Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 30 марта 2016 г. N 01-18.1АМ3/16
Резолютивная часть решения оглашена 25 марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2016 года г. Вологда
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Смышляева И.А. - председатель комиссии, зам. начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;
Ласкин М.В. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа;
Лукова И.С. - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа,
рассмотрев жалобу Морозова Александра Павловича на действия организатора торгов - Жемчугова Алексея Анатольевича по процедуре проведения торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО "РосИнтер", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба Морозова Александра Павловича (далее Заявитель) на действия организатора торгов - Жемчугова Алексея Анатольевича по процедуре проведения торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО "РосИнтер".
Жалоба подана Заявителем в установленный срок и соответствует требованиям, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
По мнению Заявителя при проведении торговой процедуры нарушаются положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве), поскольку заявки на участие в торгах принимались только на бумажном носителе, а также Организатор торгов в нарушение торговой процедуры не допустил на торги ни одной заявки без объяснения причин.
Представитель Организатора торгов в письменных пояснениях и на заседании Комиссии пояснил, что нарушений порядка проведения торгов не допускалось. Сообщение о проведении торгов посредством публичного предложения имущества ООО "РосИнтер" опубликовано в N 79 издания "Коммерсантъ" 07.05.2015 и на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве: bankrot.fedresurs.ru. К сообщению на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве прикреплены проекты договоров о задатке и купли-продажи имущества. Также в сообщении указаны все необходимые сведения, в том числе условия для участия в торгах и адрес для предоставления заявки и документов.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.10.2014 ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью "РосИнтер" (далее - ООО "РосИнтер", должник) признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Жемчугов Алексей Анатольевич (далее - Жемчугов А.А.). Определением суда от 13.04.2015 процедура конкурсного производства продлена в отношении ООО "РосИнтер" сроком на шесть месяцев, начиная с 15.04.2015.
В рамках исполнения своих обязанностей конкурсный управляющий ООО "Росинтер" организовал проведение торгов имущества должника.
Торги были организованы и проведены в строгом соответствии с положением о проведении торгов, регламенту Электронной площадки, Закону о банкротстве и иным нормативным актам.
Торги по продаже имущества должника первые и повторные признаны не состоявшимися в виду отсутствия заявок. Сообщение о проведении торгов и их результатах размещены на портале ЕФРСБ, а так же в средствах массовой информации согласно требований Приказа Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников" и Закона о банкротстве.
В связи с этим конкурсным управляющим было принято решение о реализации имущества путем публичного предложения в соответствии с Положением о торгах и Закона о банкротстве.
От Морозова Александра Павловича поступила заявка о намеренье приобрести имущество должника, однако заявка была отклонена организатором торгов в связи с несоответствием ее требованиям п. 3.2 Положения о порядке, сроках и условиях продажи активов ООО "РосИнтер". В адрес организатора торгов не была направлена заявка на бумажном носителе. Положение о торгах размещено в общем доступе на сайте ЕФРСБ и податель жалобы знал и не мог не знать о необходимости направить заявку на бумажном носителе в простой письменной форме. Положение о торгах утверждено собранием кредиторов ни кем не обжаловано и является обязательным для исполнения для организатора торгов и его участников. Обязанность направить заявку в простой письменной форме никоим образом не ущемляет права добросовестных покупателей не приводит к дополнительным затратам, однако является формой борьбы с "роботами" недобросовестными участниками торгов. Информация о результатах торгов в форме публичного предложение размещены надлежащим образом, а также опубликован соответствующий протокол. В настоящий момент задаток для участия в торгах подателю жалобы возвращен.
Имущество ООО "РосИнтер", не реализованное посредством публичного предложения, было передано кредиторам Общества в счет погашения задолженности. Таким образом, интересы участников дела о банкротстве ООО "РосИнтер" не ущемлены.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 24 февраля 2016 года Дело N А13-12538/2014 проверена законной действий конкурсного управляющего ООО "РосИнтер", в том числе законность организации проведения мероприятий по реализации имущества ООО "РосИнтер", принят отчет конкурсного управляющего и принято решение о завершении процедуры банкротства ООО "РосИнтер".
Изучив материалы дела, в том числе письменные пояснения сторон, Комиссия считает жалобу обоснованной по следующим основаниям.
В силу ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии со ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника. В сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
начальная цена продажи предприятия;
величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
порядок и критерии выявления победителя торгов;
дата, время и место подведения результатов торгов;
порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
В силу части 4 статьи 139 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах. Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Проанализировав сообщение о проведении торгов имущества ООО "РосИнтер" посредством публичного предложения, размещенное в газете "Коммерсантъ", а также на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве: bankrot.fedresurs.ru, Комиссия приходит к выводу о наличии в сообщении всей необходимой информации.
Согласно части 14 статьи 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:
свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;
право участия в торгах без взимания платы;
возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов;
хранение и обработку в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации;
защиту информации (заявок на участие в торгах и иных документов), представляемой заявителями, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;
создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов;
бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.
В соответствии с частью 11 статьи 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Принимая во внимание вышеуказанные требования законодательства, Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов порядка проведения торгов ограничивая допуск претендентов к участию в торгах, поскольку заявки на участие в торгах принимаются лишь на почтовый адрес.
Согласно части 11 статьи 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.
К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:
выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
Между тем, организатор торгов указал на необходимость направления заявки на бумажном носителе, ссылаясь на Положение о торгах размещенное в общем доступе на сайте ЕФРСБ.
Установление требований о подаче заявки лишь на бумажном носителе, влечет установление дополнительных барьеров, которые могут привести к ограничению круга потенциальных участников таких торгов.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о нарушении Организатором торгов - Жемчуговым Алексеем Анатольевичем порядка проведения торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ООО "РосИнтер" путем приема заявок на участие в торгах только на бумажном носителе в отсутствие возможности подачи заявки в электронной форме, что привело к неправомерному отказу в допуске к участию в публичном предложении.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 18.1, 23, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу Морозова Александра Павловича вх. N 63-ОГ обоснованной.
Предписание не выдавать в связи с тем, что Определением Арбитражного суда Вологодской области от 24 февраля 2016 года Дело N А13-12538/2014 принято решение о завершении процедуры банкротства ООО "РосИнтер".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 30 марта 2016 г. N 01-18.1АМ3/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016