Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ГК "Ростех": <>- доверенность от 20.10.2015 N15, <> - доверенность б/н от 20.10.2015, <> - доверенность б/н от 20.10.2015;
представители ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" от 12.10.2015 N 1-1210\15 на действия (бездействие) заказчика Государственной корпорации "Ростех" при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий (извещение N 31502769466) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" (далее - Заявитель) от 12.10.2015 N 1-1210\15 (вх. от 13.10.2015 N 112624/15) на действия (бездействие) заказчика Государственной корпорации "Ростех" (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий (извещение N 31502769466) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (Протокол от 18 марта 2015 г. N 2) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
17.09.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно: закупочной комиссией Заказчика при проведении оценки заявок на участие в Запросе предложений по критерию оценки "Квалификация участника закупки" участнику ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" выставлено "0 баллов" при наличии в составе заявки на участие в Запросе предложений документов, подтверждающих наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Аналогичные требования установлены в подпункте 21 пункта 14.3.6 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 4.16.2 Документации оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки (включая подкритерии оценки, а также содержание и значимость (весомость) каждого критерия/подкритерия оценки) и в порядке, установленными приложением N 2 к информационной карте. Применение иного порядка и/или критериев оценки, кроме предусмотренных в Документации, не допускается.
Согласно пункту 4.16.4 Документации оценка и сопоставление заявок производится закупочной комиссией только на основании анализа представленных в составе заявок документов и сведений.
В Приложении N 2 к информационной карте Документации указано, что оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений производилась на основании следующих критериев:
1) "Цена договора", значимость (весомость) критерия - 80 %;
2) "Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг", значимость (весомость) критерия -10%;
3) "Квалификация участника закупки", значимость (весомость) критерия -10 %.
При этом согласно пункту 3 Приложения N 2 к информационной карте Документации критерий "Квалификация участника закупки" включает в себя 1 (один) показатель (подкритерий): "Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема". В рамках подкритерия "Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема" оценивается наличие в 2011-2015 г. опыта поставки товара по предмету закупки, подтвержденного договорами, стоимость каждого из которых составляет не менее 6 000 000 рублей. Подтверждающими документами являются: копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и актов сдачи-приемки, товарных накладных, счетов фактур к представленным договорам, подтверждающих опыт успешной поставки товара в течение заявленного периода (информация, составляющая коммерческую и иную тайну, может быть удалена). При этом непредставление указанных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Таким образом, для оценки заявки по показателю (подкритерию) "Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема" участнику Запроса предложений необходимо представить копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отвечающие требованиям пункта 3.1 приложения N 2 к информационной карте Документации.
Согласно пункту 3.1 приложения N 2 к информационной карте Документации в случае отсутствия таких договоров заявке по данному показателю (подкритерию) присваивается 0 баллов.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 07.10.2015 г. N 3 Заявителю по показателю (подкритерию) "Наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема" присвоено 0 баллов.
В ходе изучения представленной на заседание Комиссии ФАС России заявки ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" Комиссией ФАС России установлено, что Заявителем для оценки заявки на участие в Запросе предложений по указанному показателю (подкритерию) оценки представлены следующие документы:
- копия Спецификации от 28.05.2015 N 48 с ООО "Бакарди Рус" к Договору поставки N 09/311 от 18.03.2009 на поставку сумки-сетки с информацией о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции - виски "William Lawsan's" в количестве 16500 упаковок на сумму 12 678 864,00 руб. (с НДС);
- копия Спецификации N 1 от 17.03.2015 с ЗАО "РПС" к Договору поставки N 4834-14 от 09.10.2015 на поставку товаров на общую сумму 296900 у.е. (с НДС).
Вместе с тем, участником Запроса предложений ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" не представлены копии договоров поставки N 09/311 от 18.03.2009, N 4834-14 от 09.10.2015, копии актов сдачи-приемки, товарных накладных, счетов-фактур, что не позволяет оценить наличие опыта успешной поставки продукции, и не отвечает пункта 3.1 приложения N 2 к информационной карте Документации.
Учитывая, изложенное, закупочной комиссией Заказчика правомерно при проведении оценки заявок на участие в Запросе предложений по критерию оценки "Квалификация участника закупки" участнику ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" выставлено "0 баллов".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом 4 пункта 2.2.1 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что из Документации не представляется возможным определить опыт поставки какого товара принимается в качестве сопоставимого предмету Запроса предложений, а именно, опыт поставки какого товара сопоставим поставке сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий.
Таким образом, установление вышеуказанного требования о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 2.2.1 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия ФАС приходит к выводу, что оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений по критерию оценки "Квалификация участника закупки", который ненадлежащим образом определен в Документации, нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на итоги проведения Запроса предложений.
3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Документации ".поставщик, заинтересованный в предмете закупки, вправе направить организатору закупки запрос о разъяснении положений документации о закупке, начиная с момента официального размещения извещения и документации о закупке, в срок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что по результатам проведения Запроса предложений заключен договор поставки от 07.10.2015 N РТ/1531-11960.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ДИДЖИТАЛ-ЭРГО" от 12.10.2015 N 1-1210\15 (вх. от 13.10.2015 N 112624/15) на действия (бездействие) заказчика Государственной корпорации "Ростех" при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку сувенирной продукции с символикой Корпорации для распространения в ходе рекламно-выставочных мероприятий (извещение N 31502769466) (далее - Запрос предложений) необоснованной.
Признать Государственную корпорацию "Ростех" нарушившей часть 1 статьи 2, пункты 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с тем, что установленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений и по результатам проведения Запроса предложений заключен договор, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.10.2015 N 223-ФЗ-315/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 октября 2015 г. N 17/59008/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016