Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России)
при участии представителей:
ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП": Ширинкина М.В., Янушкевича В.В. - доверенность от 05.10.2015 N229-15;
ФГУП "Гознак": Закариева Я.А. - доверенность от 15.05.2015 N36Д, Богоуславского В.В. - доверенность от 05.10.2015 N99Д, Набиева Р.Р. - доверенность от 05.10.2015 N100Д, Евдокимова А.В. - доверенность от 15.05.2015 N35Д;
ООО "ТехноСерв АС": Кондакова А.К. - доверенность от 02.10.2015 N1237, Ткачевой У.С. - доверенность от 10.06.2015 N1151.
представители ООО "Фабрикант.ру" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП" от 25.09.2015 N1530-15 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Гознак", оператора электронной торговой площадки ООО "Фабрикант.ру" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на лотовую поставку компьютерного и серверного оборудования (извещение N 31502476575), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП"
(далее - Заявитель) от 25.09.2015 N1530-15 (вх N 104502/15 от 25.09.2015) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Гознак" (далее - Заказчик"), оператора электронной торговой площадки ООО "Фабрикант.ру"
(далее - Оператор, ЭТП) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на лотовую поставку компьютерного и серверного оборудования (извещение N 31502476575) (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Стандартом СТО ГОЗНАК 94690005.01.08.0048 - 2011 "Закупки товарно-материальных ценностей", утвержденным приказом ФГУП "Гознак" от 29.12.2011 г. N 302-осн. (далее - Положение).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса котировок нарушены права и законные интересы Заявителя в части нарушений порядка проведения процедуры закупки, приведших к использованию недостоверной информации о заявках в Протоколе N1:
Дата и время подачи заявок, указанные в протоколе, не соответствуют ценовому предложению, указанному в заявке Заявителем;
Технический протокол, сформированный на сайте электронной торговой площадки ООО "Фабрикант.ру" по лоту N3, содержит информацию о поступлении 3 заявок. Вместе с тем, в протоколе, размещенном на Официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) указана информация о поступлении 4 заявок;
При публикации измененной версии Протокола N1 11.09.2015 произошло существенное изменение суммы заявки участника ООО "ТехноСерв АС", что оказало существенное влияние на результаты проведения Запроса котировок по указанному лоту.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
18.06.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению:
дата и время окончания подачи заявок - 15.07.2015 в 17:00;
дата и время рассмотрения заявок - 16.07.2015 в 11:00;
дата и время поведения итогов - 27.07.2015 в 14:00;
начальная (максимальная) цена договора:
по лоту N1 - 101 232 937,49 рублей,
по лоту N2 - 21 283 604,70 рублей,
по лоту N 3 - 97 271 151,88 рублей,
по лоту N4 - 34 239 637,95 рублей.
03.08.2015 Санкт-Петербургским УФАС России вынесено предписание по жалобе от 03.08.2015 г. N Т02-394/15 об отмене результатов Запроса котировок, в соответствии с которым Заказчику необходимо отменить все юридически значимые документы, составленные в ходе проведения Запроса котировок, внести изменения в Документацию, Извещение в части даты окончания срока подачи заявок и завершить проведение процедуры закупки.
В связи с указанными обстоятельствами в Извещение, Конкурсную документацию внесены изменения относительно сроков подачи заявок на участие в запросе котировок:
дата и время окончания подачи заявок - 07.09.2015 в 17:00;
дата и время рассмотрения заявок - 08.09.2015 в 11:00;
дата и время поведения итогов - 18.09.2015 в 14:00.
ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП" принято решение об отзыве поданной ранее заявки по лоту N 3 на участие в Запросе котировок. При подаче новой заявки на сайте электронной торговой площадки "Фабрикант.ру" у Заявителя возникли сложности технического характера, в связи с чем подача заявки на участие в Запросе котировок осуществлена через службу технической поддержки Оператора 07.09.2015 г. в 15:00.
09.09.2015 г. Участником через личный кабинет получен протокол по Лоту N3, в котором указано, что по данному лоту получено 3 заявки.
09.09.2015 г. на Официальном сайте опубликован Протокол N1, в котором указано о поступлении 4 заявок по лоту N3.
11.09.2015 года опубликована вторая редакция Протокола N1, в котором изменено значение ценового предложения участника "ТехноСерв АС" по лоту N3, а именно с "88 910 406,06 руб." на "74 570 108,95 руб."
18.09.2015 г. опубликована действующая редакция Протокола N1, в которой увеличилось количество участников по лоту N2.
Также 18.09.2015 года опубликован Протокол N2 заседания котировочной комиссии по проведению Запроса котировок, согласно которому победителями признаны:
По лоту N1: ООО "СТЭП ЛОДЖИК";
По лоту N2: АО "ОТКРЫТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 98";
По лоту N3: ООО "ТехноСерв АС";
По лоту N4: ООО "МП".
