Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела N 4-14.3-984/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Джонсон & Джонсон" (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002), установил:
Реклама лекарственного препарата Париет распространялась ООО "Джонсон & Джонсон" с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда.
В рекламном ролике лекарственного препарата Париет схематично показывается, как препарат борется с изжогой, возникающей после еды, и демонстрируется упаковка препарата Париет с дозировкой 10 мг.
Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств лекарственный препарат "Париет" имеет регистрационный номер П N011880/01, в состав препарата входит активное вещество рабепразол натрий, препарат относится к фармакотерапевтической группе средств, понижающих секрецию желез желудка - протонного наноса ингибитор, препарат выпускается в форме таблеток с дозировкой 10 мг и 20 мг.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата "Париет", утвержденной при регистрации препарата в 2011 г., условие отпуска из аптек препарата в дозировках 10 мг и 20 мг совпадали - по рецепту.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата "Париет", утвержденной в 2014 г., условие отпуска из аптек препарата в дозировке 10 мг изменилось, и препарат в данной дозировке отпускается без рецепта. Отпуск препарата в дозировке 20 мг не изменился - по рецепту.
Продвигается лекарственный препарат Париет на российский рынок компанией ООО "Джонсон & Джонсон", являющейся владельцем регистрационного удостоверения данного препарата.
Рецептурная и безрецептурная дозировка препарата Париет (РЛС Париет 20 мг и ЛС Париет 10 мг) имеют общее регистрационное удостоверение П N011880/01 и обращаются на российском рынке под одним наименованием и в упаковках, дизайн которых обладает сходством.
Упаковки обоих дозировок препарата обладают общими характерными чертами - сходная цветовая гамма, идентичный шрифт для обозначения наименования, а общая композиция, стиль и манера исполнения обоих упаковок очевидно близки.
Упаковки различаются только оттенками используемого цвета, пометкой о массе содержащегося активного вещества и другими мелкими деталями, которые не влияют на общее восприятие упаковок.
С учетом изложенного можно заключить о том, что в целом отдельные отличия упаковок препарата Париет в дозировка 10 мг и 20 мг не способны должным образом индивидуализировать препарат в дозировках, отпускаемых по рецептам и без рецепта врачей, и соответственно не влияют на различительную способность названий товаров и их упаковок при восприятии потребителями их рекламы. В связи с этим лекарственный препарат Париет в дозировке 10 мг в рекламе ассоциируются с препаратом Париет в дозировке 20 мг.
Формированию ассоциации потребителями препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта, с его рецептурной дозировкой способствуют как сходство дизайна упаковок и идентичное наименование, так и аналогичные показания к применению и совпадающие цели применения обоих дозировок препарата - лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Усиливается эффект такой ассоциации тем, что у рекламируемого препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта, места реализации полностью совпадают с местами реализации препарата Париет в дозировке, отпускаемой по рецепту: и в том, и в другом случае это аптечные сети.
Учитывая изложенное, реклама лекарственного средства Париет с содержанием активного вещества 10 мг вызывает прочные ассоциативные связи с лекарственным препаратом Париет, содержащим 20 мг активного вещества и отпускаемым по рецепту врача.
Согласно пункту 16 Письма Президиума ВАС N 37 от 25.12.98 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама этого товара.
Таким образом, распространявшаяся с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда реклама лекарственного препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта врача, призвана формировать, поддерживать интерес и способствовать реализации препарата Париет в дозировке, отпускаемой по рецепту врача, и является рекламой последнего.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной рекламой признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 2 статьи 5 и части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 24 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Джонсон & Джонсон" (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО "Джонсон & Джонсон" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО "Джонсон & Джонсон" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе лекарственного препарата Париет, распространявшейся с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия - 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда.
Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 5 и частью 8 статьи 24, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Применить к ООО "Джонсон & Джонсон" меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 701
ИНН 7710568760
КПП 771001001
БИК 044501002
р/с 40101810500000001901
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45328000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте tyuryaev@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.40(2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы N АК/62427/15 (опубликовано 11 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016