Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 5 апреля 2016 г. N 1518/02
Резолютивная часть оглашена 05.04.2016
В полном объеме изготовлено 05.04.2016 Великий Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) Пашкова Галина Николаевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 6, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество, сетевая организация) (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера "А", г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
В Управление поступило заявление Б_,которое содержит сведения о нарушении Обществом пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), выразившееся в нарушении срока осуществления технологического присоединения объекта заявителя по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Сперанская Мыза кад. N 53:11:1500303:307, к электрическим сетям Общества.
Между Б_ и ПАО "МРСК Северо-Запада" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.08.2015 N 65-02663-И/15 (далее - Договор) о технологическом присоединении объекта заявителя - жилого дома по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Сперанская Мыза кад. N 53:11:1500303:307.
Пунктом 5 Договора определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (пункт 21 договора).
Б_ подписал Договор 13.08.2015, следовательно, Договор вступил в силу 13.08.2015.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению должны быть осуществлены ПАО "МРСК Северо-Запада" в срок не позднее 13.02.2016.
Однако в установленный срок технологическое присоединение объекта заявителя сетевой организацией не осуществлено.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения.
В силу пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт "б").
Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.
ПАО "МРСК Северо-Запада" письмом от 30.03.2016 исх. N МР2/6/05-00-09-231 пояснило, что нарушение сроков технологического присоединения объекта заявителя обусловлено тем, что Б_надлежащим образом не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 8 договора. В связи с чем по обращению Б_ 29.03.2016 подписано дополнительное соглашение к договору от 07.08.2015 N 65-02663-И/15 о продлении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению на 12 месяцев.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку Сетевая организация, заключив с потребителем договор, возложила на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные законодательством и Договором сроки, то есть до 13.02.2016.
Дополнительное соглашение подписано сторонами только 29.03.2016. Доказательств, что за период со дня подписания Договора 13.08.2015 до 13.02.2016 Общество выполняло какие-либо мероприятия по технологическому присоединению во исполнения Договора, Обществом не представлен. Равно как не представлено доказательств того, что невыполнение мероприятий по технологическому присоединению произошло вследствие невыполнения заявителем своих обязательств согласно техническим условиям.
Б_ относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения. Следовательно, с учетом пункта 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя обязана была не только заключить с ним договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, но и выполнить в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих заявителю, мероприятия по технологическому присоединению, то есть осуществить физическое соединение контактов и обеспечить возможность передачи электрической энергии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
При вышеуказанных обстоятельствах действия юридического лица ПАО "МРСК Северо-Запада" образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ПАО "МРСК Северо-Запада" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность соблюсти требования Правил технологического присоединения, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.
Совершенное ПАО "МРСК Северо-Запада" правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права.
В силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" ПАО "МРСК Северо-Запада" является субъектом естественной монополии, действиями которого нарушены права и законные интересы физического лица - Б_
Неправомерными действиями ПАО "МРСК Северо-Запада" физическое лицо, являясь наименее защищенной стороной во взаимоотношениях с субъектом естественной монополии, было ограничено в праве на подключение энергопринимающего устройства к электрическим сетям в срок, определенный договором технологического присоединения и действующим законодательством.
Технологическое присоединение жилого дома Б_ до настоящего времени не осуществлено, в связи с чем, физическое лицо ограничено в возможности использовать его по назначению.
Определением от 14.03.2016 исх. N 1005/02 ПАО "МРСК Северо-Запада" было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 4.
Законный представитель ПАО "МРСК Северо-Запада" и потерпевший на рассмотрение дела об административном правонарушении N 4 не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения дела заявлено не было. В связи с изложенным, и в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении N 4 рассмотрено в отсутствие законного представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" и потерпевшего.
В соответствие с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
Место и время совершения административного правонарушения - Новгородский район Новгородской области, 14.02.2016.
До рассмотрения дела об административном правонарушении N 4 Обществом представлено дополнительное соглашение к договору от 07.08.2015 N 65-02663-И/15 о продлении срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению на 12 месяцев.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что в силу статьи 3.1 КоАП целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено и возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Установление административного наказания и определение его вида и размера в каждом конкретном случае должно основываться на конституционных принципах справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, финансового положения ПАО "МРСК Северо-Запада", должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении N 4 считает возможным применить к Обществу положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности и ограничиться устным замечанием.
При назначении административного наказания Обществу выяснялись и были учтены в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1. КоАП РФ характер совершенного им административного правонарушения, финансовое положение Общества, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.
Каких-либо иных заявлений, ходатайств или отводов от ПАО "МРСК Северо-Запада" и потерпевшего не поступало.
Руководствуясь статьями 2.9, 3.1, частью 2.1 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановил:
1. Признать публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту нарушения ПАО "МРСК Северо-Запада" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
2. Прекратить производство по делу N 4 об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада", освободив Общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного им административного правонарушения, объявив Обществу устное замечание за нарушение порядка технологического присоединения объекта Б_ - жилого дома по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Сперанская Мыза кадастровый N 53:11:1500303:307, к электрическим сетям Общества.
Заместитель руководителя Управления Г.Н. Пашкова
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 5 апреля 2016 г. N 1518/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016