Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 4 апреля 2016 г. N 03-69/18.1-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в составе:
Кузьмина А. Д. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
Ефремовой А. В. - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Хачировой С. Д. - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
в отсутствие заявителя общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсервис" - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей общества,
при участии: от заказчика, закупочной комиссии государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" - представитель Слепцова,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергопромсервис" (далее - заявитель, ООО "Энергопромсервис") на действия заказчика, закупочной комиссии государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, закупочная комиссия ГУП "ЖКХ РС (Я)") при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта (извещение N31603332257), установила:
24 марта 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Энергопромсервис" (вх. N1895э), находящегося по адресу на действия заказчика, закупочной комиссии ГУП "ЖКХ РС (Я)") при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта (извещение N31603332257).
Из жалобы ООО "Энергопромсервис" следует, что согласно протоколу вскрытия, выставленному на официальном сайте закупок 11.03.2016 в 13:21, ООО МИП "СахаЭнергоЭффект" предложило 35 400 000 рублей. Однако, протокол вскрытия, размещенный на сайте 11.03.2016, был отменен (причина - ошибка при внесении данных) и выставлен новый протокол вскрытия, размещенный на сайте 16.03.2016 в 18:22, согласно которому ООО МИП "СахаэнергоЭффект" выходит с суммой 27 409 000 рублей и через 23 минуты, т. е. 16.03.2016 в 18:45 выставлен протокол определения победителя. По мнению заявителя, данные действия ГУП "ЖКХ РС (Я)" являются нарушениями законодательства.
На рассмотрении дела N03-69/18.1-16 представитель заказчика, закупочной комиссии ГУП "ЖКХ РС (Я)" возражает против доводов заявителя, поясняет, что 09.03.2016 года согласно извещению была проведена процедура вскрытия поступивших заявок, поступило 25 заявок; 10.03.2016 года проведена процедура рассмотрения на предмет соответствия требованиям конкурсной документации, в результате которой семь заявок были отклонены; 11.03.2016 года проведена процедура оценки восемнадцати допущенных заявок, в результате которой определен победителем открытого конкурса участник ООО "Сахаэнергоэффект"; при размещении протокола вскрытия N1360 от 09.03.2016 года неумышленно была допущена техническая ошибка ввода суммы коммерческого предложения участника размещения заказа ООО МИП "Сахаэнергоэффект", которая была обнаружена только 16 марта и сразу была исправлена. Подробнее позиция ГУП "ЖКХ РС (Я)" изложена в письменных возражениях по доводам заявителя, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
18.02.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком ГУП "ЖКХ РС (Я)" размещено извещение N31603332257 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта.
Дата и время окончания подачи заявок - 09.03.2016 в 15:00. Дата и время вксрытия конвертов - 09.03.2016 в 15:00. Дата и время рассмотрения заявок - 10.03.2016 в 15:00. Дата и время подведения итогов - 11.03.2016 в 15:00.
09 марта 2016 года Единой комиссией по закупке ГУП "ЖКХ РС (Я)" (далее - закупочная комиссия) проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. До окончания указанного срока (09.03.2016) на участие в запросе предложений поступило 25 (двадцать пять) заявок от участников, о чем был составлен протокол N1360 от 09.03.2016, который был размещен на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 11.03.2016 года в 13:21.
10 марта 2016 года закупочной комиссией проведена процедура рассмотрения и допуска заявок участников открытого конкурса, о чем был составлен протокол N1361 от 10.03.2016 г.
Согласно протоколу N1361 от 10.03.2016 года закупочной комиссией принято решение отклонить семь заявок участников открытого конкурса. Данный протокол размещен на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 11.03.2016 года в 15:21.
11 марта 2016 года закупочной комиссией проведена процедура оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем был составлен протокол N1362 от 11.03.2016 года, согласно которому победителем был признан ООО МИП "Сахаэнергоэффект". Протокол N1362 от 11.03.2016 года был размещен на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 16.03.2016 года в 11:02.
16 марта 2016 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru были размещены сведения отмены протоколов вскрытия, рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, основания отмены протоколов - ошибка при внесении сведений данных участника закупки.
Комиссией установлено, что заявка ООО МИП Сахаэнергоэффект" содержит предложение с ценой 27 409 500 рублей.
