Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> при участии представителя: ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург": <> - доверенность
от 31.03.2016 N 2118, <> - доверенность от 31.03.2016 N 2117, Сивец В.К. - доверенность от 31.03.2016 N 2112; ОАО "АК "Транснефть": <> - доверенность от 01.04.2016 N 98, <> - доверенность от 01.04.2016 N 99, <> - доверенность от 01.04.2016 N 101;
представители ООО "Исмиль" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Исмиль" от 21.03.2016 N 81юр на действия (бездействие) заказчика ОАО "АК "Транснефть", оператора электронной площадки ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" при проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключения договора на поставку автотранспортной техники (автокраны) (извещение N 31603241717),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Исмиль" (далее - Заявитель)
от 21.03.2016 N 81юр (вх. от 25.03.2016 N 39856-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "АК "Транснефть" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключения договора на поставку автотранспортной техники (автокраны) (извещение N 31603241717) (далее - Аукцион, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "АК "Транснефть", утвержденным решением Совета директоров ОАО "АК "Транснефть" от 30.04.2015 протокол N 12 (далее - Положение о закупке). Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": https://etp.spbex.ru/, регулируется Регламентом проведения закупок товаров, работ и услуг в электронной форме для ОАО "АК "Транснефть" и организаций системы
ОАО "АК "Транснефть" на ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург"
(далее - Регламент) и Правилами проведения закупок товаров, работ и услуг в электронной форме для ОАО "АК "Транснефть" и организаций системы
ОАО "АК "Транснефть" на ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" в редакции
от 30.06.2015. 1. Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены законные права и интересы Заявителя в части ограничения возможности улучшить ценовое предложение в ходе Аукциона по причине технической ошибки на ЭТП. Представитель Оператора, с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Регламентом и Документацией. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 26.01.2016 в ЕИС размещено извещение о проведении Аукциона, Документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация). Согласно Извещению: дата и время окончания подачи заявок - 03.03.2016 в 11:00 (МСК); дата окончания срока рассмотрения заявок - 14.03.2016 (МСК); дата и время подведения итогов - 14.03.2016 в 13:00 (МСК). Согласно Протоколу о допуске по закупке продукции для организаций системы ОАО "АК "Транснефть" Лот N А-13.2.16 "Автотранспортная техника (автокраны) N А-13.2.16/Д от 11.03.2016 подано 3 заявки, допущено к участию в Аукционе 3 заявки. На заседании Комиссии ФАС России Оператором представлена информация о ценовых предложениях участников закупочной процедуры в электронной форме, проводимой на ЭТП 14.03.2016, времени поступления каждого ценового предложения 14.03.2016. Пунктом 3.7.4 Регламента "при работе на ЭП ТН Биржи Пользователь должен учитывать настройки персонального компьютера (или ноутбука), с которого производятся действия на ЭП ТН, количество времени, необходимое для передачи данных по сети "Интернет" (скорость передачи данных), а также работоспособность канала передачи данных сети "Интернет", обеспечиваемых провайдером Пользователя. ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" не контролирует данные процессы и не несет за них ответственности". Согласно пояснениям представителя Оператора технических сбоев на ЭТП, которые могли препятствовать Заявителю подать ценовое предложение в ходе Аукциона, не установлено. В период проведения Аукциона 14.01.2016 Заявителем подано 16 ценовых предложений, что подтверждает надлежащее функционирование ЭТП при проведении Аукциона. Документального подтверждения о наличии технического сбоя на электронной площадке ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург", который мог привести к проблемам доступа и подачи ценовых предложений по вине Оператора, Заявителем не представлено. Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором не обеспечена техническая возможность функционирования программных и технических средств сайта электронной площадки Оператора, в результате чего Заявитель не смог подать очередное ценовое предложение в ходе Аукциона, не нашел своего подтверждения. 2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 3.3 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Разделом 5 Документации установлены единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупке, в том числе:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (пункт 5.1.1 Документации);
наличие у участника закупки устойчивого финансового состояния, подтвержденного данными бухгалтерской отчетности, направленной в налоговые органы (пункт 5.1.4 Документации);
положительная деловая репутация, отсутствие судебных споров за ненадлежащее исполнение договорных обязательств с заказчиком (пункт 5.1.13 Документации);
способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по предмету закупки, обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами (пункт 5.1.15 Документации);
наличие соответствующих лицензий и/или сертификатов производителей, государственных органов необходимых для исполнения договора (пункт 5.1.17 Документации).
