Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова": <> - доверенность от 20.10.2015 N 041/135/2015-ДОВ,
АО "АТОМКОМПЛЕКТ": <> - доверенность от 17.02.2015 N 304/32/2015-ДОВ,
ООО "ПО "ОСКАР РУ": <> - доверенность от 15.10.2015 б/н, <> - доверенность от 15.10.2015 б/н,
рассмотрев жалобу ООО "ПО "ОСКАР РУ" от 09.10.2015 N 17-12/10-1 на действия заказчика АО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова", организатора торгов АО "АТОМКОМПЛЕКТ" при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение N 31502449065), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ПО "ОСКАР РУ" от 09.10.2015 N 17-12/10-1 (далее - Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 14.10.2015 N ИШ/41152 на действия заказчика АО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова" (далее - Заказчик), АО "АТОМКОМПЛЕКТ" (далее - Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение N 31502449065) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика, Организатора торгов регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
09.06.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, Документации:
начальная (максимальная) цена договора - 1 006 570 555 рублей;
дата и время окончания подачи заявок - 07.08.2015 в 12:00;
дата рассмотрения первых частей заявок - 17.08.2015;
дата и время проведения аукциона - 08.09.2015 в 10.00;
дата рассмотрения вторых частей заявок - 06.10.2015;
на участие в Аукционе подано 4 заявки;
по результатам рассмотрения первых частей заявок 4 заявки допущены к у участию в Аукционе;
02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора торгов принявших необоснованное решение об отмене проведения Аукциона.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией ФАС России перенесено рассмотрение жалобы с 20.10.2015 на 21.10.2015.
Рассмотрев представленные на заседание Комиссии ФАС России материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 15.5.3 Положения о закупках, отказ от проведения аукциона осуществляется в случаях, указанных в пункте 14.5.6, в сроки согласно пункту 14.5.5, в порядке, указанном в пункте 14.5.5.1.
Согласно пункту 14.5.5 Положения о закупках, Организатор конкурса по решению заказчика в случаях, указанных в пункте 14.5.6, отказывается от его проведения в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, при этом такой срок не может быть установлен позднее 5 дней до дня окончания подачи заявок. Если такой срок в извещении о проведении конкурса не указан - не позднее 30 дней (20 дней - для заказчиков 1 группы) до дня окончания срока подачи заявок.
Пунктом 21 Извещения установлено, что:
"Отказ организатора аукциона от проведения аукциона по решению заказчика, не позднее пяти дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, в указанных ниже случаях не приводит к каким-либо последствиям для организатора аукциона:
изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;
изменения потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;
при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки.
Извещение об отказе от проведения аукциона или любого лота аукциона, содержащее обоснование такого отказа, подписывается руководителем заказчика и размещается организатором аукциона в течение того же рабочего дня (а если извещение об отказе от проведения аукциона получено организатором после 18 часов по месту нахождения организатора аукциона- в течение следующего рабочего дня) в порядке, установленном для размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации".
Согласно Извещению, Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.08.2015 в 12:00.
02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.
Согласно письму Заказчика от 02.10.2015 N 041-98.5/17588 (далее - Письмо), Аукцион отменен в связи с вступлением 01.09.2015 в законную силу Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (в редакции от 13.07.2015), и в связи с несоответствием проекта договора, представленного в составе аукционной документации (часть 3) новым требованиям, указанного нормативного акта, в целях обеспечения надлежащего исполнения требований федерального законодательства принятого решения об отказе от проведения Аукциона.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанное в Письме основание для отмены проведения Аукциона, не предусмотрено Извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об Аукционе, а также не является препятствием для проведения Аукциона, следовательно не может являться основанием для одностороннего отказа Заказчика от заключения и исполнения договора.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов об отмене проведения Аукциона по основаниям не предусмотренным Законом о закупках, Положением о закупках, Извещением, документацией об Аукционе, противоречит пункту 15.5.3 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в адрес ОАО "СМК" и ООО "Крафт" от Заказчика поступили письма-запросы от 29.09.2015 N 304/4790 от 29.09.2015 N 304/4791 о подтверждении готовности обеспечения доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" на территории ОАО "СМК" и ООО "Крафт" для проведения оценочного аудита производства ОАО "СМК" и ООО "Крафт".
Представители Заказчика, Организатора торгов пояснили, что целью аудита является оценка потенциальной возможности Заявителя изготовления и поставки продукции, соответствующей требованиям документации об Аукционе.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что пунктом 15.12.1 Положения о закупках указанно, что отстранение участника аукциона осуществляется в случаях и в порядке, указанных в подразделе 14.14.
Подпунктом "а" пункта 14.14.1 Положения о закупках установлено, что:
"В любой момент вплоть до подписания договора конкурсная комиссия должна отстранить участника конкурса, в том числе допущенного, в случаях:
обнаружения недостоверных сведений в заявке и (или) ее уточнениях согласно п. 14.8.4. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в конкурсе, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке".
Пунктом 14.8.4 Положения о закупках установлено, что:
"В ходе рассмотрения заявок конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в конкурсе, на основании которого организатор конкурса направляет уточняющие запросы".
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Положением о закупках, документацией об Аукционе не предусмотрена возможность проведения выездного оценочного аудита предприятий участников закупки, кроме того не предусмотрен порядок проведения указанного аудита.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов о проведении оценочного аудита производства ООО "Крафт" с обеспечением доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей" на территорию ООО "Крафт", противоречит пункту 15.12.1 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ПО "ОСКАР РУ" от 09.10.2015 N 17-12/10-1 на действия заказчика АО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова", организатора торгов АО "АТОМКОМПЛЕКТ" при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение N 31502449065) обоснованной.
Признать АО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова", АО "АТОМКОМПЛЕКТ" нарушившими часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов от 21.10.2015 по делу N 223-ФЗ-306/15, по данному делу предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 октября 2015 г. N 17/59032/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016