Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
СПб ГУП "Пассажиравтотранс": XXXXXXXXXXXX - доверенность от 16.09.2015 N 96, XXXXXXXXXXXX - доверенность от 24.08.2015 N 98,
ООО "Ликинский автобусный завод": XXXXXXXXXXXX - доверенность от 13.09.2015 N 77АЕ8618775,
рассмотрев жалобу ООО "Ликинский автобусный завод" от 06.10.2015 N б/н на действия заказчика СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке автобусов для социальных перевозок большого класса для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31502765038), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Ликинский автобусный завод" (далее - Заявитель), от 06.10.2015 N б/н (вх. от 06.10.2015 N 109500/15) на действия заказчика СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке автобусов для социальных перевозок большого класса для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31502765038) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках СПб ГУП "Пассажиравтотранс", утвержденное генеральным директором СПб ГУП "Пассажиравтотранс" 01.09.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
16.09.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, Документации:
начальная (максимальная) цена договора - 1 093 718 180 рублей;
дата и время окончания подачи заявок - 07.10.2015 в 14:00;
дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.10.2015;
дата и время проведения аукциона - 09.10.2015 в 11.00;
на участие в Аукционе одна одна заявка от ООО "Глобал БАС";
Заказчиком заключен договор от 08.10.2015 N ДО/ПТУ-35 с ООО "Глобал БАС" (далее - Договор).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, что выразилось в следующем:
Заказчиком в документации об Аукционе не предусмотрена возможность заключения договора фракторинга с банком.
Заказчиком установлено излишнее требование о наличии действующего сертификата "Одобрение типа транспортного средства" на момент подачи заявки на участи в Аукционе.
Заказчиком предусмотрено обеспечение заявки и исполнения договора, что влечет к ограничению количества участников закупки.
Рассмотрев представленные на заседание Комиссии ФАС России материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 1.5 Положения о закупках положение применяется в случаях, когда размещение заказа осуществляется для нужд и за счет собственных средств Заказчика.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что документацией об Аукционе, Положением о закупках, Договором не предусмотрена возможность заключения договора фракторинга с банком.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств подтверждающих, что непредставление возможности заключения договора фракторинга с банком, ограничивает количество участников закупки.
На основании изложенного, довод Жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3 статьи 1 Раздела 1 Положения о закупке.
Пунктом 2 части 7 Раздела 2 тома 1 Документации установлено, что состав заявки представляемой участником, определен пунктом 7 тома 2 (Специальная часть) документации об аукционе.
Согласно пункту 6 части 7 "Документы, входящие в состав заявки" тома 2 Документации, заявка, представленная участником, должна содержать:
"Копии документов, подтверждающих соответствие Товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким Товарам, работам, услугам:
- действующий, на момент проведения аукциона сертификат "Одобрение типа транспортного средства" на предлагаемую модель автобуса для социальных перевозок или его надлежащим образом заверенная копия, включающей в себя все приложения к вышеназванному документу и поименованные в нем".
На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заявителя пояснил, что сертификат "Одобрение типа транспортного средства" Заявителем может быть получен в случае признания Заявителя победителем.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено доказательств, обосновывающих целесообразность предоставления сертификата "Одобрение типа транспортного средства" в составе заявки участников закупки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленное требование Заказчиком в пункте 2 части 7 Раздела 2 тома 1 Документации излишнее требование к участникам Аукциона о предоставлении сертификата "Одобрение типа транспортного средства" в составе заявки, противоречит пункту 1.3 статьи 1 Раздела 1 Положения о закупке и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Согласно пунктам 11.1, 11.2 Положения о закупках заказчик вправе установить в закупочной документации обеспечение заявки на участие в закупочной процедуре, а также обеспечение исполнения обязательств по договору.
Пунктом 1 части 5 тома 2 Документации установлено требование о предоставлении обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере 10 000 000 рублей (десять миллионов рублей).
Пунктом 1 части 6 тома 2 Документации установлено требование о предоставлении обеспечение исполнения договора в размере в размере 10% от суммы договора.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что установление Заказчиком обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре, а также обеспечение исполнения обязательств по договору, влечет к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Ликинский автобусный завод" от 06.10.2015 N б/н на действия заказчика СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по поставке автобусов для социальных перевозок большого класса для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N 31502765038) обоснованной в части установления требования о наличии действующего сертификата "Одобрение типа транспортного средства" на момент подачи заявки на участи в Аукционе.
Признать СПб ГУП "Пассажиравтотранс" нарушившим часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В связи с тем, что по итогам проведения Аукциона Заказчиком заключен Договор, предписание не выдавать.
Передать материалы дела от 12.10.2015 по делу N 223-ФЗ-295/15 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2015 г. N 17/56569/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016