Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2015 года
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-15-70/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: |
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
|
члены Комиссии: |
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх |
в присутствии представителей:
Кабинет Министров Чувашской республики
|
ххх (по доверенности от 27.07.2015 N 04/26-4559);
ххх (по доверенности от 23.07.2015 N 72); |
Администрация г. Новочебоксарск |
ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации г. Новочебоксарск (вх. от 16.09.2015 N 99660-ЭП/15); |
Открытое акционерное общество "Универсальная электронная карта" |
ххх (по доверенности от 17.11.2014 N 79/11/14);
ххх (по доверенности от 24.07.2015 N 54/07/15), |
рассмотрев дело N 1-15-70/00-04-15, возбужденное по признакам нарушения Кабинетом Министров Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по признакам нарушения администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики пунктов 4, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по признакам нарушения Кабинетом Министров Чувашской Республики, администрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики и Открытым акционерным обществом "Универсальная электронная карта" (далее - ОАО "УЭК") пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2015 N 486/15 "О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" принято к рассмотрению переданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - Чувашское УФАС России) дело N 57/05-АМЗ-2014, с присвоением данному делу учетного N 1-15-70/00-04-15.
Дело N 57/05-АМЗ-2014 было возбуждено Чувашским УФАС России в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании Единому центру процессинга и биллинга - ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21" преимущественных условий деятельности на рынке оказания услуг оператора системы по начислению, организации сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги путем заключения с ОАО "Сбербанк России" (в настоящее время - ПАО Сбербанк) соглашения о сотрудничестве от 18.04.2014; в отношении администрации г. Новочебоксарск по признакам нарушения пунктов 4, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании преимущественных условий деятельности ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21" на рынке оказания услуг оператора системы по начислению, организации сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги путем дачи ресурсоснабжающим организациям и управляющим организациям указаний о заключении в приоритетном порядке договоров с ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21" и установления для ресурсоснабжающих и управляющих организации ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги оператора системы по начислению, организации сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги; а также в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики, администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики и ОАО "УЭК" по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, осуществлении согласованных действий, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок оказания услуг оператора системы по начислению, организации сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-15-70/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
1. Согласно Закону Чувашской Республики от 30.04.2002 N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" (далее - Закон о ЧР), Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона о ЧР, Кабинет Министров Чувашской Республики уполномочен заключать в соответствии с федеральным законом в пределах своей компетенции договоры и соглашения с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
18.04.2015 между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ПАО Сбербанк было заключено соглашение о сотрудничестве N б/н (далее - Соглашение N 1). Согласно пункту 1.1. Соглашения N 1, Соглашение N 1 определяет направления сотрудничества сторон в финансово-кредитной сфере в целях социально-экономического развития Чувашской Республики.
Согласно пункту 1.3. Соглашения N 1, данное соглашение не направлено на ограничение сотрудничества Кабинета Министров Чувашской Республики на аналогичных условиях с другими кредитными организациями и не преследует цели ограничения конкуренции на территории Чувашской Республики. В рамках реализации условий Соглашения N 1 стороны действуют в соответствии с требованиями Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 2.4.2.5. Соглашения N 1 Кабинет Министров Чувашской Республики намерен содействовать повышению качества и удобства совершения платежей за услуги ЖКХ, реализации программы по созданию в Чувашской Республике Единого центра процессинга и биллинга (пилотный проект) в целях предоставления населению, включая льготные категории, наиболее социально значимых сервисов: начисление и сбор платежей за услуги ЖКХ; транспортные услуги; медицинские услуги; услуги в сфере образования; другие государственные, муниципальные и иные сервисы для населения.
ПАО Сбербанк в соответствии с пунктом 2.4.3.5 Соглашения N 1 намерен обеспечивать содействие в создании Единого центра процессинга и биллинга в Чувашской Республике, внедрении единого стандарта начисления, расчетов и сбора платежей за государственные и муниципальные услуги, оплату услуг ЖКХ и пополнения транспортных карт/транспортного приложения через устройства самообслуживания и банкоматы, "Сбербанк ОнЛ@йн".
Вместе с тем, Соглашение N 1 утратило силу с момента заключения между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ПАО Сбербанк соглашения от 19.09.2014 (далее - Соглашение N 2).
По условиям Соглашения N 2 Кабинет Министров Чувашской Республики намерен рассматривать предложения ПАО Сбербанк по содействию в реализации программы по созданию в Чувашской Республике Единого информационно-расчетного центра (пилотный проект) в целях повышения качества и удобства совершения платежей за услуги ЖКХ, транспортные, медицинские услуги, услуги в сфере образования, других государственных, муниципальных и иных сервисов для населения.
Письмом от 05.12.2013 N 12-03-исх./94 ПАО Сбербанк обратилось в адрес главы администрации г. Новочебоксарск XXXXXXXXXXXX с предложением о создании на территории г. Новочебоксарск республиканского Единого центра процессинга и биллинга (ЕЦПиБ).
20.12.2013 администрацией г. Новочебоксарск проведено совещание (протокол совещания от 20.12.2013) с участием представителей ПАО Сбербанк. По результатам совещания сторонами была согласована Дорожная карта проекта "Создание и запуск ЕЦПиБ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики".
В дальнейшем, администрацией г. Новочебоксарск проводятся ряд совещаний (протоколы совещаний от 12.03.2014, от 24.04.2014, от 09.07.2014) с участием представителей ПАО Сбербанк, ОАО "УЭК", управляющих и ресурсоснабжающих организаций г. Новочебоксарск. На данных совещаниях решается вопрос создания и функционирования на территории г. Новочебоксарск ЕЦПиБ, а также вопрос участия управляющих и ресурсоснабжающих организаций г. Новочебоксарск в проекте ЕЦПиБ Чувашской Республики.