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющуюся предметом закупки, должны соответствовать участники Аукциона, какое финансовое состояние признается Заказчиком устойчивым, какой опыт поставки товаров требуется для участия в закупке, что понимается под "деловой репутацией" участника Аукциона, как оценивается способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по предмету закупки, обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами, а также какими именно сертификатами (лицензиями) соответствия на товары по предмету закупки должен обладать участник Аукциона.
При этом пунктом 11.4 Документации установлено, что организатор закупки (заказчик) вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке по следующим основаниям:
- несоответствия заявки по своему составу, оформлению, описанию предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 3.3 Положения о закупке. Разделом 5 Документации, содержащим единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупки, установлены следующие требования: - наличие действующих договорных отношений с производителями (официальными представителями, дилерами) продукции по предмету закупки, технические условия которых включены в Реестр ОВП ОАО "АК "Транснефть" (http://niitnn.transneft.ru/u/section_file/34471/perechen_ovp.pdf), в том числе полной цепочки: участник закупки - субагент; субагент - производитель (исполнитель) (при закупке МТР) (пункт 5.1.22 Документации); - участник закупки обязан приложить документы, подтверждающие наличие дилерских полномочий (дилерский сертификат, договор с производителем или его официальным дилером либо другие документы, подтверждающие возможность поставки) от производителя МТР, предлагаемых к поставке. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, несет участник закупки. Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя, изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с требованиями раздела 5 Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица - производителя, изготовителя закупаемого товара.
Пунктом 5.1.26 Документации установлено требование о предоставлении участником закупки комфортного письма банка-гаранта из перечня банков, представленного по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы "Транснефть").
Комфортное письмо должно быть оформлено одним из банков, входящих в перечень, который размещен по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы "Транснефть") (пункт 7.3.1 Документации).
При этом установлен перечень из 16 банков, гарантии которых должны приниматься организациями системы "Транснефть". В соответствии с частью 3 статьи 71.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств. Пунктом 5.1.7 Документации установлено отсутствие в отношении участника закупки, его учредителей руководителей возбужденных уголовных дел по основаниям, связанным с производственной деятельностью, имеющей отношение к предмету закупки.
Вместе с тем, установление указанных в пунктах 5.1.7, 5.1.22, 5.1.23, 5.1.26, 7.3.1 Документации требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. 4. В соответствии с разделом 15 Документации о требованиях к составу документов, содержащихся в заявке на участие в закупке: - анкета субагента - по форме 6; - копии действующих договоров с производителями (официальными представителями, дилерами) продукции по предмету закупки, технические условия которых включены в Реестр ОВП ОАО "АК "Транснефть" (http://niitnn.transneft.ru/u/section_file/34471/perechen_ovp.pdf), в том числе полной цепочки: участник закупки - субагент; субагент - производитель (исполнитель); - сведения о сертификации системы менеджмента качества стандарта ISO 9001 с приложением копий сертификатов (в том числе на привлекаемых субагентов).
В Форме 5 Документации указано, что под субагентом понимается: любая организация (дилер, представитель, производитель, изготовитель, исполнитель и т.п.), привлеченная к поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг.
"Если планируется приобретение товаров, работ, услуг через субагентов, то необходимо указать организации с кем непосредственно будут заключены сделки на поставку товаров, оказания услуг, выполнения работ с указанием конечного производителя (исполнителя) и с приложением договорных отношений (участник закупки - субагент, субагент - производитель, исполнитель)". Вместе с тем, указанные требования ставят участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации об обязательном предоставлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организациях, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. 5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Пунктом 4.2 Документации установлено, что "любой участник закупки вправе направить организатору закупки запрос о разъяснении положений документации о закупке. Не позднее 3 (трех) дней со дня принятия решения организатором закупки о предоставлении разъяснений положений документации о закупке, такие разъяснения размещаются на официальном сайте, если указанный запрос поступил не позднее, чем за 5 (пять) дней до даты окончания приема заявок на участие в закупке указанной в извещении о закупке (при проведении аукциона)". Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Документации до начала подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Исмиль" от 21.03.2016 N 81юр
(вх. от 25.03.2016 N 39856-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика
ОАО "АК "Транснефть" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого аукциона в электронном виде на право заключения договора на поставку автотранспортной техники (автокраны) (извещение N 31603241717) необоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "АК "Транснефть" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.04.2016 N 223-ФЗ-126/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона Заказчиком заключен договор, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 апреля 2016 г. N 17/22404/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016