16 марта 2016 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещены действующие протокола вскрытия, рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
На момент рассмотрения указанной жалобы ООО "Энергопросервис" в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) договор на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта между заказчиком ГУП "ЖКХ РС (Я)" и участником открытого конкурса ООО МИП "Сахаэнергоэффект" не заключен (письмо ГУП "ЖКХ РС (Я)" вх. N2166э от 31.03.2016 года).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает жалобу ООО "Энергопромсервис" обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке.
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Частью 11 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Открытый конкурс проведен ГУП "ЖКХ РС (Я)" на основании Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП "ЖКХ РС (Я)", утвержденного и.о. генерального директора директоров ГУП "ЖКХ РС (Я)" от 14.12.2015 г. (далее - Положение о закупке).
Пунктом 1.4.3.1 Положения о закупке установлено, что размещаемая на Единой информационной системе (далее - ЕИС) информация о закупке должна соответствовать следующим требованиям:
- извещение о закупке должно включать, в том числе следующие сведения: срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой Заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена Заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа; место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
Пунктом 2.6.7.1 Положения о закупке предусмотрено, что информация о проведении конкурса, включая извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию с приложением технического задания и проект договора, размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 календарных дней до установленного в конкурсной документации дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 2.6.7.8 Положения о закупке заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса или в конкурсную документацию. Не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений такие изменения размещаются заказчиком в ЕИС.
В материалы дела представлено извещение N52 от 09.03.2016 года о проведении процедуры открытого конкурса на право заключения договора оказания услуг по проведению обязательного энергетического обследования (энергоаудита) филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта, согласно которому установлены дата, время и место начала подачи заявок на участие в открытом конкурсе: ежедневно с 19 февраля 2016 года с 09.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок "А", кааб. 810; дата и время окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе: 09 марта 2016 года 15 часов 00 минут по местному времени; дата, время и место вскрытия конвертов с конкурсными заявками: 09 марта 15.00 по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок "А", 2 этаж, актовый зал.
Также на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком ГУП "ЖКХ РС (Я)" размещено извещение N31603332257 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта, согласно которому дата и время окончания подачи заявок - 09.03.2016 в 15:00; дата и время вскрытия конвертов - 09.03.2016 в 15:00; дата и время рассмотрения заявок - 10.03.2016 в 15:00; дата и время подведения итогов - 11.03.2016 в 15:00.
Иных сроков окончания подачи, рассмотрения заявок и подведения итогов заказчиком, закупочной комиссией ГУП "ЖКХ РС (Я)" в извещении не установлено.
Однако в ходе рассмотрения дела N03-69/18.1-16 Комиссией установлено, что 16 марта 2016 года в связи с ошибкой при внесении сведений данных участника закупки закупочной ГУП "ЖКХ РС (Я)" были отменены протокола вскрытия, рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом аукционе и размещены действующие протокола вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта.
Следовательно, в нарушение части 5 и части 11 статьи 4 Закона о закупках заказчиком ГУП "ЖКХ РС (Я)" не внесены изменения в извещение, закупочной комиссией ГУП "ЖКХ РС (Я)" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru были размещены протоколы вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса - 16.03.2016 года, т.е. в не установленные извещением сроки.
Таким образом, является обоснованным довод заявителя о нарушении ГУП "ЖКХ РС (Я)" законодательства, поскольку заказчиком не внесены изменения в извещения, закпочной комиссией опубликованы протоколы вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса в не установленные извещением сроки.
Жалобы на действия (бездействие) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов антимонопольным органом рассматривается в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках а документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению обязательного энергетического обследования (энергоаудита) филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта, утвержденная генеральным директором ГУП "ЖКХ РС (Я)" 09.03.2016 г., не содержит сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Следовательно, заказчик ГУП "ЖКХ РС (Я)", не указав в закупочной документации сведения о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки допустил нарушение пункта 1, части 1 статьи 3 и части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, решила:
Признать жалобу ООО "Энергопромсервис" на действия организатора торгов, заказчика ГУП "ЖКХ РС (Я)" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного энергоаудита филиалов ГУП "ЖКХ РС (Я)" с разработкой энергетического паспорта обоснованной.
Признать заказчика, закупочную комиссию ГУП "ЖКХ РС (Я)" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 3, часть 5, часть 10 и часть 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Заказчику, закупочной комиссии ГУП "ЖКХ РС (Я)" выдать предписание об устранении нарушений.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии: А.Д. Кузьмин
Члены комиссии: А.В. Ефремова
С.Д. Хачиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 апреля 2016 г. N 03-69/18.1-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016