По итогам совещаний, между администрацией г. Новочебоксарск и ОАО "УЭК" подписано соглашение N б/н б/д о взаимодействии между муниципальным образованием "Город Новочебоксарск" и ОАО "УЭК" в реализации проекта ОАО "ЕЦПиБ Чувашской Республики" (далее - Соглашение). Предметом соглашения является взаимодействие сторон в реализации проекта по созданию открытого акционерного общества "Единый центр процессинга и биллинга Чувашской Республики". Также, Соглашением предусмотрено, что стороны одобряют учреждение на территории г. Новочебоксарск открытого акционерного общества "Единый центр процессинга и биллинга Чувашской Республики" (ОАО "ЕЦПиБ" Чувашской Республики") с уставным капиталом 2 (два) миллиона рублей.
Согласно пункту 1.3. Соглашения, стороны согласовывают следующую схему распределения долей уставного капитала ОАО "ЕЦПиБ" Чувашской Республики":
- 51 % - ОАО "УЭК";
- 49% - Муниципальное образование "Город Новочебоксарск".
Письмом N б/н б/д Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарска" (далее - МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска") обратилось в адрес администрации г. Новочебоксарск по вопросу согласования участия МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" совместно с ОАО "УЭК" в создании ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21" с внесением в качестве вклада в уставной капитал данного общества денежных средств в сумме 980 000 руб., что составляет 49 процентов уставного капитала данного акционерного общества.
Распоряжением администрации г. Новочебоксарск от 14.08.2014 N 1414 "О даче согласия на участие муниципального унитарного предприятия в коммерческой организации" МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" было дано согласие на участие совместно с ОАО "УЭК" в создании ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21".
Распоряжением администрации г. Новочебоксарск от 07.10.2014 N 1826 "О приостановке действия распоряжения" действие распоряжения от 14.08.2014 N 1414 было приостановлено.
2. Рассмотрев указанные обстоятельства и документы, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1-15-70/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что в действиях (бездействии) Кабинета Министров Чувашской Республики отсутствует нарушение части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции, в действиях (бездействии) администрации г. Новочебоксарск отсутствует нарушение пунктов 4, 5 части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции, в действиях (бездействии) Кабинета Министров Чувашской Республики, администрации г. Новочебоксарск и ОАО "УЭК" отсутствует нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Данный вывод сделан на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Материалами дела не подтверждается, что заключение между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ПАО Сбербанк Соглашения N 1 привело или могло привести к ограничению конкуренции.
Соглашение N 1 не содержало в себе условий обязывающих Кабинет Министров Чувашской Республики дать указание исполнительным и (или) муниципальным органам власти Чувашской Республики, управляющим и ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим соответствующую деятельность на территории Чувашской Республики, по заключению договоров с ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21", а также иным образом воздействовать на принятие управляющими и ресурсоснабжающими организациями решений о заключении таких договоров.
Материалами дела не подтверждается, что Кабинет Министров Чувашской Республики издавал постановления (распоряжения), а также иные акты во исполнение Соглашения N 1. Кроме того, как указано выше, Соглашение N 1 утратило силу в связи с подписанием Соглашения N 2.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Материалами дела не подтверждается, что Администрация г. Новочебоксарск давала хозяйствующим субъектам (управляющим и ресурсоснабжающим организациям) указания о заключении в первоочередном порядке соответствующих договоров с ОАО "Единый информационно-расчетный центр Регион-21".
На совещаниях, проводимых администрацией г. Новочебоксарск с участием представителей ПАО Сбербанк, ОАО "УЭК", управляющих и ресурсоснабжающих организаций г. Новочебоксарск по проекту ОАО "ЕЦПиБ" Чувашской Республики" хозяйствующим субъектам было предложено дать свои письменные замечания и предложения по проекту ОАО "ЕЦПиБ" Чувашской Республики".
Также, согласно письменным пояснениям администрации г. Новочебоксарск в адрес ФАС России, Соглашение не было реализовано, муниципальное образование - город Новочебоксарск не стало учредителем ни ОАО "ЕЦПиБ" Чувашской Республики", ни какого-либо иного хозяйственного общества в рассматриваемый период (вх. от 08.09.2015 N 95445/15).
Кроме того, материалами дела не подтверждается тот факт, что администрация г. Новочебоксарск устанавливала для ресурсоснабжающих и управляющих организации г. Новочебоксарск ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют услуги оператора системы по начислению, организации платежей за жилищные и коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Материалами дела не подтверждается факт заключения между Кабинетом Министров Чувашской Республики, администрацией г. Новочебоксарск и ОАО "УЭК" соглашения (либо осуществление указанными лицами согласованных действий), условия которого приводят или могли привести к ограничению доступа на рынок оказания услуг оператора системы по начислению, организации платежей за жилищные и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 1-15-70/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) Кабинета Министров Чувашской Республики нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Прекратить рассмотрение дела N 1-15-70/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Новочебоксарск в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) администрации г. Новочебоксарск нарушения пунктов 4, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Прекратить рассмотрение дела N 1-15-70/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Кабинета Министров Чувашской Республики, администрации г. Новочебоксарск, ОАО "УЭК" в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) Кабинета Министров Чувашской Республики, администрации г. Новочебоксарск, ОАО "УЭК" нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2015 г. N АЦ/53550/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016