доверенности от 04.03.2016 N б/н;
<> - представителя МАУК "МГПС" по доверенности от 25.01.2016 N6;
<> - представителя МАУК "МГПС" по доверенности от 26.02.2016 N 8,
<> - генерального директора ООО "Защита",
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Вымпел" (далее - Заявитель) на действия МАУК "МГПС" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок на оказание охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности на объектах МАУК "МГПС" с применением технических средств контроля и выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения; номер извещения на официальном сайте N 31603328973, дата размещения 17.02.2016 (далее - Запрос котировок), установила:
Из существа жалобы следует, что, по мнению Заявителя, предусмотренное подпунктом 3 пункта 2.2 Технического задания Запроса котировок требование к оказываемым услугам о наличии у исполнителя разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов является не соответствующим объекту закупки и излишним. Кроме того, Заявитель считает не относящимся к предмету закупки требование Заказчика, установленное пунктом 1.3 Технического задания, в части обязанности исполнителя по осуществлению монтажа, установки и наладки охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения на объекте (складе-ангаре), расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Лобова, 15.
Заказчик и представитель ООО "Защита" (участник Запроса котировок) возражали против удовлетворения требований Заявителя, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в жалобе, Заказчиком представлены письменные возражения по существу жалобы.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив представленные сторонами доводы и документы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223 ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Рассматриваемый запрос котировок проводится Заказчиком в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг муниципального автономного учреждения культуры "Мурманские городские парки и скверы" (МАУК "МГПС"), утвержденным Наблюдательным советом МАУК "МГПС" протоколом N 24 от 25.06.2014 года. (далее - Положение о закупках).
Способ закупки определяется заказчиком для каждого конкретного товара, работы и услуги (пункт 3.1 Положения о закупке).
Способ размещения рассматриваемой закупки - открытый запрос котировок. Предметом закупки является право на оказание охранных услуг и обеспечение пожарной безопасности на объектах МАУК "МГПС", с применением технических средств контроля и выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения. Закупка состоит из одного лота с начальной ценой договора 2 500 264,00 руб.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, помимо иного, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В силу подпункта 14.3.3 Положения о закупке, в документации о проведении запроса котировок должны быть указаны сведения в соответствии с пунктом 6.4 настоящего Положения.
Согласно подпункту 6.4.1 Положения о закупке, конкурсная документация, в числе иного, содержит установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация разрабатывается и утверждается Заказчиком и содержит требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (подпункт 6.4.9 Положения о закупке).
Требования к участникам процедуры торгов установлены в Разделе 3 документации о проведении запроса котировок.
Пунктом 2.2 Технического задания закупочной документации, Заказчиком установлено требование к участникам о наличии копии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в соответствии Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В соответствии с частью 1 статьей 24 Закона о связи, право на использование радиочастотного спектра предоставляется уполномоченным органом посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
При рассмотрении жалобы представителем Заказчика было дано пояснение, что мобильная сотовая телефонная связь не приспособлены для решения задач, требующих оперативного реагирования и высокой надежности связи при осуществлении охраны зон отдыха граждан.
Согласно представленных возражений Заказчика, на охраняемых объектах МАУК "МГПС" (зонах отдыха горожан) могут образовываться массовые скопления граждан, в период проведения праздничных и иных культурно-массовых мероприятий на охраняемых объектах могут происходить затруднения и сбои работы устройств мобильной сотовой связи, в связи с чем, необходимый уровень оперативности реагирования и поддержания связи между постами охраны и оперативными службами с использованием такого вида связи представляется затруднительным. В отличии от данного вида связи, оперативная радиосвязь (с использованием выделенных радиоканалов) обладает высокой скоростью соединения и работает бесперебойно. Среди функциональных особенностей оперативной радиосвязи - возможность прямого ускоренного доступа к абонентам соответствующей группы (групп/зон оповещения), к диспетчерам сети, различные типы и приоритеты вызовов, возможность установления соединений в режиме прямой связи "абонент-абонент", приспособленность конструкции и технических параметров абонентских терминалов к сложным эксплуатационным условиям. В экстренных ситуациях оперативной радиосвязи присуще сохранение надлежащей работоспособности и оперативности.
Учитывая изложенное, Комиссия Мурманского УФАС полагает, что Заказчик, в соответствии с требованиями пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и Положением о закупках, обоснованно установил требование к участникам закупки о наличии копии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, поскольку данные требования соответствуют установленным требования к качеству и характеристикам закупаемых услуг, а рассматриваемый первичный довод жалобы является необоснованным.
В связи со вторичным доводом Заявителя о несоответствии предмету закупки требования Заказчика, установленного пунктом 1.3 Технического задания, в части обязанности исполнителя по осуществлению монтажа, установки и наладки охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения на объекте (складе-ангаре), расположенном по адресу: г. Мурманск, ул. Лобова, 15, Комиссия Мурманского УФАС России установила следующее.
В пункте 1.3 Технического задания документации Заказчиком указано требование к объему услуг и характеристике объекта охраны по адресу: г. Мурманск, ул. Лобова, 15, склад-ангар, площадью 458,1 кв.м. Назначение помещения - одноэтажное, нежилое, металлокаркас, предназначено для хранения материальных ценностей под склад. Техническими средствами охранно-пожарной сигнализации не оборудован. Охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение монтируются Исполнителем за счет собственных средств. Оказание охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности осуществляется круглосуточно, с выводом сигналов на ПЦН Исполнителя.
В связи с чем, пунктом 2.2 Технического задания установлено требование к участникам закупки в виде обязательного наличия действующей лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Как следует из представленных письменных возражений, Заказчиком не заявлялось отдельное требование по монтажу, установке и наладке охранно-пожарной сигнализации и видеоконтроля. Поскольку предметом закупки является оказание охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности на объектах МАУК "МГПС", с применением технических средств контроля и выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения, то есть комплексная единая услуга по охране объектов и имущества.
Кроме того, по мнению Заказчика, на одном предприятии экономически невыгодно и нецелесообразно заключать отдельные договоры на охрану объектов и имущества, монтаж, установку и наладку охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения, если эти услуги могут оказываться в комплексе с использованием единой системы технических мероприятий.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными принципами, в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, в рассматриваемых обстоятельствах вторичный довод жалобы также признается необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС признает жалобу ООО "Вымпел" необоснованной, а рассматриваемые действия Заказчика не нарушающими требования Закона N 223-ФЗ и Положения о закупке.
Вместе с тем, Комиссия Мурманского УФАС считает, что Заказчик неправомерно установил в документации Запроса котировок требование к участникам об обязательном наличии действующей лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, ввиду того, что монтаж охранно-пожарной сигнализации за счет собственных средств участника может быть произведен как силами самого участника, так и иной специализированной организацией, обладающей необходимой действующей лицензией.
Однако, для решения вопроса о наличии либо отсутствии в таких действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Мурманского УФАС находит необходимым передать материалы настоящего дела для рассмотрения на предмет наличия признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС решила:
1. Жалобу ООО "Вымпел" на действия МАУК "МГПС" при проведении открытого запроса котировок на оказание охранных услуг и обеспечения пожарной безопасности на объектах МАУК "МГПС" с применением технических средств контроля и выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения (номер извещения на официальном сайте N 31603328973, дата размещения 17.02.2016) признать необоснованной.
2. Передать материалы рассмотрения жалобы N 07-03пр/16-22 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 11 марта 2016 г. N 07-03ПР/16-22
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016