На заседании Комиссии ФАС России и в письменном возражении на жалобу Заказчик пояснил, что корректировка Протокола N1 11.09.2015 и 18.09.2015 производилась из-за технических сбоев в работе ЭТП, в связи с чем Заказчиком письмом от 17.09.2015 N1-08.1/5615 в адрес Оператора направлена претензия.
Вместе с тем, в ответ на претензию Заказчиком получено письменное объяснение, в котором сообщается о возможности возникновения технических неполадок только при вмешательстве в процедуру закупки. В связи с чем Оператором принято решение о предоставлении Заказчику возможности сформировать новый протокол открытия доступа.
Кроме того, по мнению Заказчика, технические сбои не оказали существенного влияния на результаты закупки и по результатам проведения Запроса котировок Заказчиком заключены договоры по лотам N1, 2 и 4.
Как следует из пояснений ООО "ТехноСерв АС", 07.09.2015
ООО "ТехноСерв АС" подана заявка по лоту N3 с ценовым предложением 74 570 108,95 руб. Однако в Протоколе N1, опубликованном на Официальном сайте 08.09.2015 обнаружена техническая ошибка в части указания ценового предложения указанного участника в размере 88 912 406,06 руб. В связи с чем ООО "ТехноСерв АС" направлено письмо в адрес Заказчика с указанием о допущенной ошибке и требованием внести изменения в Протокол N1. Данное требование удовлетворено Заказчиком, и 11.09.2015 Заказчиком на официальном сайте опубликована вторая редакция Протокола N1.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет заказчик.
При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчики в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закреплен пунктом 3.1 Положения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10.8.1.1 Положения Заказчик обязан обеспечить участникам возможность реализации их прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Положением.
В соответствии с пункту 10.2.8 Положения Заказчик не позднее трех дней со дня принятия решения о выборе поставщика или любых других решений по результатам закупки в произвольной форме доводит до сведения участников процедуры отбора информацию о её результатах, или организует публикацию решений (протоколов) на Официальном сайте.
Таким образом, действия Заказчика в части внесения изменений в Протокол N1 противоречат пунктам 3.1 и 10.2.8 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о Закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлено следующее.
Пунктом 7.10 Информационной таблицы Документации установлено требование о предъявлении участниками в составе заявки сертификатов официального авторизованного поставщика оборудования или иных документов, подтверждающих авторизацию представительствами производителей оборудования.
Таким образом, возможность участников Запроса котировок сформировать заявки в соответствии с требованиями пункта 7.10 Информационной таблицы Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - компаний производителей.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления указанного требования к участникам противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП" от 25.09.2015 N1530-15 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Гознак", оператора электронной торговой площадки ООО "Фабрикант.ру" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на лотовую поставку компьютерного и серверного оборудования (извещение N 31502476575) обоснованной.
Признать ФГУП "Гознак" нарушившим часть 1 статьи 2, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ФГУП "Гознак" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
N 223-ФЗ-283/15
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
05.10.2015 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа - Набатовой Е.Д.,
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа - Выскребенцевой А.В.,
главного государственного инспектора отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа - Авхименя Ю.В.
(далее - Комиссия ФАС России)
на основании решения от 05.10.2015 N 223-ФЗ-283/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы
ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП" от 25.09.2015 N1530-15 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Гознак", оператора электронной торговой площадки
ООО "Фабрикант.ру" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на лотовую поставку компьютерного и серверного оборудования (извещение N 31502476575)
(далее - Запрос котировок), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", предписывает:
1. ФГУП "Гознак" отменить протоколы, составленные в ходе проведения Запроса котировок по лоту N3.
2. ФГУП "Гознак" вернуть лицам, подавшим заявки на участие в Запросе котировок по лоту N 3, представленные ими заявки.
3. ФГУП "Гознак" внести в документацию о проведении Запроса котировок изменения в порядке, установленном Стандартом СТО ГОЗНАК 94690005.01.08.0048 - 2011 "Закупки товарно-материальных ценностей", утвержденным приказом ФГУП "Гознак" от 29.12.2011 г. N 302-осн.
(далее - Положение), с учетом решения от 05.10.2015 N 223-ФЗ-283/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы
ЗАО "ИНЛАЙН ГРУП" на действия (бездействие) ФГУП "Гознак".
4. ФГУП "Гознак" продолжить проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Извещением и Документацией о проведении Запроса котировок, Положением.
5. ФГУП "Гознак" разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-4 настоящего Предписания.
ФГУП "Гознак" в срок до 20.10.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2015 г. N 17/55009/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016