Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 31 марта 2016 г. N 06-10/16-70
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председателя Комиссии Мурманского УФАС: Калитиной Н.А. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
членов Комиссии Мурманского УФАС:
Ворониной К.Ф - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Комитета государственных закупок Мурманской области (далее по тексту решения - Уполномоченный орган) - <> (доверенность от 18.01.2016 года N1/16),
представителей Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер" - <> (по доверенности от 31.03.2016 года б/н), <> (по доверенности от 31.03.2016 года б/н),
без участия общества с ограниченной ответственностью "Медтехника", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медтехника" (далее по тексту решения - ООО "Медтехника", Общество, Заявитель) на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер" (далее по тексту решения - Заказчик, ГОБУЗ "МООД") при проведении электронного аукциона "Право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходного материала", реестровый номер закупки 0149200002316000732 (далее по тексту решения - Электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25 марта 2016 года обратилось ООО "Медтехника" с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа жалобы следует, что в техническом задании документации об аукционе в качестве объекта закупки установлены, в том числе позиции: 5,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30. Заявитель указывает, что согласно данным официального сайта Росздравнадзора, регистрационное удостоверение на данные товары есть только у ООО "ЭргоПродакшн".
Общество полагает, что включение в состав одного лота товаров, производимых широким кругом компаний, и в то же время выставление требования о наличии регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников закупки.
ООО "Медтехника" просит исключить указанные позиции из перечня объектов закупки Электронного аукциона и провести их закупку отдельно.
Кроме того, Заявитель указывает, что позиция N 31 технического задания аукционной документации является медицинским изделием, применяемым при проведении имунногистохимических исследований. При этом остальные позиции относятся
к медицинским исследованиям, применяемым в гистологических исследованиях
и технологически и функционально не связанны с позицией N 31. Таким образом, объединение данных товаров в один лот является недопустимой, так как приводит к противоправному ограничению конкуренции, что нарушает положения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представители ГОБУЗ "МООД" с доводами жалобы Заявителя не согласны и считают, что действия Заказчика соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 14 часов 30 минут 31 марта 2016 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, пояснения Уполномоченного органа, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 11 марта 2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликованы извещение о проведении Электронного аукциона и аукционная документация.
Организация, осуществляющая закупку: Комитет государственных закупок Мурманской области
Заказчик: Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер".
Наименование объекта закупки: право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходного материала.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 051 186.00 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик вправе включить в документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В пункте 3 раздела 2 тома 2 документации об Электронном аукционе Заказчиком установлены требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, в том числе по позициям: 5, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31.
Пунктом 2 раздела 2 тома 2 аукционной документации Заказчик установил требования к качеству и безопасности товара.
Так в подпункте 2.2.1 пункта 2 раздела 2 тома 2 аукционной документации указано, что товар должен быть поставлен надлежащего качества в соответствии с регистрационными удостоверениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора) Минздравсоцразвития РФ, декларациями о соответствии.
Вместе с тем 17 марта 2016 года в данный подпункт были внесены изменения.
Подпункт 2.2.1 пункта 2 раздела 2 тома 2 аукционной документации изложен в следующей редакции: вся сопроводительная информация о поставляемом товаре должна иметь информацию на русском языке, перевод на русский язык. Товар должен иметь маркировочные ярлыки (или этикетки) с указанием полной информации, предусмотренной законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, подтверждающей качество поставляемого товара и его соответствие требованиям законодательства РФ.
Подпунктом 1.2 пункта 1 раздела 5 аукционной документации определен состав второй части заявки на участие в Электронном аукционе, а именно: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (рекомендуемая форма Приложение 2 тома 2);
2) декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (рекомендуемая форма Приложение 3 тома 2);
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Таким образом, Заказчиком не установлено требование о том, что заявка участников Электронного аукциона должна содержать регистрационной удостоверение на товар или требование о том, что товар должен быть поставлен в соответствии с регистрационными удостоверениями.
Следовательно, на момент рассмотрения жалобы, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выставлено требование о наличии регистрационного удостоверения, не состоятелен.
В соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки могут выступать любые юридические или физические лица, а так же индивидуальные предприниматели (в том числе не являющиеся производителями требуемого к поставке товара), имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Потребность в товарах, указанных в техническом задании аукционной документации, продиктована требованиями Заказчика и соответствует тем целям, для которых они приобретаются.
Кроме того, положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика проводить закупки отдельными лотами, в случаях, когда товары (расходные материалы) предназначены для проведения различных исследований, в частности при имунногистохимических исследованиях и гистологических исследованиях.
Также необходимо отметить, что наличие регистрационного удостоверения на товар у одного производителя, не свидетельствует о том, что поставлять такой товар может только этот производитель. В закупке могут принимать участие, как производители товара, так и поставщики.
Исследовав положения документации об Электронном аукционе, исходя из целей Закона о контрактной системе, принимая во внимание свободу Заказчика в определении предмета закупки и формировании лота с учетом его потребностей, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что указанные в техническом задании аукционной документации требования к товарам обусловлены потребностью Заказчика и установлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС признает жалобу ООО "Медтехника" необоснованной, действия Заказчика не нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Однако для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства Комиссия Мурманского УФАС приняла решение передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, решила:
Признать жалобу ООО "Медтехника" на действия Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона "Право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку расходного материала" необоснованной.
Передать должностному лицу Мурманского УФАС материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 31 марта 2016 г. N 06-10/16-70
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016