Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 29 марта 2016 г. N 5-09-18.1/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: - руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
в ходе рассмотрения жалобы ООО "САВИТУР-Аудит" в присутствии:
- представителя Акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод", действующего на основании доверенности N 235 от 24.03.2016,
- представителя Акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод", действующего на основании доверенности N 234 от 24.03.2016,
- представителя Акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод", действующего на основании доверенности N 112 от 01.01.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "САВИТУР-Аудит" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0469100000516000001 на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" (АО "Златмаш") за 2016 год (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 18.03.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 943 416 рублей 00 копее к
На дату рассмотрения жалобы ООО "САВИТУР-Аудит" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком установлен критерий "квалификация участника закупки", по которому определены показатели о наличии у участника в штате сотрудников аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, со стажем работы не менее 5 лет; о рейтинге аудиторской организации среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2014-2015 г; о наличии полиса гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности аудиторов на определенную страховую сумму c указанием конкретных документов, подтверждающих соответствие указанных показателям, что не требуется для исполнения условий контракта
и приводит к ограничению конкуренции.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок "квалификация участника закупки" и раскрыты показатели указанного критерия, выраженные в представлении квалифицированных аттестатов аудиторов, сведений о рейтинге аудиторской организации, полисов гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности аудиторов, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Кроме того, оценка заявок производится не только с точки зрения критерия квалификации участника закупки, но и критерия "цена контракта", "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что позволяет конкурировать участникам закупки не только по указанному критерию.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в том числе к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 15%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 25%) (раздел 10 конкурсной документации).
В отношении критерия "Квалификация участников закупки" установлены такие показатели как наличие у участника в штате сотрудников аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, со стажем работы не менее 5 лет; сведения о рейтинге аудиторской организации среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2014-2015 г; наличие полиса гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности аудиторов на определенную страховую сумму c указанием конкретных документов, подтверждающих соответствие указанных показателям.
Таким образом, заказчиком установлены показатели, выраженные в предоставлении конкретных документов (квалифицированные аттестаты, сведения о рейтинге аудиторской организации, полис гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности аудиторов), что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом, установленное в пункте 10.11.2 конкурсной документации требование к составу заявки участника открытого конкурса содержит правовую возможность, а не обязанность по предоставлению документов, подтверждающих его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки, не соответствующей требованиям Закона, что соответствует пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком установлены критерии и показатели указанных критериев, соответствующие положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении закупки, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии подпунктом 9 пункта 2.2, подпунктом 5 пункта 6.4 конкурсной документации установлено требование к участнику закупки, а также аналогичное требование к составу заявки, о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 в лицензии указывается, в том числе степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну.
При этом в статье 8 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Однако в нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик установил требование о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не конкретизировав степень секретности сведений, допуск к которым должен иметься у участника закупки, что в итоге может привести к несанкционированному доступу к сведениям, составляющим государственную тайну лиц, не обладающих соответствующей формой допуска, фактически требуемой заказчику.
В документации о закупке предусмотрены требования о соответствии участника конкурса пункту 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части документов, подтверждающих правомочность участника закупки, что противоречит части 5 статьи 31, пункту 4 части 1 статьи 50, подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, тогда как указанное положение законодательства о контрактной системе утратило юридическую силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В нарушение пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не установлено единое требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
3. Согласно пункту 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса должны содержаться условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса предметом закупки является оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Вместе с тем, заказчиком в извещении не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что противоречит пункту 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту.
Вместе с тем, в проекте контракта не указано условие об ответственности подрядчика в части оплаты пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в нарушение пункта 6 Постановления, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В проекте контракта отсутствуют сведения о сроке действия контракта, то есть сведения о конкретной дате, обуславливающей срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
С учетом изложенного, принимая во внимание необоснованность доводов жалобы, представленные заказчиком письменные пояснения, подтверждающие что в ходе оказания услуг будут передаваться сведения, степень секретности которых имеет гриф не выше "секретно", заинтересованность участников закупки (на участие в конкурсе подано и допущено 5 заявок участников закупки), антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, направленное на продолжение процедуры определения поставщика.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при рассмотрении жалобы, Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "САВИТУР-Аудит" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пункта 10 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 2,8 части 3 статьи 49, части 7 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 5-09-18.1/2016
об устранении нарушений законодательства
о контрактной системе
29 марта 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: - руководителя Челябинского УФАС России,
-
-
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России
на основании решения Челябинского УФАС России от 29.03.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "САВИТУР-Аудит" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0469100000516000001 на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" (АО "Златмаш") за 2016 год (далее - конкурс), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Акционерному обществу "Златоустовский машиностроительный завод" со дня размещения предписания в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) направить проект контракта победителю конкурса, сформировав проект контракта с учетом решения N 5-09-18.1/2016 от 29.03.2016, в том числе предусмотреть в проекте контракта размер пени, взыскиваемой с подрядчика, а также срок действия контракта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Акционерному обществу "Златоустовский машиностроительный завод" проверить при заключении контракта лицо, с которым заключается контракт, на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N1457.
3. Акционерному обществу "Златоустовский машиностроительный завод" в подтверждение исполнения предписания в течение трех рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию заключенного государственного контракта со всеми приложениями.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 марта 2016 г. N 5-09-18.1/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016