Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 4 марта 2016 г. N 1-00-362/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Ника" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАУ "Московский Зоопарк" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту фасада павильона "Приматы" на территории головной организации ГАУ "Московский зоопарк" по адресу: 123242, г. Москва, Большая Грузинская улица, дом 1. (реестровый N 31603215538) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГАУ "Московский Зоопарк" (далее - Положение о закупках).
19.01.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона от 19.01.2016 дата окончания подачи заявок - 15.02.2016, дата рассмотрения заявок - 17.02.2016, дата подведения итогов Аукциона - 18.02.2016.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в процедуре Аукциона от 17.02.2016 N 31603215538-1 следует, что Заявителю отказано в допуске, ввиду нарушения требований подпунктов 3.2.1, 3.2.2 пункта 3.2 Аукционной документации, подпункта 8.20.5 пункта 8.20 Информационной карты Аукционной документации, подпункта 15.1.5 части 1 статьи 15 Положения о закупках, а именно: в составе заявки на участие в Аукционе не представлено решение об одобрении крупной сделки либо копия такого решения. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) участник в решении N 2 от 14.10.2014 не указал предмет крупной сделки (наименование конкретной закупки), а также начальную (максимальную) цену договора. Данное условие является существенным при одобрении крупной сделки. Также, согласно подпункту 5 пункта 8.20 Информационной карты Аукционной документации, решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.
Основание для отказа в допуске в соответствии с требованиями подпункта 5.1.4.1 главы 2 Аукционной документации, пункта 14.4 части 14 Положения о закупках.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя, так как предмет Аукциона относится к обычной хозяйственной деятельности организации Заявителя, что подтверждается представленной в составе заявки на участие в Аукционе копией устава ООО "Ника".
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Аукционной документации заявка на участие в Аукционе должна содержать документы, указанные в пункте 8.20 Информационной карты Аукционной документации.
Из подпункта 8.20.5 пункта 8.20 Информационной карты Аукционной документации, пунктом 15.1.5 Положения о закупках следует, что участник в составе заявки на участие в Аукционе должен представить, в том числе решение об одобрении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и если для участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, является предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.
В случе если для данного участника поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договор, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной.
В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для участника процедуры закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.
Согласно части 1 статьи 46 Закона об ООО крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с часть 3 статьи 46 Закона об ООО решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.
Из части 9 статьи 46 Закона об ООО следует, что положения статья 46 Закона об ООО о порядке одобрения крупных сделок не применяются, в том числе к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.
Учитывая толкование вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что для учредителя общества с ограниченной ответственностью, который является единственным участником такого общества, в принципе не существует понятие "крупная сделка", так как решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества, а в случае, если учредителем общества выступает единственный участник, то такому участнику не требуется получение собственного одобрения, так как он самостоятельно распоряжается собственными ресурсами.
В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что в заявке были представлены документы, свидетельствующие о том, что учредителем ООО "Ника" является единственный участник такого общества.
Вместе с тем, на основании ранее изложенного, необходимость представления сведений в составе заявки на участие в Аукционе относительно того, является ли договор, заключаемый по результатам Аукцион, для участника крупной сделкой не может быть представлен Заявителем, так как само понятие "крупная сделка" на него не распространяется.
Таким образом, подавая заявку на участие в Аукционе, и прикладывая документы, указывающие на то, что организация Заявителя имеет учредителя, который является единственным участником общества с ограниченной ответственностью, Заявитель подтверждает непричастность к стать 46 Закона об ООО.
Согласно пункту 5.1.4.1 Аукционной документации при рассмотрении заявок на участие в Аукционе участник закупки не допускается комиссией к участию в Аукционе, в том числе в случае непредоставления обязательных сведений и документов, предусмотренных пунктом 8.20 Информационной карты Аукционной документации, либо наличия в таких сведениях и документах недостоверных сведений об участнике закупки, либо наличия в таких сведения и документах недостоверных сведений о предлагаемых участником закупки товарах, работах, услугах, на закупку которых проводится аукцион в электронной форме.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке, в том числе в случае непредоставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках не опускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик необоснованно отклонил заявку Заявителя от участия в Аукционе.
Кроме того, Заказчик, в ходе заседания Комиссии, подтвердил факт необходимости допуска Заявителя к участию в Закупки, так как закупочной комиссией была допущена ошибка, приведшая к отказу в допуске Заявителю.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 5.1.4.1 Аукционной документации, пункта 14.4 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 марта 2016 г. N 1-00-362/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016